Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-8419/2019 от 21.06.2019

Судья: Саломатин А.А. гр. дело № 33-8419/2019

(номер дела суда первой инстанции 2-508/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Самара 16 июля 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда

в составе:

председательствующего Акининой О.А.

судей Черкуновой Л.В., Осиповой С.К.,

при секретаре Лещевой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФКУЗ «МСЧ-63 ФСИН России» на решение Самарского районного суда г. Самары от 7 мая 2019 года, которым постановлено:

Исковые требования Гусаровой Т.Н. к ФКУЗ «МСЧ-63 ФСИН России» о взыскании суммы компенсации за несвоевременную выплату единовременного пособия удовлетворить.

Взыскать с ФКУЗ «МСЧ-63 ФСИН России» в пользу Гусаровой Т.Н. сумму компенсации за несвоевременную выплату единовременного пособия за период с 20.12.2018г. по 26.03.2019г. в размере 9 161,53 рублей, расходы на оплату юридических услуг в сумме 3 000 рублей, а всего 12 161,53 рубль.

Взыскать с ФКУЗ «МСЧ-63 ФСИН России» в доход муниципального бюджета городского округа Самара сумму государственной пошлины по делу в размере 400 рублей.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., выслушав объяснение представителя ФКУЗ «МСЧ-63 ФСИН России» - Мироновой О.В., поддержавшей доводы жалобы, возражение относительно доводов жалобы Гусаровой Т.Н. и представителя УФСИН России по Самарской области - Кальмагаевой И.А., по доверенности, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

7 марта 2019 г. Гусарова Т.Н. обратилась в суд с иском к Управлению ФСИН России по Самарской области, ФКУЗ «МСЧ-63 ФСИН России» о взыскании суммы компенсации за несвоевременную выплату единовременного пособия, указав в обоснование заявленных требований, что являлась сотрудником УФСИН России по Самарской области, состояла в должности фельдшера филиала «Медицинской части № 1» ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России по Самарской области.

18.12.2018г. на основании приказа № 861-лс от 13.12.2018г. контракт с Гусаровой Т.Н. расторгнут, и она уволена со службы в уголовно-исполнительной системе по п. 4 ч. 2 ст. 84 ФЗ № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе РФ» в связи с достижением выслуги лет, дающей право на получение пенсии.

В связи с увольнением по указанному основанию и в соответствии с положениями ч. 7 ст. 3 Федерального закона № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти», Гусарова Т.Н. имеет право на получение единовременного пособия в размере семи окладов денежного содержания.

Ссылаясь на то, что на момент увольнения ей не выплачено единовременное пособие, Гусарова Т.Н. просила суд взыскать с УФСИН России по Самарской области единовременное пособие в размере 189280 руб.00коп., проценты за просрочку выплаты пособия в размере 3014,22 руб., а также расходы на оплату юридической помощи.

Уточнив в ходе судебного разбирательства требования, исходя из того, что единовременное пособие выплачено 26.03.2019г., Гусарова Т.Н. просила суд взыскать с надлежащего ответчика по делу - ФКУЗ «МСЧ-63 ФСИН России» сумму компенсации за несвоевременную выплату единовременного пособия за период с 20.12.2018г. по 26.03.2019г. в размере 9 161,53 рублей, расходы на оплату юридических услуг в сумме 3 000 рублей, а всего 12 161,53 рубль.

Судом постановлено указанное выше решение, законность которого просит проверить ФКУЗ «МСЧ-63 ФСИН России» полагая, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку работодателем Гусаровой Т.Н. является начальник УФСИН России по Самарской области, а ФКУЗ «МСЧ-63 ФСИН России» -лишь место прохождения службы.

Невыплата единовременного пособия произошла из-за отсутствия лимитов бюджетных средства на эту выплату, предоставляемых работодателем.

Кроме того, ФКУЗ «МСЧ-63 ФСИН России» считает, что в силу п. 19.ст. 333.36 НК РФ, учреждение освобождено от уплаты госпошлины.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

Прохождение службы сотрудников уголовно-исполнительной системы (от назначения до увольнения с должности, социальные гарантии сотрудников, медицинское обслуживание, присвоение специального звания, привлечение к ответственности и т.п.) регламентируется Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, применяемым согласно требований 21 Постановления Государственной Думы ФС РФ от 3 июля 1998 года N 2773-11 ГД "О Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы", Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 6 июня 2005 года N 76, нормативными актами Минюста России, приказами, распоряжениями и указаниями ФСИН России.

Статьей 3 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлены гарантии, пособия и другие денежные выплаты сотрудникам в связи с прохождением службы, в том числе: единовременное пособие при увольнении, компенсация за неиспользованный отпуск, материальная помощь.

Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона № 283-ФЗ сотрудникам, общая продолжительность службы в учреждениях и органах которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в учреждениях и органах выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в учреждениях и органах которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в учреждениях и органах выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных сотруднику на день увольнения со службы.

В соответствии с частью 6 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации к правоотношениям, урегулированным вышеуказанными законами и нормативно-правовыми актами, правовые нормы Трудового кодекса Российской Федерации применяться, не могут.

В силу статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, нормы Трудового кодекса Российской Федерации должны применяться к правоотношениям, возникающим при прохождении службы в уголовно-исполнительной системе, в случаях, прямо предусмотренных специальными нормами нормативно-правовыми актами, или тогда, когда возникшие правоотношения не урегулированы специальными нормативными правовыми актами и требуется применение трудового законодательства.

В соответствии со статьей 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

Аналогичный порядок выплаты причитающихся работнику при увольнении денежных средств предусмотрен пунктом 75 Приказа ФСИН России от 27 мая 2013 года N 269 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, Порядка выплаты премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной систем и Порядка оказания материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы".

Несмотря на то, что выходное пособие при увольнении не включается в структуру денежного довольствия, подлежащего выплате в день увольнения, на что ссылаются ответчики в отзывах на иск, данная выплата также должна была быть выплачена уволенному сотруднику в день увольнения в силу общих требований трудового законодательства, подлежащего применению в силу того, что указанные вопросы не урегулированы специальными законами в уголовно-исполнительной системе.

В соответствии со статьей 142 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В силу статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Установлено, что Гусарова Т.Н. являлась сотрудником УФСИН России по Самарской области, состояла в должности фельдшера филиала «Медицинской части № 1» ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России по Самарской области.

18.12.2018г. на основании приказа № 861-лс от 13.12.2018г. контракт с Гусаровой Т.Н. расторгнут, и она уволена со службы в уголовно-исполнительной системе по п. 4 ч. 2 ст. 84 ФЗ № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе РФ» в связи с достижением выслуги лет, дающей право на получение пенсии.

В связи с увольнением по указанному основанию и на основании положений ч. 7 ст. 3 Федерального закона № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти», истец имела право на получение единовременного пособия в размере семи окладов денежного содержания. Указанную сумму ФКУЗ «МСЧ-63 ФСИН России» выплатило Гусаровой Т.Н. 26.03.2019г., в период нахождения настоящего гражданского дела в суде.

Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, исходя из совокупности юридически значимых обстоятельств, признал требования Гусаровой Т.Н. обоснованными, поскольку при рассмотрении дела нашли свое подтверждение её доводы о нарушении прав, выразившихся в несвоевременной выплате выходного пособия при увольнении со службы. Также суд пришел к правильному выводу, что надлежащим ответчиком по делу является ФКУЗ «МСЧ-63 ФСИН России», к которому и предъявлены уточненные исковые требования (л.д. 30).

Поскольку единовременное пособие при увольнении не выплачено Гусаровой Т.Н. в день ее увольнения, как того требует трудовое законодательство и законодательство, регулирующее правоотношения в уголовно-исполнительной системе, суд правомерно взыскал с ФКУЗ «МСЧ-63 ФСИН России» компенсацию за просрочку выплаты указанного пособия.

Доводы заявителя жалобы о том, что ФКУЗ «МСЧ-63 ФСИН России» является ненадлежащим ответчиком, поскольку работодателем Гусаровой Т.Н. является начальник УФСИН России по Самарской области, а ФКУЗ «МСЧ-63 ФСИН России» -лишь место прохождения службы, и об отсутствии вины в несвоевременной выплате единовременного пособия, не могут быть приняты во внимание и служить основанием к отмене судебного решения, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 5 Закона РФ от 21.07.1993г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» Уголовно-исполнительная система включает в себя:

1) учреждения, исполняющие наказания;

2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы;

3) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (далее - федеральный орган уголовно-исполнительной системы).

В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации.

В соответствии со статьей 7 Закона РФ № 5473-1 Территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными им учреждениями уголовно-исполнительной системы, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Они являются юридическими лицами и в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Закона, владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом.

В силу части 2 статьи 58 БК РФ Территориальные органы уголовно-исполнительной системы являются распорядителем средств федерального бюджета, распределяющим бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств – учреждениям уголовно - исполнительной системы Самарской области.

Выплата денежного содержания сотрудникам учреждения осуществляется непосредственно самим учреждением. Поэтому ФКУЗ «МСЧ-63 ФСИН России» является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Доводы об отсутствии вины в несвоевременной выплате единовременного пособия также не могут быть приняты во внимание, поскольку как видно из материалов дела в учреждения уголовно-исполнительной системы УФСИН России по Самарской области неоднократно направлялись указания о необходимости своевременно предоставлять в финансово-экономический отдел потребность на выходное пособие при увольнении сотрудников, в целях исключения нарушений трудового законодательства. Однако, запрос на перечисление денежных средств направлен учреждением лишь 13 декабря 2018 г., хотя рапорт об увольнении подан Гусаровой Т.Н 29 ноября 2018 г.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает судебное решение законным и обоснованным, при правильном применении норм материального права и соответствием выводов установленным обстоятельствам.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением в части взыскания с ФКУЗ «МСЧ-63 ФСИН России» государственной пошлины, исходя из следующего.

Основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 89 ГПК РФ, глава 25.3 НК РФ). Для предоставления льготы по уплате государственной пошлины по подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ необходимо и достаточно подтвердить два признака: организационно-правовой статус лица (государственный орган, орган местного самоуправления) и его процессуальное положение (истец, ответчик).

Согласно указу Президента Российской Федерации от 15.05.2018 № 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", пунктам 4, 13 указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба исполнения наказаний (далее – ФСИН России) входит в систему федеральных органов исполнительной власти и осуществляет публичные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержанию подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, этапированию, конвоированию, а также контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. Эти государственные полномочия в силу пункта 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного указом Президента Российской Федерации о 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет как непосредственно, так и через учреждения, исполняющие наказания. ФКУЗ «МСЧ-63 ФСИН России» реализует указанные публичные полномочия, относится к числу органов исполнения наказания, входящих в структуру ФСИН России, является ответчиком по гражданскому делу, а, следовательно, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ имеет право на освобождение от уплаты государственной пошлины.

В связи с изложенным, судебная коллегия считает необходимым исключить из резолютивной части решения указание о взыскании с ФКУЗ «МСЧ-63 ФСИН России» в доход муниципального бюджета городского округа Самара сумму государственной пошлины в размере 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Самарского районного суда г. Самары от 7 мая 2019 года, по существу оставить без изменения. Исключить из резолютивной части решения указание о взыскании с ФКУЗ «МСЧ-63 ФСИН России» в доход муниципального бюджета городского округа Самара сумму государственной пошлины в размере 400 рублей.

Председательствующий

Судьи

33-8419/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Гусарова Т.Н.
Ответчики
ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России
УФСИН России по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
21.06.2019Передача дела судье
16.07.2019Судебное заседание
06.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее