Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2024 года с. Ермаковское
Ермаковский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Степановой С.Б.,
при секретаре судебного заседания Фралковой Ю.Е.,
с участием прокурора Морозовой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ермаковского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ермаковского района Красноярского края о запрете использования земельного участка и об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ
Прокурор Ермаковского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Ермаковский районный суд Красноярского края с исковым заявлением к Администрации Ермаковского района Красноярского края, Ермаковскому районному Совету депутатов и Главе Ермаковского района Красноярского края о запрете использования земельного участка и об обязании совершить действия. В своем исковом заявлении с учетом заявления об уточнении требований истец просит запретить использование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в целях утилизации жидких бытовых отходов при отсутствии на нем очистных сооружений; обязать Администрацию Ермаковского района Красноярского края исключить факты неправомерного использования земельного участка с нарушением норм земельного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления неопределенным кругом лиц. От поддержания требований, заявленных к Ермаковскому районному Совету депутатов и Главе Ермаковского района Красноярского края, прокурор отказался, просил производство по делу в указанной части прекратить.
Определением суда от 28.02.2024 года производство по делу в части требований, заявленных к Ермаковскому районному Совету депутатов и Главе Ермаковского района Красноярского края, было прекращено в связи с отказом истца от иска к названным ответчикам.
Истец в своем исковом заявлении, а также в судебном заседании лично свои требования мотивировал следующим. В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (далее – СанПин 2.1.3684-2), в населенных пунктах без централизованной системы водоотведения накопление жидких бытовых отходов должно осуществляться в локальных очистных сооружениях либо в подземных водонепроницаемых сооружениях как отдельных, так и в составе дворовых уборных.
Объекты, предназначенные для приема и (или) очистки жидких бытовых отходов, должны соответствовать требованиям Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», санитарных правил и санитарно-эпидемиологическим требованиям по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Не допускается вывоз жидких бытовых отходов в места, не предназначенные для приема и (или) очистки жидких бытовых отходов.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ № 89) объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приведенные положения законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В нарушение указанных требований закона неустановленными лицами до настоящего времени осуществляется слив жидких бытовых отходов на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, при этом очистные сооружения на указанном участке отсутствуют. Подтверждением использования земельного участка являются составленные протоколы по делам об административных правонарушениях от 03.02.2023 года, 11.02.2023 года, 07.03.2023 года, 19.04.2023 года и 29.04.2023 года по факту слива отходов на земельном участке, а также вынесенные постановления о привлечении физических лиц к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 3.3 ст. 8.2 КоАП РФ. Ермаковским районным советом депутатов было принято решение № 30-177в, допускающее слив жидких бытовых отходов на ранее отведенный полигон жидких бытовых отходов, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> до окончания строительства очистных сооружений на территории Ермаковского района. Вместе с тем, единственным в настоящее время, соответствующим законодательству способом утилизации жидких бытовых отходов, образующихся на территории Ермаковского района, является транспортировка на очистные сооружения, расположенные в п. Шушенское.
В настоящее время решение Ермаковского районного совета депутатов от 04.04.2023 года № 30-177в не отменено, прокурор ссылается на то, что полигон жидких бытовых отходов, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, продолжает использоваться гражданами. Именно решение совета депутатов от 04.04.2023 года позволяет в дальнейшем использовать земельный участок неопределенному кругу физических и юридических лиц с целью утилизации жидких бытовых отходов, тогда как на территории Ермаковского района отсутствует отведенное для этих целей место с очистными сооружениями. Использование спорного земельного участка в нарушение действующего законодательства свидетельствует об отсутствии муниципального контроля со стороны Администрации Ермаковского района. С учетом изложенного, а также приведенных в исковом заявлении норм права, прокурор просит запретить использование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в целях утилизации жидких бытовых отходов при отсутствии на нем очистных сооружений, а также просит обязать Администрацию Ермаковского района Красноярского края исключить факты неправомерного использования земельного участка с нарушением норм земельного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления неопределенным кругом лиц.
Представитель ответчика Администрации Ермаковского района в зал суда не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, ранее просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве позиция ответчика выражена следующим образом. Согласно положениям п. 2 ст. 51 Закона № 7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Жидкие бытовые отходы представляют собой отходы, которые образуются в домах, не подсоединенных к централизованной системе канализации. В состав жидких бытовых отходов, которые образуются в результате жизнедеятельности человека, входят стоки из душа, ванной, кухни, а также фекальные нечистоты. Вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен. В населенных пунктах без централизованной системы водоотведения накопление жидких бытовых отходов должно осуществляться в локальных очистных сооружениях либо в подземных водонепроницаемых сооружениях как отдельных, так и в составе дворовых уборных. В настоящее время на территории Ермаковского района организован сбор и вывоз жидких бытовых отходов в п. Шушенское. Администрация Ермаковского района не использовала и не использует земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>. С учетом изложенного, требования прокурора подлежат разрешению на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Правительства Красноярского края в зал суда не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, ранее просил провести судебное заседание без его участия. Свою позицию в ранее представленном письменном отзыве мотивировал следующим. Слив жидких бытовых отходов на спорном земельном участке не отвечает требованиям и противоречит действующему природоохранному и санитарно-эпидемиологическому законодательству. По информации Министерства экологии Красноярского края разрешительная документация для слива жидких бытовых отходов на указанном земельном участке – отсутствует. С учетом приведенных в отзыве норм, использование земельного участка как места размещения жидких бытовых отходов будет противоречить природоохранному и санитарно-эпидемиологическому законодательству. Кроме того на территории Ермаковского района организованы меры по вывозу жидких бытовых отходов в специализированные места для слива в централизованную систему водоотведения в целях соблюдения требований экологического законодательства, а также предприняты меры по поддержке населения, связанные с компенсацией части платы для граждан за вывоз жидких бытовых отходов.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Министерства природных ресурсов и лесного хозяйства, Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, ООО «Жилкомхоз» в зал суда не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела в суд не направили.
Суд с учетом мнения истца полагает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Кроме того, согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении экономической (хозяйственной) и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно ч. 1 ст. 34 названного Закона, хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Кроме того, согласно преамбуле к Федеральному закону от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Частью 1 ст. 22 названного Закона предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления – это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Под обращением с отходами законодатель понимает деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Размещение отходов в названной норме определено как хранение и захоронение отходов, тогда как хранение отходов – это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
В статье 1 названного закона также дано определение объекта размещения отходов, под которым понимается специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов.
Из содержания ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ допускается накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно пунктам 17 и 18 СанПиН 2.1.368421 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен. В населенных пунктах без централизованной системы водоотведения накопление жидких бытовых отходов должно осуществляться в локальных очистных сооружениях, либо в подземных водонепроницаемых сооружениях как отдельных, так и в составе дворовых уборных.
В соответствии с пунктом 24 СанПиН 2.1.3684-21 объекты, предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО, должны соответствовать требованиям Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», санитарных правил и санитарно-эпидемиологическим требованиям по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Не допускается вывоз ЖБО в места, не предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО.
Объекты размещения отходов должны быть внесены в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно ч. 7 ст. 12 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370» уполномоченным на ведение реестра отходов органом исполнительной власти является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
В ходе рассмотрения дела по существу судом было установлено следующее.
21.11.1990 года решением Ермаковского районного совета народных депутатов № 353 был утвержден акт выбора и обследования земельного участка под строительство очистных сооружений в северо-восточной част села в 200 метрах от пищекомбината (том 1 л.д. 32).
В материалы дела также представлено решение Ермаковского районного совета народных депутатов от 11.04.1991 года № 97 которым был утвержден акт выбора и обследования земельного участка под строительство очистных сооружений села Ермаковское на землях лесопитомника Ермаковского лесхоза в ур. Песчанка (том 1 л.д. 33).
Постановлением Главы Ермаковской сельской администрации от 25.04.1996 года РМПО ЖКХ для организации полигона жидких бытовых отходов был выделен в постоянное пользование земельный участок площадью 0,5 га на северо-западной окраине с. Ермаковского (район нового ДОКа) (том 1 л.д. 113).
На основании указанного постановления РМПО ЖКХ был выдан государственный акт на право собственности на землю пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, зарегистрированный в Книге записей Государственных актов на право собственности, владения, пользования землей на № 22 (том 1 л.д. 141).
Постановлением заместителя Главы Администрации муниципального образования «Ермаковский сельсовет» от 24.03.2006 года № 97 было постановлено: «Утвердить проект границ земельного участка, находящегося на землях поселений примерно в 300 метрах по направлению на северо-запад от ориентира, адрес ориентира: с. Ермаковское, ул. Промышленная, 5, общей площадью 5 000 кв.м.; установить разрешенное использование – для хранения жидких, бытовых отходов» (том 1 л.д. 110).
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок площадью 5 000 кв.м., предназначенный для организации полигона жидких бытовых отходов, был поставлен на кадастровый учет 10.01.2008 года, ему был присвоен кадастровый номер <данные изъяты>, вид разрешенного использования – для организации полигона жидких бытовых отходов; категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Также на листе выписки указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства; сведения о вещных правах на объект недвижимости, не зарегистрированных в реестре прав, ограничений прав и обременение недвижимого имущества: вид права – бессрочное (постоянное) пользование, правообладатель – Ермаковское районное многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства, документ основание от 20.12.2007 № 1 ( том 1 л.д. 115-118).
Таким образом, исторически слив и утилизация жидких бытовых отходов на территории муниципального образования «Ермаковский район» производились на земельный участок, в настоящее время имеющий кадастровый номер <данные изъяты>.
При рассмотрении гражданского дела по иску прокурора Ермаковского района Красноярского края, поданного в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ермаковского района об обязании организовать переработку и утилизацию жидких бытовых отходов, судом было установлено, что в ходе проведения проверки в выделе 32 квартала 20 Ермаковского участкового лесничества ООО «им. Ванеева» Ермаковского района Красноярского края размещаются жидкие бытовые отходы, образующиеся в результате деятельности физических лиц проживающих на территории Ермаковского района и организаций, расположенных на территории Ермаковского района. На основании заключения по результатам проведения исследований, измерений и испытаний ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» филиал «ЦЛАТИ по Енисейскому региону» «ОЛАТИ по Республике Хакасия на вышеуказанной территории установлено наличие повышения концентрации загрязняющих веществ. Площадь участка загрязнения составляет 23144 м2. Согласно расчету в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в результате поступления в почву загрязняющих веществ, приводящего к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв составляет 145 808 200 рублей (том 1 л.д. 131).
Также в материалы гражданского дела № 2-443/2020 представлен ответ главы Ермаковского района, из содержания которого следует, что «на территории района организована работа по сбору жидких бытовых отходов путем откачки септиков, были выделены и поставлены на учет земельные участки для размещения объекта «Система водоотведения в с. Ермаковское», получены все необходимые технические условия, подготовлена вся исходящая документация для проектирования объекта. Администрация Ермаковского района Красноярского края обратилась в Министерство строительства края. В 2012 году Государственным предприятием Красноярского края «Центр развития коммунального комплекса (в качестве заказчика) был разработан проект на строительство системы водоотведения в с. Ермаковское, который прошел государственную экспертизу. Объект не включают в перечень строек в виду его высокой сметной стоимости. Специально отведенный земельный участок под размещение полей ассенизации на территории района отсутствует.» (том 3 л.д.124).
Заочным решением Ермаковского районного суда Красноярского края от 06.08.2020 года исковые требования прокурора Ермаковского района к Администрации Ермаковского района об обязании организовать переработку и утилизацию жидких бытовых отходов были удовлетворены, судом постановлено: «Обязать Администрацию Ермаковского района Красноярского края в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу организовать переработку и утилизацию жидких бытовых отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства на территории муниципального образования Ермаковский район» (том 1 л.д. 130-131). Указанное заочное решение суда вступило в законную силу 25.09.2020 года, к настоящему времени не исполнено (том 2 л.д. 193).
Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела судом достоверно установлено, что на территории Ермаковского района хоть и имеется земельный участок, ранее выделенный для утилизации жидких бытовых отходов, однако данный земельный участок не соответствует требованиям действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды, эпидемиологии и благополучия человека, в государственный реестр объектов размещения отходов не внесен (том 3 л.д. 80).
Вместе с тем, не принимая во внимания положения федерального законодательства, запрещающего использование земельных участков не соответствующих установленным требованиям и не включенных в реестр отходов с целью утилизации жидких бытовых отходов Ермаковским районным Советом депутатов принято решение № 30-177в, допускающее слив жидких бытовых отходов на ранее отведенный полигон жидких бытовых отходов, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> до окончания строительства очистных сооружений на территории Ермаковского района (том 1 л.д. 9).
Подтверждением использования земельного участка являются составленные в отношении ФИО11, ФИО12, ФИО13 (том 3 л.д. 102-120), ФИО14, ФИО15 и ФИО16 (том 3 л.д. 10-23) протоколы по делам об административных правонарушениях, при этом ФИО17 и ФИО18 (том 3 л.д. 14, 196) прямо указывают на то, что слив жидких бытовых отходов на спорный земельный участок допустим, решением Ермаковского районного Совета Депутатов от 04.04.2023 года разрешено использование земельного участка с целью слива ЖБО.
На невозможность использования указанного земельного участка с целью утилизации жидких бытовых отходов, по мнению суда, указывает не только сам факт наличия решения Ермаковского районного суда от 06.08.2020 года, которое ответчиком – Администрацией Ермаковского района обжаловано не было, и меры к исполнению которого принимаются со стороны должника путем направления различных запросов и обращений в исполнительные органы Красноярского края, но и также факт того, что на территории Ермаковского района с 2023 года организована утилизация жидких бытовых отходов путем их вывоза на очистные сооружения п. Шушенское.
Из содержания ответа на запрос суда, полученного из ООО «Жилкомхоз» (том 2 л.д. 181) следует, что Постановлением Администрации Ермаковского сельсовета от 23.03.2006 № 97-п был утвержден проект границ земельного участка общей площадью 5 000 кв.м. с разрешением использования для хранения жидких бытовых отходов. Земельный участок поставлен на кадастровый учет, имеет кадастровый номер <данные изъяты> и отнесен к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и иного специального назначения. На данной категории земель разрешено размещение полигонов как твердых, так и жидких бытовых отходов. Ранее данный земельный участок был предоставлен в постоянное и бессрочное пользование муниципальному предприятию РМПО «ЖКХ», выдавался государственный акт на право пользования землей. Указанное предприятие в настоящее время ликвидировано, право на земельный участок не переоформлялось. Согласно выписке из реестра муниципальной собственности Ермаковского района на данном земельном участке расположено сооружение «полигон жидких бытовых отходов» с реестровым номером № 3410/08. (том 2 л.д. 155). Сооружение представляет собой два пруда отстойника и наблюдательную скважину за состоянием грунтовых вод. Данное сооружение использовалось для размещения жидких бытовых отходов многоквартирных и частных домов до февраля 2023 года. Также ранее проводились работы на данном сооружении по очистке сухого остатка и укреплению бортов прудов отстойников.
Поскольку на территории Ермаковского района отсутствует централизованное водоотведение, услуги по вывозу жидких бытовых отходов оказывает ООО «Жилкомхоз», которое осуществляет откачку и вывоз жидких бытовых отходов из отстойников многоквартирных и жилых домов, организаций в очистные сооружения, расположенные в пгт. Шушенское, что подтверждается представленными в дело договором водоотведения от 14.03.2023 года (том 3 л.д.26-29) и договором № 16/24-01, заключенном на период с 01.01.2024 по 31.12.2024 года (том 3 л.д. 32-36).
В своем исковом заявлении истец просит запретить использование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в целях утилизации жидких бытовых отходов при отсутствии на нем очистных сооружений.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учетом приведенной нормы при распределении бремени доказывания именно на истце лежит обязанность доказать факт использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в целях утилизации жидких бытовых отходов.
Обосновывая свои исковые требования и подтверждая факт использования спорного земельного участка для утилизации жидких бытовых отходов, прокурор ссылается на наличие протоколов по делам об административных правонарушениях, которые были истребованы судом и исследованы в ходе судебного заседания.
Таким образом, факт несанкционированного использования земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, с целью слива жидких бытовых отходов судом был установлен.
Более того, ответчиком по делу – Администрацией Ермаковского района, факт использования земельного участка оспорен не был, а само поведение ответчика на протяжении всего периода нахождения гражданского дела на рассмотрении в Ермаковском районном суде, свидетельствует о фактическом согласии с принятым Ермаковским районным Советом Депутатов решением от 04.04.2023 года, разрешающим использование земельного участка с целью слива ЖБО.
Разрешая требование истца о запрете использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в целях утилизации жидких бытовых отходов при отсутствии на нем очистных сооружений, суд руководствуется также следующим.
В соответствии с положениями ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Частью 3 ст. 209 ГК РФ предусмотрено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> включен в реестр муниципальной собственности, таким образом, в отношении указанного объекта Администрация Ермаковского района осуществляет правомочия собственника.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
При этом нормами действующего законодательства, а также согласно положениям Устава Ермаковского района Красноярского края, организация и осуществление местного самоуправления должна осуществляться в интересах населения (том 1 л.д. 147).
В соответствии со ст. 3 Устава Ермаковского района, местное самоуправление осуществляется, в том числе, на принципе соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.
В виду того, что дальнейшее использование земельного участка создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, наложение запрета на использование земельного участка с целью утилизации жидких бытовых отходов, по мнению суда, исключит случаи нарушения прав неопределенного круга лиц, а также в случае совершения гражданами или организациями административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.3 КоАП РФ, позволит исключить неправомерные ссылки лиц в оправдание совершенных ими административных правонарушений, на возможность слива ЖБО в соответствии с решением Ермаковского районного Совета Депутатов от 04.04.2023 года на спорный земельный участок.
Таким образом, Администрация Ермаковского района хоть фактически и не осуществляет использование земельного участка с целью слива жидких бытовых отходов, но на ней и как на собственнике муниципального имущества, и как на органе местного самоуправления, лежит обязанность по соблюдению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
С учетом изложенного, требование о запрете использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в целях утилизации жидких бытовых отходов при отсутствии на нем очистных сооружений подлежит удовлетворению.
Разрешая требование истца о возложении обязанности на Администрацию Ермаковского района Красноярского края исключить факты неправомерного использования земельного участка с нарушением норм земельного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, неопределенным кругом лиц, суд исходит из того, что данное требование удовлетворению не подлежит, поскольку данное требование направлено на совершение действий в будущем. Вместе с тем, в случае установления факта нарушения прав неопределенного круга лиц, а также нарушение норм земельного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, лицо, чье право нарушено, не лишено возможности обратиться за защитой нарушенных прав в судебном или ином порядке.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ермаковского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ермаковского района Красноярского края о запрете использования земельного участка и об обязании совершить действия – удовлетворить частично.
Запретить использование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в целях утилизации жидких бытовых отходов при отсутствии на нем очистных сооружений.
В удовлетворении требования о возложении обязанности на Администрацию Ермаковского района Красноярского края исключить факты неправомерного использования земельного участка с нарушением норм земельного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления неопределенным кругом лиц - отказать.
Решение может быть обжаловано через Ермаковский районный суд Красноярского края в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 28.02.2024