Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-388/2022 от 18.03.2022

РЕШЕНИЕ

11 апреля 2022 года, г. Подольск Московской области.

Судья Подольского городского суда Московской области Левшина М.Ю., с участием защитника по доверенности ФИО8 при секретаре Ширковой Я.А., рассмотрев жалобу ОАО «Российские железные дороги» на постановление Территориального отдела Территориального Управления Государственного административно-технического надзора Московской области от 02 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 6.7 Закона Московской области № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» в отношении ОАО «Российские железные дороги»,

                                                                        УСТАНОВИЛ:

Постановлением Территориального отдела Территориального Управления Государственного административно-технического надзора Московской области от 02 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 6.7 Закона Московской области № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области б административных правонарушениях», ОАО «Российские железные дороги» (далее Общество) признано виновным в совершении указанного административного правонарушения, а именно 07 июня 2021г. в 11 часов 40 минут, по адресу<адрес> <адрес> ж<адрес> <адрес>, вблизи пешеходного перехода от <адрес> и <адрес>, <адрес>., Общество, являясь ответственным за состояние и содержание территории, находящейся в полосе отвода железной дороги, нарушило нормы и правила содержания зеленых насаждений, а именно: непосредственно в полосе отвода железной дороги ж,д станции Подольск вблизи пешеходного перехода от <адрес> и <адрес> не выполнены работы по окосу травяного покрова, высота травостоя превышает 20 см., в нарушение ч.1,2 ст. 51; ч.1,10 ст. 56; ч.8 ст. 64; ч.1 ст. 69, п. «и» ч.1 ст. 68 Закона Московской области от 30 декабря 2014г. № 191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области».

За данное нарушение Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением административного органа, Обществом, с соблюдением процессуального срока для обжалования, в суд подана жалоба, Общество просит отменить указанное выше постановление по следующим основаниям: к данным правоотношениям не применимы требования Закона Московской области от 30 декабря 2014г. № 191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области», т.к. требования по содержанию полосы отвода противоречат Постановлению Правительства РФ от 12 октября 2006г. № 611. Отношения, связанные с благоустройством отдельных объектов благоустройства регулируются данным законом в связи с тем, что иное не установлено федеральными законами и иными правовыми актами РФ. Согласно пункту 4 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. № 611, в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» обязано обеспечить следующий режим использования земельных участков:

а)    не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетнихнасаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути исоздающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожноготранс|

б)    не допускать в местах расположения инженерных коммуникацийстроительство и размещение каких-либо зданий и сооружений, если это угрожаетбезопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а в местахрасположения водопроводных, канализационных сетей и водозаборных сооружений- проведение сельскохозяйственных работ;

в)    не допускать в местах прилегания к сельскохозяйственным угодьямразрастание сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности;

г)    не допускать в местах прилегания к лесным массивам скопление сухостоя,валежника, порубочных остатков и других горючих материалов;

д)    отделять границу полосы отвода от опушки естественного лесапротивопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или минерализованнойполосой шириной не менее 3 метров.

В силу статей 9, 22.1 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" работы по обеспечению экологической безопасности, пожарной безопасности, промышленной безопасности, охраны труда, единства измерений, а также по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляются владельцами инфраструктур, перевозчиками и организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, правоотношения в сфере содержания земель железнодорожного транспорта, железнодорожных путей и сооружений инфраструктуры железнодорожного транспорта составляют предмет ведения Российской Федерации и урегулированы федеральным законодательством.

В соответствие с п. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствие с ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ постановление об административном правонарушении должно быть мотивировано и содержать нормы права, в соответствие с которым лицо привлекается к административной ответственности, содержать обстоятельства, установленные административным органом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие, события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которое КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Однако, в постановлении по делу об административном правонарушении, в нарушение не указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и имеющие существенное значение для его правильного разрешения, что является нарушением ст. 29.10. КоАП РФ. Как следствие, вина организации во вменяемом административном правонарушении не доказана.

Обжалуемое постановление вынесено неуполномоченным органом. Полномочия по контролю и надзору за содержанием территории полосы отвода железной дороги и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта возложены на Росприроднадзор и его территориальные органы.

         Ч. 4 ст. 6.7 Закона Московской области № 37/2016-03 «Кодекс Московской области об административных правонарушениях», установлена административная ответственность за нарушение норм и правил содержания зеленых насаждений, своевременную очистку или отсутствие в установленных местах урн на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта.

В соответствии с постановлением нарушения выявлены на территории полосы отвода железной дороги на ст. Подольск, относящейся к инфраструктуре железнодорожного транспорта.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-Ф «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» инфраструктуражелезнодорожного     транспорта     общего     пользования транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы,    систему    управления    движением    и    иные    обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Согласно п.п. «д» п. 8 Положения о федеральном государственном экологическом контроле, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 № 1096, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта подлежат федеральному государственному экологическому контролю.

В соответствии с п. 4. Положения о федеральном государственном экологическом контроле, утвержденного постановлением Правительства РФ от30.06.2021 № 1096 Государственный экологический контроль осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) (далее - контрольный орган).Указанным Положением установлено, что предметом государственного экологического контроля является соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды.

          Выявленные Госадмтехнадзором Московской области нарушения содержания

территории полосы отвода железной дороги относятся к нарушениям требований в

области охраны окружающей среды.

         В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ

«Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

Согласно Положению о Главном управлении государственного административно-технического надзора Московской области, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 29 октября 2007 г. № 847/28, Госадмтехнадзор Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере государственного административно-технического надзора.

Таким образом, в силу вышеуказанных нормативных правовых актов Госадмтехнадзор не уполномочен осуществлять на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта федеральный государственный экологический контроль (надзор) и выносить постановления по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды.

Указанная позиция неоднократно подтверждена судебной практикой (решение Санкт-Петербургского городского суда от 5 марта 2020 г. по делу № 7-170/20, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 июня 2020 г. по у № А56-13330/2019, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2020 г. по делу № А56-107145/2019).

В соответствии со ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

Законный представитель Общества в суд не явился, извещен надлежащим образом по факсимильной связи, повестка получена, в суде присутствовал защитник Общества по доверенности ФИО8, которая доводы жалобы поддержала в полном объеме, дополнительных доводов в обоснование жалобы не привела.

Выслушав мнение защитника, изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, суд не находит оснований     для удовлетворения жалобы по следующим основаниям:

Как следует из материалов дела и установлено судом, 07.06.2021 сотрудником Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области ТО N 35, проведен осмотр по адресу: <адрес>, вблизи пешеходного перехода от <адрес> и <адрес>, 42 км.

При проведении осмотра установлено: непосредственно в полосе отвода железной дороги ж,д станции Подольск вблизи пешеходного перехода от <адрес> и <адрес> не выполнены работы по окосу травяного покрова, высота травостоя превышает 20 см.

Обязанность по надлежащему содержанию вышеуказанного объекта возложена на ОАО "Российские железные дороги" как на фактического владельца и пользователя указанной территории и ее инфраструктуры.

По результатам осмотра в отношении Общества составлен акт осмотра территории от 07.06.2021 с фотоматериалами.

По факту выявления в действиях Общества признаков правонарушения, уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении ОАО "Российские железные дороги" составлен протокол от 21.06.2021 N 35/1220/109 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 6.7 Закона Московской области от 04 мая 2016 года N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях".

ОАО "РЖД" о месте, времени и дате рассмотрения дела об административном правонарушении уведомлено надлежащим образом (уведомлением от 22.06.2021 N 6исх-то35-23019 вручено 25.06.2021 л.д.55).

        22.07.2021 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении должностным лицом Госадмтехнадзора Московской области в отношении ОАО "РЖД" вынесено постановление N , по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 4 ст. 6.7 Закона Московской области от 04 мая 2016 года N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Таким образом, при рассмотрении дела по существу и вынесении постановления по делу об административном правонарушении, Госадмтехнадзором процессуальных нарушений не допущено.

Отказывая в удовлетворении жалобы, и считая доводы, приведенные в жалобе необоснованными, суд исходит из следующего.

Госадмтехнадзор Московской области осуществляет государственный административно-технический надзор за соблюдением правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории Московской области в форме ежедневного мониторинга за состоянием и содержанием объектов, расположенных на территории Московской области независимо от их принадлежности физическим или юридическим лицам, а также проводит работу по предупреждению административных правонарушений в этой сфере.

Согласно п. 1.4 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению государственного административно-технического надзора за соблюдением правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства, надлежащим состоянием и содержанием объектов и производством работ на территории Московской области, утвержденного распоряжением Госадмтехнадзора Московской области от 18.04.2014 N 180-р (далее - Административный регламент), предметом государственной функции по осуществлению государственного административно-технического надзора на территории Московской области является осуществление контроля за выполнением гражданами, должностными и юридическими лицами установленных федеральным законодательством и законодательством Московской области, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления норм и правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории Московской области, надлежащему состоянию и содержанию расположенных на ней объектов.

В соответствии с пунктами 1.6 и 1.7 Административного регламента государственная функция осуществляется уполномоченными должностными лицами Госадмтехнадзора Московской области и его территориальных (структурных) подразделений в следующих формах:

- систематическое наблюдение;

- проведение плановых и внеплановых проверок.

Должностные лица Госадмтехнадзора Московской области имеют право: беспрепятственно посещать объекты на территории Московской области, в отношении которых проводятся мероприятия, связанные с исполнением государственной функции, в порядке, установленном законодательством РФ; составлять акты осмотра территории (объекта); составлять протоколы об административных правонарушениях; рассматривать дела об административных правонарушениях, выносить постановления по результатам их рассмотрения; выдавать обязательные для исполнения субъектами правонарушений предписания об устранении правонарушений в сфере благоустройства; запрашивать и получать документы, объяснения и другую информацию, необходимые для осуществления государственной функции; применять фото- и видеосъемку, а также другие разрешенные законодательством способы получения и фиксирования доказательств для решения вопросов, входящих в их компетенцию.

Должностные лица Госадмтехнадзора Московской области проводят проверки в отношении юридических, должностных и физических лиц в основном на общественных территориях, и не проверяют их хозяйственную, производственную, финансовую и иную деятельность. Деятельность Госадмтехнадзора Московской области не приводит к административным ограничениям в предпринимательстве, мы не вправе приостанавливать работы, выдавать или лишать лицензии на определенный вид деятельности, выдавать иные разрешительные документы.

На основании пунктов 3.1 - 3.2 Административного регламента государственная функция по осуществлению административно-технического надзора исполняется путем проведения систематического наблюдения за состоянием и содержанием объектов, расположенных на территории Московской области независимо от их принадлежности физическим или юридическим лицам, соответствия их установленным требованиям в сфере обеспечения чистоты, порядка и благоустройства, которое в свою очередь осуществляется путем:

- визуального осмотра;

- анализа имеющихся в Госадмтехнадзоре Московской области документов (материалы дел об административных правонарушениях, нормативные правовые акты муниципальных образований Московской области и т.п.).

Визуальный осмотр объекта осуществляется без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, однако при наличии последних на месте осмотра они имеют право принимать участие при проведении обследования и составлении соответствующих документов.

Должностные лица Госадмтехнадзора Московской области производят визуальный осмотр объектов, расположенных на территории Московской области с целью оценки соответствия состояния и содержания объекта требованиям действующих норм и правил. В ходе визуального осмотра фиксируются факты нарушений установленных норм и правил содержания объектов на территории Московской области.

В ходе осмотра осуществляется сбор и анализ информации по основным направлениям надзора, обнаруживаются нарушения в текущем содержании объектов, которые могут фиксироваться с помощью средств фото- и видеофиксации.

По результатам наблюдения должностным лицом Госадмтехнадзора Московской области составляется акт осмотра территории (объекта).

В случае, если в ходе наблюдения за состоянием и содержанием объектов, расположенных на территории Московской области, должностными лицами Госадмтехнадзора Московской области выявляются достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного Законом Московской области от 04.05.2016 N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях", должностное лицо Госадмтехнадзора Московской области в порядке, установленном КоАП РФ, привлекает виновное лицо к административной ответственности, а также выдает лицу, ответственному за устранение нарушения предписание об устранении правонарушения в сфере благоустройства и содержания объекта (территории).

Таким образом, оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом Госадмтехнадзора.

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" к землям железнодорожного транспорта относятся земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" полоса отвода железных дорог - это земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи. устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06.08.2008 N 126 "Об утверждении норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отводы железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог" установлены требования, предъявляемые к содержанию полосы отвода - по соблюдению установленного порядка использования полосы отвода, содержанию земельных участков в пределах полосы отвода способами, которые не должны наносить ущерб земле как природному объекту, к не допущению загрязнения окружающей среды, захламления земель.

При этом пользование земельными участками, на которых расположены полосы отвода железных дорог, осуществляется открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (пункт 2 Правил пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264).

      Частью 4 статьи 6.7 Закона Московской области от 04.05.2016 N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" предусмотрена ответственность за нарушение норм и правил содержания зеленых насаждений и влечет предупреждение либо наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Обязанность по надлежащему содержанию вышеуказанного объекта возложена на ОАО "РЖД" как на фактического владельца и пользователя указанной территории и ее инфраструктуры. Нарушение выявлено на территории, являющейся местом общественного пользования, поскольку доступ на данную территорию в установленном законодательством порядке для населения не ограничен.

       Таким образом, наличие в действиях заявителя события вменяемого правонарушения, подтверждается материалами дела, в том числе актом осмотра территории с приложенными фотоматериалами

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ОАО "РЖД" имея возможность для соблюдения установленных норм и правил по содержанию объектов капитального строительства своевременно не предприняло мер по надлежащему содержанию зеленых насаждений.

Выявленное правонарушение касается нарушения требований законодательства в сфере обеспечения чистоты, порядка и благоустройства на территории Московской области, свидетельствует о существенном нарушении охраняемых Законом общественных правоотношений, а также представляет собой опасность для обеспечения безопасного передвижения граждан через железнодорожные пути, что способствует причинению вреда жизни и здоровья граждан.

Доказательств невозможности соблюдения заявителем названных требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, заявителем суду в порядке не представлено, напротив, ОАО «РЖД» выполнены требования Предписания Госадмтехнадзора от 21 июня 2021г., выявленные нарушения устранены в установленный в Предписании срок, что подтверждается актом осмотра территории от 28 июня 2021г. с фототаблицей.

С учетом приведенных норм права и фактических обстоятельств дела, наличие в действиях ОАО "РЖД" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 статьи 6.7 Закона Московской области N 37/2016-03 от 04.05.2016, признается судом доказанным административным органом совокупностью представленных в материалы дела доказательств, оснований для отмены вынесенного постановления от 02.07.2021г. в связи с нарушением норм материального права не имеется.

                                                              РЕШИЛ:

           ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 35/1220/109 ░░ 02 ░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.4 ░░. 6.7 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 37/2016-░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░ ░░░░░:                                                                        ░.░.░░░░░░░

12-388/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ОАО "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД")
Суд
Подольский городской суд Московской области
Судья
Левшина Марина Юрьевна
Дело на сайте суда
podolsky--mo.sudrf.ru
21.03.2022Материалы переданы в производство судье
11.04.2022Судебное заседание
12.04.2022Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
23.04.2022Вступило в законную силу
26.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее