Дело № 2а-3971/2024
73RS0001-01-2024-005347-59
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 августа 2024 г. г. Ульяновск
Судья Ленинского районного суда г.Ульяновска Е.С. Борисова при помощнике Алексеевой Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Корнилова Игоря Николаевича к судебному приставу-исполнителю ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Гавриловой ФИО10, судебному приставу-исполнителю ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Яниной ФИО11, УФССП России по Ульяновской области о признании незаконными постановления о возбуждении исполнительного производства, о взыскании исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Корнилов И.Н. обратился в суд с административным иском к УФССП России по Ульяновской области о признании незаконными постановлений о возбуждении исполнительного производства, о взыскании исполнительского сбора. Иск мотивирован тем, что в ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска находится на исполнении исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ на основании судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мировым судьей судебного участка № Ленинского судебного района г.Ульяновска. С момента вынесения судебного приказа прошло более 4 лет. Также не согласен с постановление о взыскании исполнительского сбора от 17.07.2024, так как постановления о возбуждении исполнительного производства не получал. Просил признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска от 08.07.2024 о возбуждении исполнительного производства, постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска от 17.07.2024 о взыскании исполнительского сбора.
Судом довлечены к участию в деле в качестве соответчиков судебный пристав-исполнитель ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Гаврилова С.А., судебный пристав-исполнитель ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Янина Т.С.
В судебном заседании истец участие не принимал.
В судебном заседании от 13.08.2024 представитель УФССП России по Ульяновской области начальник ОСП по ленинскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области – старший судебный пристав исполнитель Матросов Р.Т. исковые требования не признал, в их удовлетворении просил отказать. Пояснил, что нарушений при возбуждении исполнительного производства, а также вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебным приставом не допущено.
В судебном заседании судебный пристав-исполнитель ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Янина Т.С. участие не принимала, согласно представленного отзыва возражала против удовлетворения административного иска Корнилова И.Н., указала, что постановление о возбуждении исполнительного производства направлено Корнилову И.Н. в личный кабинет на Единый портал государственных услуг, получено им 08.07.2024 в 11 часов 55 минут. В связи с неисполнением должником в 5-дневный срок постановления, 17.07.2024 было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размер 7% от подлежащей взысканию суммы, но не менее 1000 руб.
В судебном заседании судебный пристав-исполнитель ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Гаврилова С.А. участие не принимала, о дне и времени извещалась.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ПАО «Т Плюс» участие не принимал, Общество извещалось.
Выслушав представителя УФССП России по Ульяновской области, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон «Об исполнительном производстве») определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
В соответствии со ст.6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ст. 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня их выдачи.
В соответствии с п.1 и п.2 ст. 22 Федерального закона «Об исполнительном производстве» срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается:
1) предъявлением исполнительного документа к исполнению;
2) частичным исполнением исполнительного документа должником.
После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.
Заявление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительных документов, указанных в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (в случае, если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными), может быть подано не ранее шести месяцев после дня окончания исполнительного производства либо ранее указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника. Заявление о возбуждении исполнительного производства на основании других исполнительных документов, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (в случае, если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными), может быть подано не ранее двух месяцев после дня окончания исполнительного производства либо до истечения указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника (п.2.1).
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (п.12).
В соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг), а также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия лицам, участвующим в исполнительном производстве, информационные системы которых подключены к единой системе межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо иными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, обеспечивающими фиксирование фактов получения, неполучения либо отказа в получении указанного постановления.
Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N 606 утверждены Правила направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, при соблюдении которых лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным, согласно п. 3 которых извещение считается доставленным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации. Уведомление о факте доставки передается в Федеральную службу судебных приставов для принятия судебным приставом-исполнителем решений по исполнительному производству.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.
В судебном заседании установлено, что мировым судьей судебного участка № 6 Ленинского судебного района г.Ульяновска, и.о. мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района г.Ульяновска, 27.04.2020 вынесен судебный приказ № 2-928/2020 о взыскании в пользу ПАО «Т Плюс» с Корниловой В.А., Корнилова И.Н. в солидарном порядке задолженности за коммунальные услуги в размере 17819,38 руб., пеней в размере 818,25 руб., в равных долях расходы по оплате госпошлины в размере 372,75 руб.
Судебный приказ вступил в законную силу 17.06.2020.
В пределах трехгодичного срока предъявления судебного приказа к исполнению в ОСП по <адрес> УФССП России по Ульяновской области было возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, которое было окончено ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием у должника имущества, на которое могло быть обращено взыскание. Течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновилось.
По истечении более 6 месяцев, в соответствии с п.2.1 ст. 30 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», но в пределах трехлетнего срока предъявления судебного приказа к исполнению судебный приказ был предъявлен к исполнению и возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ окончено исполнительное производство в связи с отсутствием у должника имущества, на которое могло быть обращено взыскание. Течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновилось.
По истечении более 6 месяцев, в соответствии с п.2.1 ст. 30 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», но в пределах трехлетнего срока предъявления судебного приказа к исполнению судебный приказ был предъявлен к исполнению и возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ. Срок для добровольного исполнения не установлен в соответствии с п. 14 ст. 30 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что вопреки доводам истца, постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ вынесено судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> УФССП России по Ульяновской области ФИО4 в соответствии с требованиями, установленными ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», в том числе в установленные сроки (ст.ст. 21, 22 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, и направлено Корнилову И.Н. в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в соответствии с частью 2.1 статьи 14 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответа на запрос от Минцифры России данное постановление было просмотрено Корниловым И.Н. в личном кабинете (подтверждена доставка) ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 51 минуту.
В соответствии с п. 2.1 ст. 30 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней с момента доставки постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
Следовательно, в срок до ДД.ММ.ГГГГ Корнилов И.Н. имел право в добровольном порядке исполнитель постановление судебного пристава-исполнителя.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действие судебного пристава-исполнителя по отправке постановления должнику вынесено в строгом соответствии с требованиями законодательства, срок для добровольного исполнения постановления исчислен с даты доставки сообщения на портале Госуслуг, о чем УФССП России по Ульяновской области было проинформировано из подсистемы Единого портала в АИС ФССП России.
Соответственно, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ постановление судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Гавриловой С.А. о взыскании исполнительского сбора в сумме 1000 руб. является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах суд не усматривает, что должностными лицами УФССП России по Ульяновской области оспариваемыми решениями нарушены права и свободы истца, а также они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а потому исковое заявление Корнилова И.Н. к судебному приставу-исполнителю ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Гавриловой С.А., судебному приставу-исполнителю ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Яниной Т.С., УФССП России по Ульяновской области о признании незаконными постановления о возбуждении исполнительного производства, о взыскании исполнительского сбора удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Корнилова ФИО12 к судебному приставу-исполнителю ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Гавриловой ФИО13, судебному приставу-исполнителю ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Яниной Татьяне Сергеевне, УФССП России по Ульяновской области о признании незаконными постановления о возбуждении исполнительного производства, о взыскании исполнительского сбора отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.С. Борисова
Срок изготовления мотивированного решения 06.09.2024.