П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г.Кострома 22 июня 2023 года
Судья Свердловского районного суда г.Костромы Глушков В.В.,
с участием представителя инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области Жулинской Е.Г. (должностного лица составившего протокол об административном правонарушении)
рассмотрев протокол об административном правонарушении в отношении Рубцова А.А. ...
о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.13 ч.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Согласно составленного в отношении Рубцова А.А. протокола об административном правонарушении, ему вменено нарушение законодательства в сфере сохранения памятников истории и культуры при следующих обстоятельствах.
Рубцов А.А., являясь собственником ... доли в общей долевой собственности в нежилом строении (здании) по <адрес>, являющегося объектом культурного наследия регионального значения ... (далее - Объект), будучи обязанным принимать меры к сохранению данного объекта культурного наследия, нарушил законодательство, регулирующее отношения в сфере сохранения памятников истории и культуры. На основании утвержденных приказом Инспекции №70 от <дата> охранного обязательства объекта и являющегося его частью Плана работ по сохранению объекта культурного наследия и его территории, Рубцов А.А., как собственник (наряду с другим собственником помещений в этом же здании), был обязан в срок до <дата> по результатам обследования организовать работы по ремонту фасадов (пункт 3 Плана). Однако, Рубцов А.А. не выполнил данное требование.
Согласно разъяснению, приведенному в абзаце втором пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 г. N 343.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Рубцов А.А., о рассмотрении дела был извещен заказным почтовым отправлением, которое возвращено в суд оператором связи, в связи с неудачной попыткой вручения и истечением срока хранения. При этом судьей в порядке подготовки было установлено (подтверждено), что Рубцов А.А. имеет тот же адрес регистрации, что и до направления дела (протокола) в суд.
В силу пункта 34 приказа Минкомсвязи России от 31 июля 2014 г. N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" почтовые отправления разряда "судебное" и разряда "административное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.
Поскольку нарушений Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2014 г. N 234, допущено не было, Рубцов А.А. считается извещенным о рассмотрении дела. В связи с чем, не находя участие Рубцова А.А. обязательным, в соответствии со ст.25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель административного органа Жулинская Е.Г., выявившего правонарушение, поддержала требование о привлечении Рубцова А.А. к административной ответственности.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 73-ФЗ) объекты культурного наследия являются особым видом имущества, к которому требования гражданского законодательства применяются с учетом особенностей, установленных указанным законом.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ст. 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусматривают консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. При этом состав (перечень) видов работ по сохранению Объекта и сроки (периодичность) проведения таких работ определяются уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия на основании составленного им акта технического состояния Объекта с учетом вида данного Объекта, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования Объекта.
В соответствии со ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В силу п.п. 1,7,8 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания его в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния собственник обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Согласно п. 1 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона. В соответствии со ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности. При этом собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.
Из материалов дела следует, что здание по <адрес> является объектом культурного наследия регионального значения ... Объект был поставлен под государственную охрану постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры». Приказом Минкультуры России от 13.11.2015 № 1851 б-р Объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный №. Приказом инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 13.05.2020 № 70 было утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца данного объекта культурного наследия. Согласно плану работ по сохранению объекта культурного наследия и его территории, являющегося Приложением №2 к охранному обязательству, было необходимо: по результатам обследования организовать работы по ремонту фасадов (пункт 3). Срок выполнения работ до <дата>. При этом, как следует из протокола об административном правонарушении, не выполнение установки информационных надписей и обозначений в соответствии с действующим законодательством (пункт 4) со сроком выполнения работ до <дата>, Рубцову А.А. не вменялось, исходя из того фактически, что работы по ремонту фасада, куда должны быть установлены эти надписи, организованы не были.
Данный объект, являющийся нежилым строением зданием (кадастровый №) находится в собственности Рубцова А.А. (доля ...) и ФИО2 (доля ...), что подтверждается имеющейся в деле выпиской из ЕГРН, согласно которой право общей долевой собственности было зарегистрировано за Рубцовым А.А. <дата>.
Уведомлением от 13.05.2020 № 01-23/1681 вышеуказанное охранное обязательство с приложениями (в т.ч. планом работ по сохранению объекта культурного наследия и его территории) было направлено в адрес Рубцова А.А. (заказное письмо с уведомлением о вручении №). Таким образом, Инспекция приняла в соответствии с регламентом своей деятельности все предусмотренные меры по доведению (вручению) данных документов до Рубцова А.А. Их не получение (не вручение) Рубцову А.А. по причинам не зависящим от Инспекции, не освобождало Рубцова А.А. от исполнения охранного обязательства объекта.
В связи с истечением срока исполнения Плана работ, распоряжением инспекции от 18.01.2023 № 7-р была утверждена Программа проверок в отношении Объекта. Распоряжением инспекции от 27.02.2023 № 18-р «О внесении изменения в распоряжение инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 18.01.2023 № 7-р» срок проведения контрольных (надзорных) мероприятий был перенесен на март 2023 года. На основании п. 6 ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в связи с наступлением события, указанного в программе проверок, 16.03.2023 начальником инспекции было принято решение № 01/Р/Р-04/23 о проведении внепланового рейдового осмотра в отношении Объекта.
Согласно протокола осмотра от 31.03.2023 (оформленного по результатам контрольно-надзорного мероприятия) было установлено, что ремонтно-реставрационные работы на фасадах объекта не проводятся и ранее не проводились, а заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия не выдавалось, проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия не представлялась и не согласовывалась, заявлений о предоставлении соответствующих государственных услуг не поступало.
Тем самым, Рубцовым А.А. были нарушены требования к сохранению, использованию и государственной охране объекта культурного наследия, предусмотренные ст.ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Подобное бездействие явилось основанием для составления в отношении Рубцова А.А. протокола об административном правонарушении по ст.7.13 ч.1 КоАП РФ.
Из анализа вышеприведенных положений Закона и предоставленных административным органом доказательств следует, что Рубцов А.А., как собственник нежилого строения здания, являющегося объектом культурного наследия (наряду с другим собственником) обязан нести бремя содержания объекта культурного наследия. Кроме того, он принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта, по его сохранению, иные обеспечивающие его сохранность требования.
Охранным обязательством на вышеуказанный Объект предусмотрено, что в целях сохранения объекта культурного наследия собственник (собственники) обязаны, согласно Плану работ, выполнить предусмотренные в Плане мероприятия.
Поскольку подобного Рубцовым А.А. выполнено не было, им совершено в форме бездействия административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.13 ч.1 КоАП РФ, - нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Вина Рубцова А.А. подтверждается следующими доказательствами:
- постановлением Главы администрации от 30.12.1993 №598 об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, охраняемыми памятниками истории и культуры, в приложении №1 которого под номером № указано здание по <адрес>, приказом Минохранкультуры от 13.11.2015 «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения Здание ... в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации,
- паспортом Объекта культурного наследия, приказом от 13.05.2020 №70 «Об утверждении охранного обязательства», Охранным обязательством, с приложением №1, планом работ по сохранению объекта культурного наследия от 13.05.2020,
- актом технического состояния объекта культурного наследия от 24.04.2023 с фототаблицей,
- сопроводительным письмом от 13.05.2020, реестром об отправке,
- выпиской из ЕГРН,
- распоряжением от 18.01.2023 «Об утверждении программы проверок», программой проверок, распоряжением от 27.02.2023 №18-р о внесении изменений в распоряжении «Об утверждении программы проверок», решением о проведении рейдового осмотра от 16.03.2023, актом рейдового осмотра от 31.03.2023, протоколом осмотра от 31.03.2023 с фото-таблицей, протоколом об административном правонарушении от 30.05.2023, и другими материалами дела.
Нарушений норм КоАП РФ при производстве по делу не допущено, протокол об административном правонарушении был составлен без участия Рубцова А.А. при его надлежащем извещении об этом (почтовое отправление было возвращено по истечении срока хранения). Срок давности привлечения к административной ответственности за его совершение (мероприятия должны были быть выполнены к определенному сроку – до <дата>, по истечении которого начинает течь данный срок), не истек.
Малозначительным данное правонарушение признать нельзя. В результате игнорирования требований Закона, имелась и имеется (поскольку рассматриваемые мероприятия не выполнены и к моменту вынесения постановления) угроза объекту культурного наследия.
При назначении наказания в соответствии со ст.4.1 КоАП РФ учитываются характер совершенного правонарушения, обстоятельства, влияющие на наказание.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено, смягчающим – признаю совершение правонарушения впервые.
Считаю, что цели наказания будут достигнуты путем назначения Рубцову А.А. наказания в виде административного штрафа. Оснований для применения положений ст.4.1 ч.2.2 КоАП РФ не нахожу. Никаких исключительных обстоятельств, о которых идет речь в законе, в том числе исходя из личности и имущественного положения Рубцова А.А. в материалах дела не имеется и не установлено.
На основании ст. 29.5-29.11 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л :
Признать Рубцова А.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.13 ч.1 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по реквизитам:
ИНН 7705851331 КПП 770301001
Получатель – Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/сч 04951000540 Операционный департамент Банка России// межрегиональное операционное УФК г. Москва БИК 023501901, единый казначейский счет 40102810045370000002, казначейский счет 03100643000000019500, ОКТМО 4538200, КБК 054 1 16 01071 01 0013 140 «Административные штрафы по ст.7.13 КоАП РФ».
Постановление может быть обжаловано в 10-суточный срок с момента его получения в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г.Костромы.
Судья Глушков В.В.
Копия верна
судья