Дело № 2-1367/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 сентября 2023 года Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего – судьи Крикуновой А.В.,
при ведении протокола помощником судьи Ковалевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Шугаевой Зои Ефимовны к Корсаку Марку Сергеевичу, Литвиненко Александру Борисовичу о признании договора дарения недействительным, применении последствий недействительности сделки
установил:
Шугаева З.Е. обратилась в Томский районный суд Томской области с исковым заявлением к Корсаку М.С. к Литвиненко А.Б., в котором просила признать договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, недействительной сделкой.
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ Шугаева З.Е. подарила дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, своему внуку - Корсаку М.С.
В последующем Корсак М.С. продал данные дом и земельный участок Литвиненко А.Б. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец полагает, что поскольку на момент подписания договора дарения ответчик Корсак М.С. был несовершеннолетним, то в силу положений ст. 166,175 ГК РФ, имеет право требовать признания данной сделки недействительной и применении последствий её недействительности.
Истец Шугаева З.Е., надлежащим образом уведомленная о времени и месте судебного разбирательства, не явилась, направила в суд своего представителя.
Ответчики Корсак М.С., Литвиненко А.Б., извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Ответчик Литвиненко А.Б. представил заявление о признании иска.
Третье лицо АО «Россельхозбанк» в судебное заседание своего представителя, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не направило.
Финансовый управляющий Литвиненко А.Б. Мурин В.А., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился.
При таких обстоятельствах на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. п. 1, 2 и 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора; стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами; условия договора определяются по усмотрению сторон кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (статья 153 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что по смыслу статьи 153 ГК РФ при решении вопроса о правовой квалификации действий участника (участников) гражданского оборота в качестве сделки для целей применения правил о недействительности сделок следует учитывать, что сделкой является волеизъявление, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (например, гражданско-правовой договор, выдача доверенности, признание долга, заявление о зачете, односторонний отказ от исполнения обязательства, согласие физического или юридического лица на совершение сделки).
В материалы дела представлен договор дарения недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 1. данного договора даритель Шугаева З.Е. безвозмездно передает в собственность одаряемого Корсак М.С. двухэтажный жилой дом (подземных этажей – 1), находящийся по адресу: <адрес>, и земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно части 2 статьи 26, пункту 2 статьи 28 Гражданского кодекса Российской Федерации несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; совершать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 175 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет без согласия его родителей, усыновителей или попечителя, в случаях, когда такое согласие требуется в соответствии со статьей 26 настоящего Кодекса, может быть признана судом недействительной по иску родителей, усыновителей или попечителя.
Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя: 1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; 2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; 3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими; 4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса.
Более того, буквально толкуя положения п. 1 ст. 26, Гражданского кодекса Российской Федерации, такое же право предоставлено несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, с той разницей, что иные сделки они вправе совершать с письменного согласия своих законных представителей. Совершенная им сделка действительна также при последующем одобрении законным представителем.
Как следует из материалов дела, заключение договора дарения недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ Шугаевой З.Е. (дарителем) и Корсак М.С. (одаряемым), который на момент ее заключения являлся несовершеннолетним, было совершено с письменного согласия законного представителя – матери Корсака М.С. ФИО2.
Анализируя условия вышеуказанного договора дарения, суд не усматривает какого-либо запрета на отчуждение/продажу полученного дара в будущем.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Шугаевой З.Е. и Корсак М.С. договор дарения земельного участка и расположенного на нем жилого дома соответствует требованиям закона, в связи с чем заявленные исковые требования в части признания договора дарения недействительным являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу ч. 1 ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Согласно ст. 550 Гражданского кодекса Российской Федерации Договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434).
Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.
Как следует из п. 1 ст. 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
В соответствии со ст. 556 Гражданского кодекса Российской Федерации Передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче. Если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.
Согласно ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка) (часть 1).
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо (часть 3).
Статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (абзац 1 часть 1).
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (часть 2).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Корсаку М.С. на праве собственности на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Шугаевой З.Е. (даритель) и Корсаком М.С. (одаряемый), принадлежал двухэтажный жилой дом (подземных этажей – 1), находящийся по адресу: <адрес>, и земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> Общая площадь жилого дома 570,6 кв.м в том числе жилая площадь 202,7 кв.м, назначение жилое, инвентарный номер №, лит.А. Площадь земельного участка, на котором расположен указанный жилой дом, составляет 1 100 кв.м. Категория земель – земли населенных пунктов. Указанные обстоятельства подтверждаются договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права №, свидетельством о государственной регистрации права №.
ДД.ММ.ГГГГ между Корсаком М.С. (продавец) и Литвиненко А.Б. (покупатель) заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым Корсак М.С. продал в собственность Литвиненко А.Б. принадлежащие ему на праве собственности:
жилой дом, находящийся по адресу: <адрес> земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>. Жилое помещение: двухэтажный жилой дом (подземных этажей – 1), общая площадь 570,6 кв.м., инв. №, лит. А, кадастровый №;
земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общая площадь 1110 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Исходя из п. п. 6, 7 договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение и земельный участок проданы за 14 700 000 рублей, в том числе земельный участок за 840 000 рублей. Жилое помещение и земельный участок приобретаются покупателем у продавца частично за счет собственных средств в размере 3 700 000 рублей, частично за счет кредитных средств в размере 11 000 000 рублей, предоставленных покупателю по кредитному договору (при ипотеке в силу закона) от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенному между покупателем и АО «Россельхозбанк». Кредит предоставлен сроком на 180 месяцев, считая от даты фактического предоставления кредита.
В соответствии с п. 8 договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ сумма 11 000 000 рублей выплачивается покупателем продавцу посредством безотзывного покрытого аккредитива, который открывается банком-эмитентом АО «Россельхозбанк».
Согласно п. 10 указанного договора купли-продажи продавец довел до сведения покупателя, а покупатель принял к сведению, что лиц, призванных на действительную срочную военную службу, временно выезжавших по условиям и характеру работы, в том числе в связи с выездом в загранкомандировку, на учебу, отсутствующих по вопросу выполнения обязанностей (опекуна (попечителя), лиц, заключенных под стражу, в соответствии с п. 1 ст. 558 Гражданского кодекса Российской Федерации лиц, сохраняющих права пользования жилым помещением и земельным участком после приобретения их покупателем, в жилом помещении и земельном участке не имеется.
Факт того, что продавец передал, а покупатель принял вышеуказанные жилой дом и земельный участок, и стороны не имеют претензий по существу договора, подтверждается актом приема-передачи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Договор купли-продажи и акт приема-передачи жилого дома и земельного участка подписаны Корсаком М.С. и Литвиненко А.Б.
Государственная регистрация перехода права собственности от Корсака М.С. к Литвиненко А.Б. на жилой дом и земельный участок произведена Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Томской области ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами реестровых дел объектов недвижимости с кадастровыми номерами № и №.
На основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за Литвиненко А.Б. зарегистрировано право собственности на жилой дом общей площадью 570,6 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, номер государственной регистрации № и на земельный участок общей площадью 1110 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, номер государственной регистрации №. Вышеуказанное недвижимое имущество – жилой дом и земельный участок обременено ипотекой в силу закона. Ограничение прав и обременение объекта недвижимости установлено на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами № и №).
Таким образом, на момент продажи спорного недвижимого имущества Корсак М.С. являлся совершеннолетним. Дееспособность Корсака М.С. сторонами не оспаривалась, каких-либо запретов, ограничений или обеспечительных мер в отношении спорного имущества на момент сделки не было.
В силу статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу положений ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск.
При признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований (часть 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 4.1. статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Вместе с тем суд не принимает признание иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Разрешая вопрос о принятии признания иска ответчиком Литвиненко А.Б., суд соглашается с позицией представителя третьего лица АО «Россельхозбанк» Афанасьева А.Ю., отраженной в письменных возражениях, действующего на основании доверенности, согласно которой признанием иска ответчиком, в случае его принятия судом, будут нарушены права и законные интересы банка. Так, в случае признания договора купли-продажи жилого помещения и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, будет признан недействительным и договор о залоге (ипотеке) указанного имущества, следовательно, залоговое имущество будет выведено из-под залога.
Принимая во внимание, что истец Шугаева З.Е. – бабушка ответчика Корсак М.С., теща соответчика Литвиненко А.Б., ответчик Корсак М.С. – сын ФИО7, и пасынок соответчика Литвиненко А.Б., ФИО7 – мать Корсака М.С. и супруга Литвиненко А.Б., Литвиненко А.Б. – супруг ФИО7 (указанное участвующими в деле лицами не отрицалось), суд усматривает заинтересованность истца Шугаевой З.Е., ответчиков Корсака М.С., Литвиненко А.Б. в выводе недвижимого имущества из-под залога в случае удовлетворения заявленных исковых требований.
Таким образом, суд не принимает признание иска ответчиками.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ №2-1367/2023 ░
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░ 70RS0005-01-2023-001305-04
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26.09.2023.