Судья: ФИО2 Гр.дело №
номер дела суда первой инстанции №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 декабря 2022 года <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – ФИО6,
судей – ФИО3, ФИО4,
при секретаре – ФИО5,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № по <адрес> о взыскании недоплаченных сумм денежного содержания, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе МИФНС России № по <адрес> на решение Красноармейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда ФИО6, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № по <адрес> о взыскании недоплаченных сумм денежного содержания, компенсации морального вреда по тем основаниям, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ она уволена, в связи с сокращением должности, с государственной гражданской службы специалиста 1 разряда в аналитического отдела; при увольнении работодателем выплачена денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 60395 руб., а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 28,02 дней в сумме 13238,73 рублей. Однако в расчет денежного содержания не включались суммы выплаченных ей средств материального стимулирования и премий при исчислении компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, в связи с чем при увольнении ей не доплачена сумма в размере 95567,04 руб. О нарушении своих прав она узнала только в июне 2022 года.
Основываясь на вышеизложенном, истец просила суд взыскать с Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в свою пользу 95467,04 руб. недоплаченных сумм денежного содержания при сокращении, исчисленной при увольнении с государственной гражданской службы, взыскать компенсацию морального вреда в свою пользу в размере 5000 руб., обязать ответчика с указанных выплат произвести удержание налогов и сборов в соответствии с нормами НК РФ и перечислить их в соответствующие бюджеты.
Истец ФИО1 в судебном заседании отказалась от исковых требований в части обязания ответчика с указанных выплат произвести удержание налогов и сборов в соответствии с нормами НК РФ и перечислить их в соответствующие бюджеты, просила суд производство в данной части прекратить, остальные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по данному гражданскому делу в части обязания ответчика с указанных выплат произвести удержание налогов и сборов в соответствии с нормами НК РФ и перечислить их в соответствующие бюджеты, прекращено, в связи с отказом истца от данной части исковых требований.
Решением Красноармейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: «Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России № по <адрес>, ИНН: №, ОГРН: №, в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес>, сумму денежного содержания при сокращении с государственной гражданской службы, исчисленной при увольнении в размере 95467 (девяносто пять тысяч четыреста шестьдесят семь) рублей 04 коп., а также взыскать компенсацию морального вреда в размере 3000,00 рублей. В остальной части иска отказать».
В апелляционной жалобе МИФНС России № по <адрес> просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались судом заблаговременно и надлежащим образом.
В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражение на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно п. 3.1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ, в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
В соответствии со ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В силу ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
В силу ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС Росси № по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно приказу МИФНС № по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, прекращено действие трудового договора (расторгнут служебный контракт) от ДД.ММ.ГГГГ №, уволена (освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы Российской Федерации) ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 – специалист 1 разряда отдела урегулирования задолженности, в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе (п.8.2 ч.1 ст.37 Закона №79-ФЗ).
В соответствии с п.3.1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ, в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
При увольнении ФИО1, с ней произведен окончательный расчет, выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 60395 руб. а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск за 26,17 календарных дней в размере 13238,73 рублей.
Судом также установлено, что на основании Приказа Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы» производится материальное стимулирование гражданских служащих.
Межрайонной ИФНС России № по <адрес> издавались приказы «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Межрайонной ИФНС России № по <адрес>».
Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО1 указывает на то, что расчет компенсации ответчиком произведен неправильно, из данного расчета незаконно исключены суммы средств материального стимулирования и «разовых» премий, поскольку с данных сумм удерживался НДФЛ, а также все, предусмотренные законодательством платежи.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской
службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативным и правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. №562 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа,
изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79 ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения – в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи в размере трех окладов денежного содержания (ч.2 ст.51 Закона №79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет
средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. №763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного
органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных
государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Однако, суд считает, что МИФНС России № по <адрес> неправильно применили приведенные выше правовые нормы к спорным правоотношениям.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ, в том числе за счет средств
на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих. Следовательно, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом
заявленных ФИО1 требований о составе ее денежного содержания для исчисления компенсации, в связи с увольнением, относится определение правовой природы произведенных ей ответчиком в течение 12 месяцев перед увольнением (а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.) выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения за счет средств материального стимулирования.
Так, из материалов настоящего гражданского дела усматривается, что выплаченное ФИО1 материальное стимулирование было осуществлено в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части
совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, и на основании принятых в соответствии с этим указом постановлений Правительства Российской Федерации, которыми предусматривались в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годах объемы бюджетных ассигнований федерального
бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. №14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. №238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией
федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-
ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.
Из чего следует, что указанное материальное стимулирование за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Из материалов дела, следует, что истцу выплачивались суммы средств материального стимулирования, при этом, данные выплаты не были учтены ответчиком при начислении отпускных, при расчете компенсации при увольнении с государственной службы. Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались и подтверждаются материалами дела.
В соответствии с положениями части 3 статьи 51 ФЗ от 24 июля 2004 г. №79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счёт средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в связи с чем, выплаченные ФИО1 средства материального стимулирования должны учитываться при расчёте компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, и при расчете компенсации за отпуск.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Принимая во внимание, что на Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, суд приходит к выводу, что разъяснения Министерства финансов РФ должны учитываться, в том числе и при оплате труда, либо в сфере государственной гражданской службы.
Доводы ответчика о том, что материальное стимулирование не должно включаться в денежное содержание гражданского служащего, поскольку выплачивается не за счет фонда оплаты труда, а сверх его, в данном случае не имеют правового значения, поскольку независимо от источника финансирования указанные средства выплачиваются работнику (государственному гражданскому служащему) за его работу и являются его доходом.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. N 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (далее также -
Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Порядок).
Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (пункт 1 Порядка).
Согласно пункту 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Между тем в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с 1 января 2007 г., в 2008 - 2012 годах и в 2013 году.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007 - 2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете по подразделу "Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора" раздела "Общегосударственные вопросы" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Исходя из приведенных положений в их системной взаимосвязи материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 - 2010 годах, и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.
Как следует из части 10 статьи 50, части 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх
установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем, к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления
материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. N 90н.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования
системы государственного управления", имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем, к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007г. N 90н, а ссылки ответчика на нормы Порядка являются ошибочными.
При таких обстоятельствах довод ответчика о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не учитывается при расчете компенсационных выплат при увольнении, несостоятелен и не имеет правового значения.
На основании вышеизложенного суд пришел к выводу, что сумма материального стимулирования входит в фонд оплаты труда, а указанные суммы подлежат включению в расчет для исчисления денежного содержания ФИО1 при определении размера компенсации, в связи с увольнением вследствие сокращения должностей государственной гражданской службы, а также компенсации за неиспользованный отпуск. Также в расчет отпускных входит материальная помощь.
Суд, проверив приведенный истцом уточненный расчет, с ним согласился.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недополученная ФИО1 компенсация в связи с увольнением вследствие сокращения должностей государственной гражданской службы в размере 95567,04 руб., рассчитываемая следующим образом: размер содержания ФИО1 составляет 24544,58*4=73633,73 руб., общая сумма средств материального стимулирования (далее – СМС), выплаченных ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ составляет 164126 руб., следовательно, 1/12 СМС за 4 месяца (компенсация при увольнении) составляет: 164126:12*4=54708,68 руб.; общая сумма средств материального стимулирования за счет дополнительных ассигнований, выплаченных ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. составляет 122275,10 руб., следовательно, 1/12 СМС за 4 месяца (компенсация при увольнении) составляет: 122275,10:12*4=40758,36 руб. Таким образом, общая сумма недоплаченных ФИО1 денежных средств при увольнении с гражданской службы составляет сумму в размере 95467,04 рублей (73633,73 руб. +54708,68 руб.+40758,36 руб.=169100,77 руб.-73633,73 руб. (сумма, выплаченная ответчиком ФИО1 при увольнении)=95467,04 руб.
Судом установлено, что ответчиком были нарушены трудовые права ФИО1 в части неначисления и невыплаты своевременно причитающихся денежных средств, что лишило ее возможности своевременно распорядиться денежными средствами для удовлетворения своих потребностей, что подтверждает причинение ей морального вреда. Кроме того, в связи с нарушением ответчиком трудовых прав, а именно своевременности, причитающихся выплат и компенсаций, истец вынужден был обратиться в суд за защитой нарушенного права.
Поскольку факт нарушения трудовых прав истца был подтвержден в ходе рассмотрения дела, учитывая период невыплаты ответчиком причитающихся при увольнении денежных сумм, суд, исходя из обстоятельств дела, объема и характера, причиненных истцу
нравственных и физических страданий, пришел к выводу о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в пользу истца в сумме 3000 рублей.
Суд не принял доводы представителя МИФНС по <адрес>, о том, что истцом не представлены доказательства причиненных ей нравственных и физических страданий, поскольку, исходя из вышеизложенного, моральный вред был причинен ФИО1 в результате неправомерных действий ответчика - работодателя.
Судебная коллегия соглашается с решением суда, вынесенным с учетом установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств, которым дана правильная правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно, и не усматривает оснований для отмены постановленного решения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не приняты во внимание требования ст.37, ст.50, Закона № 79-ФЗ, Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, не учтено, что средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты не предусмотрены, не заслуживают внимания, как несостоятельные.
Суд при вынесении решения руководствовался ст. 50, 51, 70, ФЗ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», разъяснениями, изложенными в абз.5 п. 5, п. 56 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применение судами РФ Трудового кодекса РФ», Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562, п. 8, 9 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», исходил из того, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих входят в состав денежного содержания гражданского служащего, выплачиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, в связи с чем подлежат учету при расчете среднего заработка государственного служащего для выплат по ежегодным оплачиваемым отпускам, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации при увольнении в связи с сокращением.
ФНС России и ее территориальные органы в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих ежеквартально производили начисление своим гражданским служащим выплат стимулирующего характера (материальное стимулирование), имеющих цель материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы, то есть выделяемых ФНС России именно на оплату труда, а потому подлежащим включению в состав денежного содержания гражданского служащего.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном взыскании компенсации морального вреда, ФИО1 не предоставила доказательства причиненных ей нравственных и физических страданий в результате неполного исчисления выплат, не могут быть приняты во внимание, поскольку судом установлен факт нарушения трудовых прав истца, что является основанием для компенсации морального вреда в соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ. При этом, законодатель, закрепляя право на компенсацию морального вреда, не устанавливает единого метода оценки физических и нравственных страданий, не определяет конкретный размер компенсации, а предоставляет определение размера компенсации суду. Компенсация морального вреда должна возместить потерпевшему понесенные им физические и нравственные страдания. Исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда, судебной коллегией по не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Красноармейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу МИФНС России № по <адрес> – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Председательствующий:
Судьи: