Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-642/2023 ~ М-589/2023 от 13.11.2023

Дело № 2-642/2023

УИД 61RS0031-01-2023-000718-30

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 декабря 2023 года                             ст. Егорлыкская

    

Егорлыкский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Пивоваровой Н.А.

при секретаре Григоровой А.Н.

с участием прокурора Егорлыкского района Хорошилова С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Егорлыкского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Роговского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области, третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнического сооружения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Егорлыкского района Ростовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Роговского сельского поселения, указывая на то, что прокуратурой Егорлыкского района в соответствии с заданием прокуратуры области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления федерального законодательства при проведении мероприятий по обеспечению безопасности и охраны гидротехнических сооружений, в ходе которой выявлены нарушения закона в деятельности администрации Роговского сельского поселения.

Проверкой установлено, что в собственности муниципального образования «Роговское сельское поселение» Ростовской области имеется гидротехническое сооружение – ГТС № 7, расположенное по адресу: Ростовская область, Егорлыкский район, х. Заря, на реке Мокрая Грязнуха в 1500 м к востоку от х. Заря, кадастровый номер 61:10:0600014:2319, полномочия собственника в отношении которого реализует администрация Роговского сельского поселения.

В нарушение ст. 7 Федерального закона № 117-ФЗ указанное гидротехническое сооружение не внесено в Российский регистр гидротехнических сооружений.

В нарушение ст. 9, 10, 17, 19 Федерального закона № 117-ФЗ администрацией Новороговского сельского поселения не разработаны и не согласованы с Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора правила эксплуатации ГТС; не разработаны и не представлены на утверждение критерии безопасности ГТС; не организован постоянный и периодический контроль (осмотры, технические освидетельствования, обследования) технического состояния ГТС; не представлен в Северо-Кавказское управление Ростехнадзора согласованный в установленном порядке расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии комплексов гидротехнических сооружений с целью определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС.

Невыполнение администрацией Роговского сельского поселения обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений может создать угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, причинение вреда окружающей среде, жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что в свою очередь влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также нарушает интересы Российской Федерации по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, недопущения угрозы возникновения чрезвычайной ситуации.

На основании изложенного прокурор Егорлыкского района просит суд: обязать администрацию Роговского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области в течение 2 (двух) лет со дня вступления решения суда в законную силу изготовить на находящееся в муниципальной собственности гидротехническое сооружение - ГТС № 7, расположенное по адресу: Ростовская область, Егорлыкский район, х. Заря, на реке Мокрая Грязнуха в 1500 м. к востоку от х. Заря, кадастровый номер 61:10:0600014:2319, техническую и эксплуатационную документацию, необходимую для соблюдения обязательных требований в области безопасности гидротехнических сооружений, а именно: разработать и согласовать с Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора правила эксплуатации гидротехнического сооружения; разработать критерии безопасности гидротехнического сооружения, находящегося в муниципальной собственности администрации сельского поселения; произвести и представить в Северо-Кавказское управление Ростехнадзора расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения; обеспечить проведение контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнического сооружения; обеспечить внесение в Российский регистр сведений о гидротехническом сооружении.

Определением суда от 12 декабря 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В судебном заседании прокурор Егорлыкского района Хорошилов С.П. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить.

Ответчик, администрация Роговского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области, о времени и месте судебного разбирательства извещена в порядке, предусмотренном ст. 113 ГПК РФ, что подтверждено отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 34766089015195 (л.д.71), в назначенное судом время представитель не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела по существу не заявлял.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о времени и месте судебного разбирательства извещено в порядке, предусмотренном ст. 113 ГПК РФ, что подтверждено отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 34766089015225 (л.д.72), в судебное заседание представитель не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.69 оборот), исковые требования прокурора просил удовлетворить в полном объеме (л.д.64-69).

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и представителя Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу ст. 195 ГПК РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, выслушав объяснения истца, судом установлено следующее.

Прокурор в силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ), регулирующим отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, установлены обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

Статьей 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ к гидротехническим сооружениям относятся: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Собственником гидротехнического сооружения является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.

Как следует из материалов дела, на основании решения Егорлыкского районного суда Ростовской области от 11 августа 2020 года № 2-374/2020, муниципальному образованию «Роговское сельское поселение» на праве собственности принадлежит гидротехническое сооружение – ГТС № 7, расположенное по адресу: Ростовская область, Егорлыкский район, х. Заря, на реке Мокрая Грязнуха в 1500 м к востоку от х. Заря, кадастровый номер 61:10:0600014:2319, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 24 сентября 2020 года (л.д.9-11).

Согласно статье 7 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр) и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения. Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из четырех классов в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании соответствующих требований, в частности на основании представленной деклараций безопасности гидротехнических сооружений с установлением критериев их безопасности, оснащением гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение.

В силу статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязан:обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении. На основании абзаца 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. В части 3 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ установлена обязанность собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации представлять декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений; Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения. Согласно статье 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности. Порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности устанавливает Правительство Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 2020 года N 1596 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения" владелец гидротехнического сооружения обязан производить расчет вероятного вреда в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 2020 года N 1596 методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, и направлять на согласование в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть причинен вероятный вред, в порядке, установленном указанными органами.Согласно ст. ст. 209, 210 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. При передаче права владения, пользования имуществом другим лицам, в том числе при передаче имущества в аренду, именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 37 Устава муниципального образования «Роговское сельское поселение» к полномочиям администрации Роговского сельского поселения относится осуществление владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Роговского сельского поселения (л.д.39). Следовательно, администрация Роговского сельского поселения обязана проводить мероприятия по обеспечению безопасности и охраны гидротехнических сооружений.Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, истец указывает на то, что прокуратурой Егорлыкского района в соответствии с заданием прокуратуры области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления федерального законодательства при проведении мероприятий по обеспечению безопасности и охраны гидротехнических сооружений.Из материалов дела следует, что в ходе проверки выявлены нарушения закона в деятельности администрации Роговского сельского поселения, а именно: в нарушение ст. 7 Федерального закона № 117-ФЗ Федерального закона № 117-ФЗ гидротехническое сооружение, принадлежащее муниципальному образованию «Роговское сельское поселение», не внесено в Российский регистр гидротехнических сооружений; в нарушение ст. 9, 10, 17, 19 Федерального закона № 117-ФЗ администрацией Роговского сельского поселения не разработаны и не согласованы с Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора правила эксплуатации ГТС; не разработаны и не представлены на утверждение критерии безопасности ГТС; не организован постоянный и периодический контроль (осмотры, технические освидетельствования, обследования) технического состояния ГТС; не представлен в Северо-Кавказское управление Ростехнадзора согласованный в установленном порядке расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии комплексов гидротехнических сооружений с целью определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, что подтверждено актом о результатах проверки от 08 ноября 2023 года (л.д.7-8). Факт невыполнения ответчиком в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений ответчиком не оспаривается.

Поскольку до настоящего времени указанные нарушения администрацией Роговского сельского поселения не устранены, что ответчиком не оспаривается, то суд признает заявленные прокурором исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Таким образом, руководствуясь ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, заявленный в иске прокурором срок, необходимый для устранения выявленных нарушений, суд полагает достаточным.

Прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины при подаче иска в суд.

При этом, в силу п. 19 ст. 333.36 НК РФ администрация сельского поселения также освобождена от уплаты государственной пошлины.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что государственная пошлина по рассматриваемому делу взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Егорлыкского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Роговского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области, третье лицо: Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнического сооружения, удовлетворить.

Обязать администрацию Роговского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области в течение 2 (двух) лет со дня вступления решения суда в законную силу в отношении находящегося в муниципальной собственности гидротехнического сооружения - ГТС № 7, расположенного по адресу: Ростовская область, Егорлыкский район, х. Заря, на реке Мокрая Грязнуха в 1500 м к востоку от х. Заря, кадастровый номер 61:10:0600014:2319, изготовить техническую и эксплуатационную документацию, необходимую для соблюдения обязательных требований в области безопасности гидротехнических сооружений, а именно:

- разработать критерии безопасности гидротехнического сооружения, находящегося в муниципальной собственности администрации сельского поселения, а также правила его эксплуатации и согласовать их с Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора;

- произвести и представить в Северо-Кавказское управление Ростехнадзора расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения;

- обеспечить проведение контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнического сооружения;

- обеспечить внесение в Российский регистр сведений о гидротехническом сооружении.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Егорлыкский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Председательствующий      Н.А. Пивоварова

Мотивированное решение составлено - 28 декабря 2023 года.

2-642/2023 ~ М-589/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Егорлыкского района Ростовской области
Ответчики
Администрация Роговского сельского поселения
Другие
Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Суд
Егорлыкский районный суд Ростовской области
Судья
Пивоварова Наталия Александровна
Дело на сайте суда
egorlyksky--ros.sudrf.ru
13.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.11.2023Передача материалов судье
14.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.11.2023Подготовка дела (собеседование)
28.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2023Судебное заседание
26.12.2023Судебное заседание
28.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее