77RS0016-02-2021-008347-57 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута |
1 июля 2021 года |
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Машковцевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Имамеевой Т.М.,
с участием транспортного прокурора г. Воркуты Коржанова О.В.,
представителя ответчика Бугайчука Д.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1336/2021 по исковому заявлению Воркутинского транспортного прокурора, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности произвести определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Воркутинский транспортный прокурор обратился в суд с требованиями к ответчику о признании незаконным бездействия к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») о возложении обязанности в течение года со дня вступления решения суда в законную силу привести состояние участка автомобильной дороги в границах железнодорожного переезда, расположенного на 153 км. 8 пк участка железнодорожного пути Чум-Лабытнанги, в соответствии с требованиями ГОСТ 50597-2017 путем устранения дефектов дорожного покрытия в виде выбоин и иных повреждений.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта выявлены нарушения в деятельности Елецкой дистанции пути – структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД».
Помощник Воркутинского транспортного прокурора в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что работы возможны только в летний период времени.
Выслушав пояснения Воркутинского транспортного прокурора, объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Проведенной проверкой установлено, что на балансе Елецкой дистанции пути находится железнодорожный переезд 4 категории, расположенный на 153 км. 8 пк участка железнодорожного пути Чум-Лабытнанги.
Из акта комиссионного обследования железнодорожных переездов, расположенных в зоне ответственности ОГИБДД ОМВД России по г. Лабытнанги от 07.08.2020 усматривается, что на железнодорожном переезде 153 км. ст. Лабытнанги в пределах 10 метров от крайней рельсы на покрытии проезжей части имеются дефекты в виде выбоин и иных повреждений. В треугольнике видимости железнодорожного переезда имеются посторонние предметы, ограничивающие видимость (наличие кустарников, деревьев высотой более 0,5 м.). Нарушена целостность сигнальных столбиков. Расстояние от нижнего края дорожных знаков 1.3.2 «Многопутная железная дорога» до поверхности дорожного покрытия составляет менее 2,0 м. Дорожный знак 1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума» применяется на щитах без световозвращающей флуоресцентной пленки желто-зеленого цвета.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 17-ФЗ) функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из следующих принципов: устойчивость работы железнодорожного транспорта; доступность, безопасность и качество оказываемых услуг; развитие конкуренции и становление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта; согласованность функционирования единой транспортной системы Российской Федерации.
Из пункта 1 статьи 15 Федерального закона № 17-ФЗ железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона № 17-ФЗ Железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования).
Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулируются отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность). Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
В силу пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцы железнодорожных путей необщего пользования обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, а также транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования транспортного средства), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.
Приказом Минтранса России от 31.07.2015 № 237 утверждены Условия эксплуатации железнодорожных переездов.
В силу пункта 7 Условия эксплуатации железнодорожных переездов железнодорожный переезд - пересечение в одном уровне автомобильной дороги с железнодорожными путями, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия пропуска подвижного состава железнодорожного транспорта и транспортных средств.
Разделом V Условия эксплуатации железнодорожных переездов, а именно пунктом 79 владельцы инфраструктуры или владельцы железнодорожных путей необщего пользования оборудуют железнодорожные переезды техническими средствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного подвижного состава, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержат участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожного переезда, в соответствии с требованиями настоящих Условий и технических регламентов, действующих в сфере дорожного хозяйства; обеспечивают исправное содержание и работу шлагбаумов, переездной и заградительной сигнализации, замену приводов шлагбаумов, исправное содержание и работу телефонной (радио) связи, бесперебойное электроснабжение, исправность наружных электросетей, прожекторных установок, автоматическое включение и отключение наружного освещения, получение и замену электроламп наружного освещения, в том числе и в прожекторных установках.
Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.
В пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В пункте 7.1 ГОСТ Р 50597-2017 указано, для обеспечения видимости не допускается устройство земляных валов, посадка деревьев и кустарников, установка сооружений (кроме технических средств, устанавливаемых по ГОСТ Р 52289, а также за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов) высотой более 0,5 м в зонах:- треугольников видимости <1> на нерегулируемых пересечениях и примыканиях дорог и улиц в одном уровне, а также на пешеходных переходах.
Согласно пунктом 6.6.2 дорожные сигнальные столбики и тумбы не должны иметь дефектов, указанных в таблице Б.5 приложения Б. Дефекты устраняют в сроки, приведенные в таблице 6.5.
Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст утвержден ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.
В соответствии с пунктом 5.1.8 ГОСТ Р 52289-2019 расстояние от нижнего края знака (без учета знаков 1.4.1 - 1.4.6, а вне населенных пунктов и табличек) до поверхности дорожного покрытия (высота установки), кроме случаев, специально оговоренных настоящим стандартом, должно быть:
- от 1,5 до 3,0 м - при установке сбоку от проезжей части вне населенных пунктов (рисунок В.1а), от 2,0 до 4,0 м - в населенных пунктах (рисунок В.1б), от 3,0 до 4,0 м - на конструктивно выделенной разделительной полосе шириной менее 3 м;
- от 0,6 до 1,5 м - при установке на конструктивно выделенных направляющих островках или островках безопасности, а также на проезжей части или обочине на переносных опорах по ГОСТ Р 58350 или на переносных передвижных комплексах по ГОСТ 32758;
- от 5,0 до 6,0 м - при размещении над проезжей частью. Допускается увеличивать это расстояние с учетом требований 5.1.15. Знаки, размещенные на пролетных строениях искусственных сооружений, расположенных на высоте менее 5,0 м от поверхности дорожного покрытия, не должны выступать за их нижний край.
Высоту установки знаков, расположенных сбоку от проезжей части, определяют от поверхности дорожного покрытия на краю проезжей части.
Очередность размещения знаков разных групп на одной опоре (сверху вниз, слева направо), кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом, должна быть следующей: знаки приоритета; предупреждающие знаки; предписывающие знаки; знаки особых предписаний; запрещающие знаки; информационные знаки; знаки сервиса. На протяжении одной дороги высота установки знаков должна быть по возможности одинаковой.
В силу пункта 5.1.17 знаки, изготовленные с использованием световозвращающей пленки типа В, следует применять: на дорогах (участках дорог) в населенных пунктах с числом полос шесть и более; автомагистралях; участках дорог с искусственным освещением вне населенных пунктов. На щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета применяют знаки 1.1, 1.2, 1.22, 1.23, 5.19.1 и 5.19.2. Другие знаки (кроме знаков по 5.1.19 и знаков 2.1, 2.2, 2.4, 2.5) допускается применять на таких щитах в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и для профилактики их возникновения на опасных участках.
В ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства на железнодорожном переезде, расположенного на 153 км 8 пк участка железнодорожного пути Чум-Лабытнанги,
Доказательств исполнения ОАО «РЖД» вышеуказанных требований, не представлено.
Несоблюдение ответчиком требований федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, нарушаются права неопределенного круга лиц.
Выявленные в деятельности ответчика нарушения до настоящего времени не устранены. При установленных обстоятельствах в соответствии с приведенными правовыми нормами заявленные требования подлежат удовлетворению.
Учитывая, что для устранения допущенных нарушений (установка технических средств) требуется значительный промежуток времени, связанный с приобретением технических средств и их установкой, суд полагает разумным сроком, обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон в этой части – один год после вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Воркутинского транспортного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу привести состояние участка автомобильной дороги в границах железнодорожного переезда, расположенного на 153 км. 8 пк участка железнодорожного пути Чум-Лабытнанги, в соответствии с требованиями ГОСТ 50597-2017 путем устранения дефектов дорожного покрытия в виде выбоин и иных повреждений.
Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» государственную пошлину 300 (триста) руб. с зачислением в бюджет муниципального образования городской округ «Воркута».
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, то есть с 01.07.2021.
Председательствующий