Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2024 года
Дело № 2-246/2024 УИД 76RS0021-01-2023-002322-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2024 года |
г. Тутаев Ярославской области |
Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Голубевой А.Е.,
при секретаре Устиновой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Николичевой Н.В. к Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области, АО «Газпром газораспределение Ярославль» о признании отказа незаконным, возложении обязанности,
установил:
Николичева Н.В. обратилась в суд с иском к Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области, просила признать незаконным отказ от ДД.ММ.ГГГГ, возложить на ответчика обязанность заключить с истцом соглашение о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенных по адресу: <адрес>. В обоснование требований указано, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 1229 кв.м., истец просила ответчика перераспределить данный земельный участок и участок, находящийся в муниципальной собственности, подготовила соответствующую схему перераспределения, в результате которого площадь принадлежащего истцу земельного участка должна составить 1447 кв.м., оспариваемым письмом отказано в удовлетворении заявления, в связи с тем, что в границах формируемого земельного участка проложен газопровод низкого давления Ду 63, схему не согласовало АО «Газпром газораспределение Ярославль», с отказом истец не согласна, полагает, что запрашиваемое перераспределение не нарушает прав и интересов других лиц, газопровод, на который ссылается ответчик, идет непосредственно к дому истца, часть данного газопровода также располагается и в границах земельного участка истца.
Судом в качестве соответчика привлечено АО «Газпром газораспределение Ярославль».
Истец Николичева Н.В. в судебное заседание не явилась, ее представитель по доверенности ФИО4 ранее в судебном заседании поддержала заявленные требования, по доводам изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в письменном отзыве на заявленные требования просил в удовлетворении требований отказать, поддержал доводы оспариваемого отказа.
Представитель ответчика АО «Газпром газораспределение Ярославль» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в письменном отзыве просил в удовлетворении требований отказать, полагал, что спорный земельный участок не может быть образован путем перераспределения земель в границах охранной зоны газопровода, поскольку при использовании такого участка в соответствии с его разрешенным использованием не будет обеспечено безопасное, безаварийное функционирование и эксплуатация объектов газоснабжения, их обслуживание и ремонт, на испрашиваемом земельном участке проходит часть принадлежащего данному обществу газопровода, земельный участок относится к землям поселений, землям общего пользования, в настоящее время общество имеет свободный доступ к своему газопроводу, граница разграничения имущественной и эксплуатационной ответственности установлена в акте о подключении.
Исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Земельным кодексом Российской Федерации в качестве основного способа приватизации земли предусмотрены торги, которые проводятся на конкурсной основе, обеспечивающей справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности. С учетом специфики земельных отношений Земельный кодекс Российской Федерации также устанавливает иные способы приватизации, к которым относится перераспределение земель, находящихся в частной и публичной собственности.
Порядок, случаи и основания заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены статьями 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В частности, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
К заявлению о перераспределении земельных участков прилагается в том числе схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков (подпункт 2 пункта 3 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (п. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 9 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
Статьей 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Согласно пункту 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Частью 10 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 ст. 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку (п. 4 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктами 2, 11 пункта 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 14.1-19, 22 и 23 ст. 39.16 настоящего Кодекса; а также в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 ст. 11.10 данного Кодекса, в том числе разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам (подпункт 11).
Нормой подпункта 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на предоставления земельного участка, если он полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Кроме того, пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.
Газопровод и другие объекты, на которых получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ являются опасными производственными объектами (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», приложение 1 к данному Федеральному закону)
В статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» определено, что охранная зона газопровода - это зона с особыми условиями использования территории, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения;
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 878 утверждены Правила охраны газораспределительных сетей.
Пунктом 14 Правил установлено, что на использование земельных участков, входящих в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагается ряд ограничений (обременений), в частности запрещается строительство объектов жилищно-гражданского и производственного значения, огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей; разводить огонь и размещать источники огня, рыть погреба, копать, обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра.
Из материалов дела установлено, что Николичева Н.В. является собственником земельного участка из земель населенных пунктов с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером № общей площадью 1229 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. В пределах земельного участка расположен принадлежащий НиколичевойН.В. жилой дом с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. Земельный участок, принадлежащий истцу, до перераспределения его ДД.ММ.ГГГГ году имел кадастровый №.
Земельный участок площадью 44803 кв.м. с кадастровым номером № относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием земельные участки (территории) общего пользования, находится в собственности городского поселения Тутаев.
Николичевой Н.В. подготовлена схема расположения земельного участка в целях заключения соглашения о перераспределении принадлежащего ей земельного участка и участка, находящегося в муниципальной собственности с кадастровым номером № в результате планируемого перераспределения площадь земельного участка, принадлежащего истцу, составит 1447 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ Николичева Н.В. обратилась в Управление архитектуры и градостроительства Администрации Тутаевского муниципального района с заявлением о подготовке документации по планировке территории в отношении земельных участков № в соответствии с представленной ею схемой.
Управлением архитектуры и градостроительства Администрации Тутаевского муниципального района в ходе рассмотрения указанного заявления направлены соответствующие запросы о согласовании перераспределения земельного участка в сетевые организации.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ АО «Газпром газораспределение Ярославль» отказало в согласовании перераспределения земельных участков, ввиду того, что по запрашиваемому земельному участку проложен газопровод низкого давления Ду63, принадлежащий данной организации.
Письмом Управления архитектуры и градостроительства Администрации Тутаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Николичевой Н.В. отказано в подготовке документации по планировке территории земельных участков с кадастровыми номерами № по причине нахождения в границах формируемых земельных участков газопровода низкого давления Ду 63.
Согласно акту о подключении от ДД.ММ.ГГГГ, подписанному между АО «Газпром газораспределение Ярославль» и Николичевой Н.В. подземный газопровод низкого давления, проложенный до границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № (в настоящее время № при перераспределении ДД.ММ.ГГГГ местоположение указанной границы осталось прежним), к которому выполнено фактическое присоединение объекта капитального строительства, принадлежит исполнителю (АО «Газпромгазораспределение Ярославль»), соответствующим образом определена точка подключения на границе земельного участка и зоны имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
Таким образом, судом установлено, что на земельном участке, который истец просит включить в принадлежащий ей земельный участок, расположен газопровод низкого давления, принадлежащий ответчику АО «Газпром газораспределение Ярославль» и за который он несет эксплуатационную и имущественную ответственность, к нему данному ответчику должен быть обеспечен беспрепятственный доступ, что окажется невозможным в случае образования испрашиваемого истцом земельного участка, при этом не будет обеспечено безопасное, безаварийное функционирование и эксплуатация объектов газоснабжения, обслуживание и ремонт газопровода, необходимые в целях защиты интересов населения.
Учитывая изложенное и приведенные выше положения нормативно-правовых актов у Администрации Тутаевского муниципального района в лице Управления архитектуры и градостроительства имелись основания для отказа истцу в подготовке документации по планировке территории земельных участков в соответствии с приложенной схемой.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Николичевой Н.В. (серия и номер паспорта №) к Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области (ИНН №) оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тутаевский городской суд Ярославской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.Е.Голубева