УИД: 03RS0001-01-2022-002401-42
Дело №2-2331/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 сентября 2022 года г.Уфа
Демский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Киекбаевой А.Г.,
при секретаре Ильясовой Г.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мухтаруллина Р.Р. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан о включении праздничных республиканских дней в стаж, возложении обязанности установить досрочную страховую пенсию,
У С Т А Н О В И Л:
Мухтаруллина Р.Р. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан о включении праздничных республиканских дней в стаж, возложении обязанности установить досрочную страховую пенсию, указывая, что 23.02.2022 она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Демском районе г.Уфы РБ (далее УПФ) с просьбой установить досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.
Пересмотренным решением №220000068283/350890/22 от 25.072022 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. При этом не засчитаны периоды:
- нерабочих праздничных дней 13.05.2021, 20.07.2021, 11.10.2021, 11.10.2020, 31.07.2020, 24.05.2020,11.10.2019, 04.06.2019,11.08.2019, 15.06.2018, 21.08.2018, 11.10.2018, 25.06.2017, 01.09.2017, 11.10.2017, 05.07.2016, 12.09.2016, 11.10.2016, 17.07.2015, 24.09.2015, 11.10.2015, 28.07.2014, 04.10.2014, 11.10.2014, 08.08.2013, 11.10.2013, 15.10.2013,19.08.2012, 25.10.2012, 11.10.2012, 30.08.2011, 11.10.2011, 06.112011, 24.12.2008, 08.12.2008, 11.10.2008, 30.09.2008, 24.12.2007, 20.12.2007, 12.10.2007, 11.10.2007, 24.12.2006, 23.11.2006, 11.10.2006, 10.01.2006, 24.12.2005, 03.11.2005, 11.10.2005, 20.01.2005, 24.12.2004, 14.11.2004, 11.10.2004, 01.02.2004, 11.02.2003, 11.10.2003, 25.11.2003, 24.12.2003, 05.12.2002, 11.10.2002, 24.12.2002, 02.05.2022 (61 дней).
Всего: 25 лет 22 дня на момент подачи заявления (23.022022г).
Согласно решению УПФ №220000068283/350890/22 от 25.072022 ее специальный педагогический стаж составил 25 лет на 15.042022г
С решением УПФ она не согласна. Считает, что решением УПФ нарушено ее право на досрочную страховую пенсию. Таким образом, 25 лет выслуги педагогического стажа наступает на 61 день раньше вынесенного решения т.е.13 февраля 2022 года
Просит Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Демсюм районе г.Уфы РБ включить
ФИО7 в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды:
- нерабочих праздничных дней 13.05.2021, 20.07.2021, 11.10.2021, 11.10.2020, 31.07.2020, 24.05.2020,11.10.2019, 04.06.2019,11.08.2019, 15.06.2018, 21.08.2018, 11.10.2018, 25.06.2017, 01.09.2017, 11.10.2017, 05.07.2016, 12.09.2016, 11.10.2016, 17.07.2015, 24.09.2015, 11.10.2015, 28.07.2014, 04.10.2014, 11.10.2014, 08.08.2013, 11.10.2013, 15.10.2013,19.08.2012, 25.10.2012, 11.10.2012, 30.08.2011, 11.10.2011, 06.112011, 24.12.2008, 08.12.2008, 11.10.2008, 30.09.2008, 24.12.2007, 20.12.2007, 12.10.2007, 11.10.2007, 24.12.2006, 23.11.2006, 11.10.2006, 10.01.2006, 24.12.2005, 03.11.2005, 11.10.2005, 20.01.2005, 24.12.2004, 14.11.2004, 11.10.2004, 01.02.2004, 11.02.2003, 11.10.2003, 25.11.2003, 24.12.2003, 05.12.2002, 11.10.2002, 24.12.2002, 02.05.2022 (61 дней).
2.Признать, что 13.02.2022г. Мухтаруллина Р.Р. выработан специальный 25-летний педагогический стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
3.Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Демском районе г.Уфы РБ установить Мухтаруллина Р.Р. досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в 2026 году согласно требованиям ч.3 ст. 10 Закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ, а именно с 13.02.2026.
Истец Мухтаруллина Р.Р. на судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом.
Представитель ответчика ГУ УПФ в Дёмском районе г.Уфы на судебное заседание не явился, направил отзыв на исковое заявление, в котором возражал против удовлетворения исковых требований.
Изучив и оценив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
Согласно подп. "в" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессии, должностей, специальностей и учреждении (организации), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, последовательно применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
В судебном заседании установлено, что 23.02.2022 Мухтаруллина Р.Р. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Демском районе г.Уфы РБ (далее УПФ) с просьбой установить досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.
Пересмотренным решением №220000068283/350890/22 от 25.07.2022 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. При этом не засчитаны периоды:
- нерабочих праздничных дней 13.05.2021, 20.07.2021, 11.10.2021, 11.10.2020, 31.07.2020, 24.05.2020,11.10.2019, 04.06.2019,11.08.2019, 15.06.2018, 21.08.2018, 11.10.2018, 25.06.2017, 01.09.2017, 11.10.2017, 05.07.2016, 12.09.2016, 11.10.2016, 17.07.2015, 24.09.2015, 11.10.2015, 28.07.2014, 04.10.2014, 11.10.2014, 08.08.2013, 11.10.2013, 15.10.2013,19.08.2012, 25.10.2012, 11.10.2012, 30.08.2011, 11.10.2011, 06.112011, 24.12.2008, 08.12.2008, 11.10.2008, 30.09.2008, 24.12.2007, 20.12.2007, 12.10.2007, 11.10.2007, 24.12.2006, 23.11.2006, 11.10.2006, 10.01.2006, 24.12.2005, 03.11.2005, 11.10.2005, 20.01.2005, 24.12.2004, 14.11.2004, 11.10.2004, 01.02.2004, 11.02.2003, 11.10.2003, 25.11.2003, 24.12.2003, 05.12.2002, 11.10.2002, 24.12.2002, 02.05.2022 (61 дней).
Согласно решению пенсионного органа №220000068283/350890/22 от 25.072022 специальный педагогический стаж истца составил 25 лет на 15.04202.
Не согласие истца с данным решением послужило причиной обращения в суд.
Конституцией Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации (статья 71), предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72), а также полномочия субъектов Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения (статья 73).
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Сфера защиты прав и свобод человека и гражданина, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункты "б", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По смыслу статей 11 (часть 3), 72, 76 (части 2 и 5) и 94 Конституции Российской Федерации федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование по вопросам, относящимся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, вправе определять компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения, равно как и устанавливать принципы разграничения предметов ведения и полномочий (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. N 1-П).
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений определены Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Согласно пункту 7 статьи 4 названного Федерального закона по просьбе религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.
Согласно пунктам "б" и "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Из статьи 73 Конституции Российской Федерации следует, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
В соответствии с пунктами 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
На федеральном уровне данные правоотношения регулируются Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ с последующими изменениями (далее - Закон о свободе совести) и нормами Трудового кодекса Российской Федерации.
27 февраля 1992 г. Постановлением Верховного Совета Республики Башкортостан был введен в действие Закон Республики Башкортостан "О праздничных и памятных днях в адрес". В последующем в Закон РБ были внесены изменения Законами Республики Башкортостан от 23.12.1992 N ВС-15/12, от 22.04.1997 N 87-з, от 02.11.2001 N 246-з, от 27.04.2002 N 311-з, от 31.01.2003 N 454-з, от 18.07.2005 N 209-з, от 03.11.2006 N 370-з, от 02.12.2009 N 186-з и от 01.03.2011 N 364-з.
Согласно ст. 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов... Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права... В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.
Как видно из этой статьи, допускается издание органами власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права при соблюдении следующих условий: вопросы по которым они издаются, не должны быть урегулированы на федеральном уровне, они не должны противоречить федеральным законам и снижать уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
В статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации перечислены праздничные дни, отмечаемые на всей территории Российской Федерации. Однако каждый регион Российской Федерации имеет свои национальные, исторические, религиозные и иные особенности и традиции, поэтому, правоотношения, связанные с этими особенностями и традициями, не могут быть урегулированы на федеральном уровне.
Кроме того, в Трудовом кодексе Российской Федерации не содержится положение о том, что установление нерабочих праздничных дней является исключительной компетенцией федеральных органов государственной власти.
Издание нормативных правовых актов о нерабочих праздничных днях, исходя из указанных особенностей и традиций того или иного субъекта Российской Федерации, не противоречит федеральному законодательству о нерабочих праздничных днях.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 приведенных выше Правил, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
В силу ст. 106 Трудового кодекса Российской Федерации временем отдыха является время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
В соответствии со ст. 107 Трудового кодекса РФ нерабочие праздничные дни являются временем отдыха.
Согласно ст. 113 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных Трудового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд считает, что отсутствие в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов нерабочих праздничных дней, в том числе установленных в субъектах Российской Федерации, равно как и выходных дней, не является основанием для исключения данных периодов из стажа на соответствующих видах работ.
На основании изложенного, требования истца о включении в специальный стаж истца периодов нерабочих праздничных дней Республики Башкортостан подлежат удовлетворению.
С учетом включенного нерабочих праздничных дней, суд признает, что на 13.02.2022 Мухтаруллиной Р.Р. выработан специальный 25-летний педагогический стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии.
Однако срок назначения страховой пенсии по старости у истца в силу Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", не наступил, пенсия истцу может быть назначена не ранее, чем через 4 года со дня приобретения необходимого специального стажа.
Защите подлежит только нарушенное право, при этом, порядок назначения и выплаты пенсии регламентирован пенсионным законодательством, связан с обращением заявителя в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии с представлением необходимых документов.
Так как срок назначения пенсии истцу на момент принятия судебного решения не наступил, указанные действия истцом не совершены, отсутствует нарушенное право Мухтаруллина Р.Р. на признание права на назначение пенсии на будущее время.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мухтаруллина Р.Р. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан о включении праздничных республиканских дней в стаж, возложении обязанности установить досрочную страховую пенсию, удовлетворить частично.
Обязать ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан включить в педагогический стаж работы (специальный стаж) Мухтаруллина Р.Р. следующие периоды нерабочих праздничных дней Республики Башкортостан: 13.05.2021, 20.07.2021, 11.10.2021, 11.10.2020, 31.07.2020, 24.05.2020,11.10.2019, 04.06.2019,11.08.2019, 15.06.2018, 21.08.2018, 11.10.2018, 25.06.2017, 01.09.2017, 11.10.2017, 05.07.2016, 12.09.2016, 11.10.2016, 17.07.2015, 24.09.2015, 11.10.2015, 28.07.2014, 04.10.2014, 11.10.2014, 08.08.2013, 11.10.2013, 15.10.2013,19.08.2012, 25.10.2012, 11.10.2012, 30.08.2011, 11.10.2011, 06.112011, 24.12.2008, 08.12.2008, 11.10.2008, 30.09.2008, 24.12.2007, 20.12.2007, 12.10.2007, 11.10.2007, 24.12.2006, 23.11.2006, 11.10.2006, 10.01.2006, 24.12.2005, 03.11.2005, 11.10.2005, 20.01.2005, 24.12.2004, 14.11.2004, 11.10.2004, 01.02.2004, 11.02.2003, 11.10.2003, 25.11.2003, 24.12.2003, 05.12.2002, 11.10.2002, 24.12.2002, 02.05.2022 (61 день).
Признать, что на 13.02.2022 Мухтаруллина Р.Р. выработан специальный 25-летний педагогический стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ путем подачи апелляционной жалобы через Демский районный суд г.Уфы РБ в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья Киекбаева А.Г.