Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7980/2023 ~ М-6894/2023 от 06.10.2023

№2-7980/2023

УИД: 56RS0018-01-2023-008746-40

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Оренбург      21 ноября 2023 года

    Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Глуховой Ю.Н.,

при секретаре Янгурчиной Д.Р.,

    с участием представителя ответчика Дегтевой А.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гатиятовой Г.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы,

УСТАНОВИЛ:

Гатиятова Г.А. обратилась в суд с вышеназванным иском к ОСФР по Оренбургской области, указав, что решением ОПФР по Оренбургской области ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №40-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду не достижения срока назначения досрочной пенсии, при этом, в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не включены периоды работы с 01.11.1999 по 16.09.2012, с 17.10.2012 по 06.08.2017, с 08.08.2017 по 02.12.2017 – детская медицинская сестра акушерского отделения ...

С указанным решением истец не согласна, полагает, что оно нарушает её права на пенсионное обеспечение.

Гатиятова Г.А. просила суд включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы с 01.11.1999 по 16.09.2012, с 17.10.2012 по 06.08.2017, с 08.08.2017 по 02.12.2017 – детская медицинская сестра акушерского отделения ...

Истец Гатиятова Г.А., представитель третьего лица ГБУЗ "Абдулинская межрайонная больница" в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Представитель ответчика Дегтева А.В., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражала, поскольку факт работы истца в спорные периоды в должности операционной медицинской сестры не установлен. Наименование должности «медицинская сестра» не предусмотрено п. 1 Перечня от 22 сентября 1999 года №1066, от 29 октября 2002 года №781. Кроме того, индивидуальные сведения за период работы с 01.01.2000 по 31.12.2001, с 01.01.2005 по 16.09.2012, с 17.10.2012 по 06.08.2017, с 08.08.2017 по 02.12.2017 представлены без кода льготы «Хирургия».

Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2015 года.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В силу ч.ч. 2 - 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений), списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Подпунктом "н" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (далее по тексту - Список № 781);

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 (далее по тексту - Список № 1066), - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 (далее по тексту - Список №464), с применением положений абзацев четвертого и пятого п. 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 (далее по тексту - Перечень № 1397), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

При этом, Перечнем № 1397 и Списком № 464 предусматривалось право врачей и среднего медицинского персонала на пенсию за выслугу лет независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Согласно п. 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.

В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 года засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:

лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;

лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении №2-п от 29 января 2004 года, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.Судом установлено и следует из материалов дела, что Гатиятова Г.А. 29 сентября 2022 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Решением ОПФР по Оренбургской области от 11 октября 2022 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ в связи с не достижением срока назначения досрочной пенсии, указанного в приложении 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ.

При этом, при определении права на досрочное пенсионное обеспечение в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, истцу в льготном исчислении стажа (1 год работы как 1 год и 6 месяцев) не были засчитаны периоды работы:

с 01.11.1999 по 16.09.2012, с 17.10.2012 по 06.08.2017, с 08.08.2017 по 02.12.2017 – Детская медицинская сестра акушерского отделения ..., поскольку факт работы истца в должности операционной медицинской сестры не установлен. Наименование должности «медицинская сестра» не предусмотрено п. 1 Перечня от 22 сентября 1999 года №1066, от 29 октября 2002 года №781. Кроме того, индивидуальные сведения за период работы с 01.01.2000 по 31.12.2001, с 01.01.2005 по 16.09.2012, с 17.10.2012 по 06.08.2017, с 08.08.2017 по 02.12.2017 представлены без кода льготы «Хирург».

По представленным документам требуемая продолжительность стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, 30 лет выработана 3 июля 2022 года (стаж учтен по 2 июля 2022 года). Право на досрочную пенсию в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ у заявителя возникает с учетом приложения 7 по истечении 48 месяцев, т.е. с 3 июля 2026 года.

Согласно трудовой книжки истца относительно оспариваемых периодов, 05.05.1991 Гатиятова Г.А. принята в ... медсестрой детской роддома; 01.01.1999 роддом переименован в акушерское отделение; 03.01.2002 на основании штатного расписания детская медсестра переименована медсестрой палатной дежурной; 02.12.2017 уволена по сокращению штата.

Согласно справке №6 от 16 июля 2020 года, выданной ..., Гатиятова Г.А. работала в ... в роддоме (акушерском отделении) в должности детской медицинской сестры с 05.05.1991 по 02.12.2017.

Также указано, что данная работа дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ.

... по запросу суда представлен ответ от 14 ноября 2023 года, из которого следует, что Гатиятова Г.А. 05.05.1991 принята в ... на должность детской медицинской сестры акушерского отделения на 1,0 ставку.

Также указано, что наименование должности «медицинская сестра» не предусмотрено п. 1 Перечня от 22 сентября 1999 года №1066, и от 29 октября 2002 года №781, работа детской медицинской сестры акушерского отделения не соответствовала характеру работы операционной медицинской сестры отделений хирургического профиля. Индивидуальные сведения за периоды с 01.01.2000 по 31.12.2001, с 01.01.2005 по 16.09.2012, с 17.10.2012 по 06.08.2017, с 08.08.2017 по 02.12.2017 представлены с кодом льготы «27-ГД, 28-ГД», что соответствует деятельности.

Кроме того, ... указало, что правовых оснований у Гатиятовой Г.А. в указанный период на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ не имеется.

Таким образом, работодатель ... не подтверждает факт работы истца в льготных условиях труда, дающих право на исчисление стажа медицинской деятельности как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, тем самым не подтвердил право истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ.

В период приобретения истицей трудового стажа с 1 ноября 1999 года действовало Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», в соответствии с которым операционным медицинским сестрам, включая старших, трудовая деятельность которых проходила в отделениях хирургического профиля стационаров, офтальмологических отделениях и т.д., устанавливалось право на льготное исчисление трудового стажа из расчет один год работы за 1 год и 6 месяцев.

Впоследствии право такой категории медицинских работников на льготное исчисление трудового стажа предусматривалось и Списками, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, согласно которым операционным медицинским сестрам, включая старших, в отделениях хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 списка, в том числе микрохирургическом, офтальмологическом отделениях год работы засчитывался как 1 год и 6 месяцев.

По смыслу приведенных законоположений, начиная с 1999 года законодатель установил льготное исчисление стажа лечебной деятельности не для всех категорий среднего медицинского персонала, а только для упомянутых в специальном Перечне, утвержденном Списками №№1066, 781, т.е. для медицинских сестер операционных при условии их работы в определенных Списками структурных подразделениях учреждений здравоохранения.

Закрепляя в указанных выше правовых нормах основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с наиболее неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях.

Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (ст. 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (ст.39, часть 1, Конституции РФ).

Согласно п. 5 Постановления Минтруда РФ от 22 мая 1996 года № 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

В силу вышеизложенного, основанием для дифференциации порядка исчисления стажа трудовой деятельности таким работникам является не разовое либо периодическое выполнение определенной трудовой функции, а именно постоянная занятость в условиях наибольшего воздействия неблагоприятных факторов. С этой целью законодателем и установлены различные методы исчисления трудового стажа медицинских работников (календарный либо льготный порядок).

Таким образом, ответчиком спорные периоды работы в календарном исчислении засчитаны правомерно.

Вместе с тем, как уже было указано право на включение в специальный стаж в льготном исчислении предусмотрено для операционных медицинских сестер и указанные периоды работы истца в должности медсестры, нельзя зачесть в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку указанная должность прав на льготное исчисление стажа не представляет, а доказательств, что истица в спорные периоды занимала должность операционной медицинской сестры, суду не представлено.

Отказывая истцу во включении в специальный стаж указанных периодов, пенсионный орган ссылается также на тот факт, что индивидуальные сведения за период работы с 01.01.2000 по 31.12.2001, с 01.01.2005 по 16.09.2012, с 17.10.2012 по 06.08.2017, с 08.08.2017 по 02.12.2017 работодателем предоставлены без указания кода льготы.

Действительно, из выписки из индивидуального лицевого счета истца усматривается, что сведения о спорном периоде работы истца предоставлены страхователем в пенсионный орган без указания кода льготы. Доказательства недостоверности указанных сведений в материалах дела отсутствуют, истцом не предоставлены.

Таким образом, суд приходит к выводу, что работодатель не подтвердил факт льготной работы истца в спорные периоды, а следовательно не подтвердил право истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ.

С учетом изложенного, оснований для зачета спорного периода работы истца с 01.11.1999 по 16.09.2012, с 17.10.2012 по 06.08.2017, с 08.08.2017 по 02.12.2017 – детская медицинская сестра акушерского отделения ... в льготном исчислении у суда не имеется.

Ввиду изложенного оспариваемое решение пенсионного органа от 11 октября 2022 года признается судом законным и обоснованным, а требования истца в указанной части не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Гатиятовой Г.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в апелляционном порядке через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ю.Н. Глухова

Мотивированное решение составлено 1 декабря 2023 года.

2-7980/2023 ~ М-6894/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гатиятова Гулюза Ахтямовна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Оренбургской области
Другие
ГБУЗ "Абдулинская межрайонная больница"
Суд
Ленинский районный суд г. Оренбурга
Судья
Глухова Юлия Николаевна
Дело на странице суда
leninsky--orb.sudrf.ru
06.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.10.2023Передача материалов судье
10.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2023Подготовка дела (собеседование)
25.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.11.2023Судебное заседание
01.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее