УИД: 66RS0057-01-2021-000912-47
Гр.дело № 2-24/2022
Мотивированное решение составлено 17 января 2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2022 года г.Талица
Талицкий районный суд Свердловской области
в составе судьи Бакиной М.В.,
при секретарях Карсаковой Л.С., Клюкиной В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Черказьяновой О.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, об обязании назначить досрочную страховую пенсию,
установил:
Истец обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловской области об обязании включить периоды работы в специальный трудовой стаж, об обязании назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию, указав, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Камышлове (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Управления Пенсионного фонда было отказано в назначений досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ не менее 10 лет. Причем вышеуказанным решением произведен расчет страхового стажа по п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно решению общий трудовой стаж составил 31 год лет 10 месяцев 16 дней, стаж на соответствующих видах работ недостаточен для назначении пенсии.
Специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии составил 3 года 11 месяцев и 12 дней.
В страховой стаж Управлением Пенсионного фонда не были включены следующие периоды работы:
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в «Талицком пансионате для престарелых и инвалидов» в должности: санитарка палатная. Стаж составил 5 лет 07 месяцев 06 дней.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в «Талицком пансионате для престарелых и инвалидов», в должности: санитарка палатная. Стаж составил 10 лет 02 месяца 24 дня.
Основанием для отказа послужил тот факт, что наименование учреждения, в котором истец осуществляла трудовую деятельность, а именно «Талицкий пансионат для престарелых и инвалидов» не находится в соответствующем разделе XXIV Списка №2, а также отсутствие в выписке из индивидуального лицевого счета кода льготной профессии.
Истец полагает, что ее работа производилась во вредных условиях и должна быть включена в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013р. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», в связи с осуществлением деятельности, связанной с тяжелыми (вредными) условиями труда.
Истец считает отказ ответчика включить вышеуказанные спорные периоды в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, отказ в досрочном назначении пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400- ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г., незаконным, нарушающим ее конституционное право на пенсионное обеспечение в виде досрочного назначения пенсии по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ социальное обеспечение по возрасту гарантируется каждому. Государство в силу ст. 2 и ст. 7 Конституции РФ обязано обеспечить права граждан.
В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Страховой стаж — это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В спорные периоды работа истца протекала в Талицком пансионате для престарелых и инвалидов, который образован в результате реорганизации путем слияния двух учреждений Талицкого дома интерната для инвалидов и Талицкого детского дома интерната, что подтверждается Уставом учреждения, трудовой книжкой, копией трудового договора и должностными инструкциями.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2002 года N 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10.
Списком N 2 код позиции 2260000b раздел XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» предусмотрены работники, непосредственно обслуживающие больных в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях и отделениях домов ребенка, в домах - интернатах для психических больных, детских домах - интернатах для умственно отсталых детей системы социального обеспечения: младший и средний медицинский персонал.
Из уточняющей справки усматривается, что Талицкий пансионат для престарелых и инвалидов, в котором истец осуществляла трудовую деятельность в спорные периоды, является социально-медицинским учреждением системы социальной защиты, предназначенным для проживания инвалидов старше 18 лет имеющих психические заболевания. Из чего следует, что учреждение, в котором истец осуществляет трудовую деятельность, полностью соответствует Списку.
В уточняющей справке работодатель указывает, что в названные периоды истец полный рабочий день была непосредственно занята обслуживанием больных инвалидов в психоневрологическом отделении. Эти работы полностью совпадают с должностными обязанностями, указанными в должностных инструкциях истца, как до реорганизации учреждения, так и после.
В соответствии с должностной инструкцией санитарка палатная Талицкого детского дома-интерната занимается непосредственно обслуживанием и уходом за умственно- отсталыми и тяжелобольными с нулевой активностью детьми, обеспечивала постоянное наблюдение за детьми в дневное и ночное время, принимает участие в кормлении, умывании, купании, проводит уборку помещений (спальных комнат, лечебно-диагностических кабинетов, туалетов и др.) и иного инвентаря, готовит и пользуется дез.растворами, помогает при проведении лечебных процедур.
Из должностных инструкций санитарки палатной психоневрологического реабилитационного отделения ОГСУСОССЗН «Талицкий пансионат для престарелых и инвалидов», психоневрологического отделения ГБУ «Талицкий пансионат для престарелых и инвалидов», ГАУ «Талицкий пансионат для престарелых и инвалидов» также следует, что санитарка палатная выполняет работы по непосредственному обслуживанию и уходу за психически больными и лежачими клиентами - отделения, обеспечивает постоянное наблюдение за клиентами в дневное и ночное время, принимает участие в кормлении, умывании, купании, помогает клиентам при проведении жизненных нужд (пересадка на горшок, перекладывание, переворачивание), проводит уборку помещений (спальных комнат, лечебно-диагностических кабинетов, туалетов и др.) и иного инвентаря, готовит и пользуется дез.растворами, помогает при проведении лечебных процедур, сопровождает клиентов на прогулках, обеспечивает учет и хранение мягкого инвентаря, сдачу грязного белья в чистку, получение чистого белья, проветривание помещения
Согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.); при этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Учитывая фактические обстоятельства дела, следует прийти к выводу о том, что функциональные обязанности истца, а также характер работы тождественны функциональным обязанностям младшего медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях психоневрологического профиля, а потому спорные периоды подлежат включению в специальный страховой стаж.
По мотиву отказа во включении спорных периодов в связи с отсутствием в сведениях индивидуального персонифицированного учета кода льготной профессии, истец поясняет следующее.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в п. 4.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П, федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование отношений в сфере обязательного пенсионного страхования, должен обеспечивать баланс конституционно значимых интересов всех субъектов этих отношений, а устанавливаемые им правила, поддержания устойчивости и автономности финансовой системы обязательного пенсионного страхования не должны обесценивать конституционное право граждан на трудовую пенсию.
На основании и. 2 ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. ст. 11, 12 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного, пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального — (персонифицированного) учета.
Кроме этого, такое же положение содержится и в подпункте «а» пункта 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой части пенсии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются — на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица — на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, подтверждаются трудовой книжкой, справками, а также иными документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а после регистрации выпиской из индивидуального лицевого счета, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Истец является застрахованной в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - страховое свидетельство: 027-816-351-61.
За все периоды работы уплачивались страховые взносы работодателем. Вины истца нет, что сведения о ее работе направлены в пенсионный фонд без кода: особые условия. Невыполнение страхователем требований ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение. Пенсионные права истца не должны быть нарушены по вине работодателя.
Факт же осуществления трудовой деятельности в условиях труда, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение за выслугу лет, подтвержден трудовой книжкой, а также справкой работодателя, который также подтверждает льготную занятость истца.
Таким образом, оснований для исключения указанных периодов у ответчика не имелось.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Черказьянова О.А. просит:
Возложить обязанность на Отделение Пенсионного фонда в Свердловской области включить в специальный страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О страховых пенсиях» следующие периоды работы:
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в «Талицком пансионате для престарелых и инвалидов» в должности: санитарка палатная. Стаж 5 лет 07 месяцев 06 дней.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в «Талицком пансионате для престарелых и инвалидов», в должности: санитарка палатная. Стаж 10 лет 02 месяца 24 дня.
Возложить обязанность на Отделение Пенсионного фонда в Свердловской области назначить и выплачивать Черказьяновой О.А. досрочную пенсию по старости с момента приобретения на нее право, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Черказьянова О.А. уточнила исковые требования, просит признать решение ГУ УПФ в Свердловской области № об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включить периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.205).
Ответчик иск не признал. Представитель ответчика по доверенности Данильчук Д.В. представил в суд возражения (л.д.55-58).
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Государственное автономное стационарное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области «Талицкий пансионат для престарелых и инвалидов», представитель которого Кузнецова И.В. исковые требования поддержала.
Заслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в части.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с подп. 2 ч. 1 ст. 30 данного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665) определены подлежащие применению при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона N 400-ФЗ Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с подп. "н" п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (далее Список N 781);
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно.
Списком N 781 предусмотрены должность медицинской сестры и медицинской сестры процедурной, однако для того, чтобы работа в качестве медицинской сестры засчитывалась в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, необходимо, чтобы она осуществлялась в учреждениях, предусмотренных названным Списком.
В Списке N 781 в пункте 31 приведен перечень учреждений социального обслуживания, работа в которых в должностях, предусмотренных данным Списком, засчитывается в специальный стаж. Дом-интернат для престарелых и инвалидов в указанный перечень включен.
Письмом Минтруда РФ N 1910-РБ от 28.09.1992 разъяснено, что младшему и среднему медицинскому персоналу психиатрических, психосоматических, соматопсихиатрических отделений и кабинетов многопрофильных лечебных и лечебно-профилактических медицинских учреждений льготные пенсии следует назначить по Списку N 2, разделу XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения".
В Приложении 1 к Указаниям Минсоцзащиты РФ N 1-31-У от 26.04.1993 "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических и моющих средств" указано, что к видам деятельности младшего медицинского персонала, относящиеся к непосредственному обслуживанию больных, относится: перевозка, переноска тяжелобольных из отделений в диагностические кабинеты, из приемного отделения в стационар; санитарная обработка (мытье) больных, смена нательного и постельного белья; санитарно-гигиеническая обработка ванной, мытье посуды, инструментария, инвентаря, карманных плевательниц и т.д.; раздача пищи, индивидуальное кормление больных; уход за больными, уборка палат и вспомогательных помещений в отделении.
Как установлено в судебном заседании, Черказьянова О.А. родившаяся ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости (л.д.76-80).
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда в г.Камышлове Свердловской области № в назначении досрочной страховой пенсии отказано по причине отсутствия необходимого специального стажа.
В специальный стаж не включены периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05 лет 07 месяцев 06 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 лет 02 месяца 24 дня). В указанные периоды истец работала санитаркой палатной в отделении психоневрологическом в Государственном стационарном учреждении социального обслуживания системы социальной защиты населения «Талицкий детский дом- интернат», который в последующем был реорганизован в Областное государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Талицкий пансионат для престарелых и инвалидов» ( л.д. 10-11).
Из уточняющей справки ГАСУСОН СО «Талицкий пансионат для престарелых и инвалидов» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32-33), личной карточки работника (форма №Т-2) (л.д. 104-105), трудовой книжки Черказьяновой О.А. следует, что она работала изначально в Государственном стационарном учреждении социального обслуживания системы социальной защиты населения «Талицкий детский дом- интернат» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ была произведена реорганизация учреждения путем слияния с ГСУСОССЗН «Талицкий дом-интернат для престарелых и инвалидов» в Областное государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Талицкий пансионат для престарелых и инвалидов».
ДД.ММ.ГГГГ истец переведена санитаркой палатной психоневрологического реабилитационного отделения по 3 разряду.
ДД.ММ.ГГГГ переведена санитаркой отделения психоневрологического реабилитационного до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ принята санитаркой в отделение психоневрологическое.
ДД.ММ.ГГГГ учреждение переименовано в Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области «Талицкий пансионат для престарелых и инвалидов».
ДД.ММ.ГГГГ учреждение вновь переименовано в Государственное автономное стационарное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области «Талицкий пансионат для престарелых и инвалидов», где работает по настоящее время (л.д.12-16).
Суждение ответчика о том, что Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области «Талицкий пансионат для престарелых и инвалидов» (ранее Областное государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной зашиты населения «Талицкий пансионат для престарелых и инвалидов») не относится к учреждениям, работа в которых согласно списка дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости является ошибочным.
В соответствии с п.п. 1, 2 Типового положения о доме для престарелых и инвалидов, Приложения к Постановлению Госкомтруда СССР от 20 июня 1978 г. № 202, дом для престарелых и инвалидов является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. Дома для престарелых и инвалидов могут быть различны по типу, численности обслуживаемых и подчиненности. В зависимости от типа они имеют различные наименования, в том числе «Дом - интернат», «Пансионат ветеранов труда», «Психоневрологический интернат», «Детский дом- интернат», в дальнейшем именуются дом-интернат.
Талицкий пансионат для престарелых и инвалидов был создан на основании постановления Правительства Свердловской области от 17.07.2002 года № 767-ПП « О мерах по реализации указа Губернатора Свердловской области от 25 мая 2000 года № 292 -УГ «О реорганизации областных государственных учреждений «Талицкий дом интернат для престарелых и инвалидов» и «Талицкий детский дом интернат» и приказа Министерства социальной защиты населения Правительства Свердловской области № 737 от 31 июля 2002 года «О реорганизации областных государственных учреждений «Талицкий дом интернат для престарелых и инвалидов» и «Талицкий детский дом интернат» (л.д.174,175).
Как следует из Устава Областного государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной зашиты населения «Талицкий пансионат для престарелых и инвалидов», утвержденного приказом Министра социальной защиты населения Свердловской области 26.11.2002 года за № 1058 (л.д.176-187) учреждение является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) проживания престарелых граждан (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов 1и 2 групп, в том числе инвалидов в возрасте от 18 до 35 лет, страдающих психическими хроническими заболеваниями, нуждающихся в уходе, бытовом и медико-социальном обслуживании, реабилитационных услугах, социально-трудовой адаптации (п.1.3).
В соответствии с Положением о психоневрологическом реабилитационном отделении для инвалидов молодого возраста Талицкого пансионата для престарелых и инвалидов (л.д.111-113), психоневрологическое отделение для инвалидов молодого возраста создается на 100 мест с целью улучшения качества социального обслуживания инвалидов и сокращения очередности инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания психоневрологического профиля, отделение предназначено для постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) проживания инвалидов 1 и 2 групп в возрасте от 18 до 35 лет, страдающих психическими хроническими заболеваниями, нуждающихся в уходе, бытовом и медико-социальном обслуживании, реабилитационных услугах, социально-трудовой адаптации.
Аналогичные положения содержатся в Уставе Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Талицкого пансионата для престарелых и инвалидов», утвержденного 22.09.2011 (л.д.167-173), и в Положении о его о психоневрологическом отделении (л.д.106-109).
В соответствии с постановлением правительства Свердловской области от 03.12.2013 № 1455-ПП создано государственное автономное стационарное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области «Талицкий пансионат для престарелых и инвалидов» (л.д. 34-35), в соответствии с Уставом которого учреждение создано путем изменения типа существующего Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Талицкого пансионата для престарелых и инвалидов», входит в систему социальных служб Свердловской области, является социально- медицинским предназначенным для постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) проживания престарелых граждан (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов 1и 2 групп (старше 18 лет), в том числе страдающих хроническими психическими заболеваниями, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивающем создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятия медицинского, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга (п.3), является юридическим лицом (л.д.36- 43).
Суд учитывает, что в связи с реорганизацией назначение учреждения не изменилось.
Суд приходит к выводу, что медико-социальное обслуживание в Талицком пансионате для престарелых и инвалидов по своей природе тождественны медицинской деятельности домов-интернатов, которые в свою очередь поименованы в разделе XXIV «наименование учреждений» указанного выше списка.
Также суд учитывает, что разъяснения, данные приказом Минтруда РФ от 28.09.1992г. № 1910 РБ «О льготном пенсионном обеспечении» устанавливают, что в связи с постоянным обслуживанием младшим и средним мед. персоналом психиатрических больных - независимо от организационно-правовой формы этих учреждений, младшему и среднему медперсоналу психиатрических, психосоматических соматопсихических отделений и кабинетов многопрофильных лечебных и лечебно-профилактических медицинских учреждений льготные пенсии следует назначать по Списку №2 разделу XXIV.
Суд учитывает, что в самом законе ограничения возникновения права на досрочную пенсию в связи с наименованием медико-социального учреждения не содержится.
Из уточняющей справки ГАСУСОН СО «Талицкий пансионат для престарелых и инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Черказьянова О.А, непосредственно и постоянно обслуживала только умственно отсталых клиентов, за вредность с 1999 по 2008 ей выплачивалось 25% должностного оклада, с 2008 выплачивается 40% должностного оклада, за вредные условия труда ей предоставляется ежегодный дополнительный отпуск. Черказьянова О.А. работает постоянно в течение полного рабочего дня, выполняет работу в режиме нормальной продолжительности рабочего времени, выполняет должностные обязанности согласно инструкции (л.д.32-33).
Из должностных инструкций санитарки палатной Талицкого детского дома-интерната от ДД.ММ.ГГГГ и должностных инструкций Талицкого пансионата для престарелых и инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ,от ДД.ММ.ГГГГ следует, что санитарка работает в закрепленной группе, без права покидать ее, обеспечивает санитарно-гигиенический режим палаты, под руководством старшей медсестры выполняет работу по непосредственному обслуживанию и уходу за психически больными клиентами отделения, поддерживает чистоту оборудования и в помещениях, организовывает досуг клиентов психоневрологического реабилитационного отделения и т.д. (л.д.17- 31).
Как следует из исследованных в судебном заседании историй клиентов отделения психоневрологического реабилитационного Х., Е., С., К., З., которых обслуживает Черказьянова О.А. следует, что все они страдают тяжелыми формами расстройства психики, являются инвалидами 1,2 группы в связи с психическими заболеваниями, поступили в учреждение в периоды с 1991 по 2013, то есть, в основном до реорганизации учреждения, находятся в нем по настоящее время. Весь спорный период их обслуживала истец (л.д.192-201).
Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 558-ст утвержден и введен в действие "ГОСТ Р 52880-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее по тексту ГОСТ Р 52880-2007).
В соответствии с п. 4.1.2.7 ГОСТ Р 52880-2007 тип учреждения социального обслуживания определяется условиями, в которых учреждение осуществляет социальное обслуживание клиентов, и формами предоставления социальных услуг.
В зависимости от этих критериев учреждения подразделяются на следующие:
- учреждения стационарного социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарных условиях, то есть в условиях постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания клиентов в учреждениях;
- учреждения, оказывающие услуги по предоставлению жилого помещения в домах жилищного фонда социального использования;
- учреждения полустационарного социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в течение определенного времени суток пребывания клиентов в учреждениях;
- учреждения социального обслуживания на дому, предоставляющие социальные услуги по месту жительства граждан;
- учреждения срочного социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги разового характера;
- комплексные учреждения социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарных, полустационарных условиях и на дому;
- учреждения социального обслуживания, оказывающие социально-консультативную помощь.
Согласно п. 4.2.1 ГОСТ Р 52880-2007 к учреждениям стационарного социального обслуживания относятся, в том числе, дом-интернат (пансионат) общего типа для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов, а также центр временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Дом-интернат (пансионат) общего типа для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов - социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов первой и второй групп (старше 18 лет), частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном уходе (п. 4.2.1.1 ГОСТ Р 52880-2007).
Согласно п. п. 4.2.1.1.1, 4.2.1.1.2 ГОСТ Р 52880-2007 основными задачами дома-интерната являются:
- обеспечение создания условий жизнедеятельности граждан пожилого возраста и инвалидов - клиентов дома-интерната, соответствующих их возрасту и состоянию здоровья;
- социально-бытовое обслуживание проживающих;
- оказание медицинской, психологической и юридической помощи лицам, находящимся в доме-интернате;
- питание клиентов дома-интерната, уход за ними;
- организация посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга клиентов дома-интерната.
В соответствии со своими основными задачами дом-интернат осуществляет следующие функции:
- прием и размещение граждан пожилого возраста и инвалидов с учетом их заболевания, тяжести состояния, возраста, проведение мероприятий по их адаптации к новой обстановке;
- квалифицированное медицинское обслуживание, реабилитацию, своевременную клиническую диагностику осложнений и обострений хронических заболеваний клиентов;
- организацию совместно с лечебно-профилактическими учреждениями консультативной медицинской помощи клиентам дома-интерната;
- организацию рационального, в том числе диетического питания проживающих с учетом состояния их здоровья;
- предоставление клиентам необходимых социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых) в соответствии с ГОСТ Р 52143.
Таким образом, оказание медицинской помощи является основным направлением деятельности дома-интерната (пансионат) общего типа для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов.
В судебном заседании установлено, что Черказьянова О.А. работала санитаркой в психоневрологическом реабилитационном отделении только с людьми, страдающими психическими расстройствами.
Суд учитывает, что должность санитарки, санитарки палатной относится к младшему медицинскому персоналу, функциональные обязанности по своему содержанию тождественны лечебным и иным функциям по охране здоровья населения, выполняемым младшим медицинским персоналом в учреждениях социального обеспечения, то есть выполняет работу предусмотренную списком №.
Из карты № специальной оценки условий труда по показателям тяжести трудового процесса следует, что произведена оценка тяжести труда на рабочем месте санитарка в психоневрологическом отделении. В результате установлено, что условия труда по показателям тяжести трудового процесса соответствуют допустимым нормам, класс условий труда -2 (л.д.188-190).
Из Положения об оплате труда работников ГАУ «Талицкий пансионат» на 2018-2020 следует, что работникам производятся компенсационные выплаты за особые условия труда с учетом специфики деятельности учреждения, в том числе санитаркам отделения психоневрологического в размере 40% к окладу (л.д. 114-121), аналогичные условия содержатся в коллективном договоре на 2018-2020 годы (л.д. 122-143)., также Черказьянова О.А. пользуется дополнительным отпуском за вредные условия труда продолжительностью 35 календарных дней, что подтверждается личной карточки работника (форма №Т-2) (л.д.104-105).
Вместе с тем, суд учитывает, что в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации страхователи по обязательному пенсионному страхованию с ДД.ММ.ГГГГ применяют дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии (с ДД.ММ.ГГГГ - страховой пенсии) (л.д. 204-205).
Из выписки из лицевого счета застрахованного лица на Черкальзянову О.А. следует, что она застрахована в системе государственного пенсионного страхования 06.06.1998г. сведения об особых условиях труда проставлены до 29.12.2002г. (л.д.202-203), сведений о применении дополнительных тарифов страховых взносов и оплате страховых взносов в увеличенном размере в выписке не содержится.
Поскольку до 2013 года страховые взносы за работников с общими и особыми условиями труда были одинаковыми, и сведений, что, начиная с 2013 года, страховые взносы за Черказьянову О.А. оплачивались работодателем как за льготную профессию, в материалы дела сторонами не представлено, суд полагает возможным зачесть Черказьяновой О.А. в льготный период стаж до ДД.ММ.ГГГГ.
Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05 лет 07 мес. 06 дней) в качестве санитарки палатной психоневрологического реабилитационного отделения Областного государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Талицкий пансионат для престарелых и инвалидов», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (04 года 02 мес. 23 дня) в качестве санитарки отделения психоневрологического отделения Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Талицкий пансионат для престарелых и инвалидов», с учетом изложенного, подлежат включению в льготный стаж.
При этом, с учетом периодов, включенных в льготный стаж ответчиком добровольно, льготный стаж истца составит 13 лет 9 месяцев 11 дней, что достаточно для назначения пенсии.
Требование о признании решения Управления Пенсионного фонда в Талицком районе Свердловской области № об отказе Черказьяновой О.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным подлежит удовлетворению.
Рассматривая требование о назначении досрочной трудовой пенсии, суд учитывает, что в силу ч.1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Черказьянова О.А. обратилась с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ, страховой стаж составляет 31 год 10 месяцев 16 дней, что достаточно для назначения пенсии, достигла возраста в 50 лет - ДД.ММ.ГГГГ, с этой даты у нее и возникает право на досрочную пенсию.
Требование об обязании ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости подлежит удовлетворению с даты обращения с заявлением о назначении пенсии – ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст.12,35,55, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования Черказьяновой О.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, об обязании назначить досрочную страховую пенсию удовлетворить в части.
Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в г.Камышлове Свердловской области № об отказе Черказьяновой О.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловской области включить Черказьяновой О.А. в льготный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05 лет 07 мес. 06 дней) в качестве санитарки палатной психоневрологического реабилитационного отделения Областного государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Талицкий пансионат для престарелых и инвалидов», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (04 года 02 мес. 23 дня) в качестве санитарки палатной психоневрологического отделения Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Талицкий пансионат для престарелых и инвалидов», назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Бакина