Дело № 2-2043/2022
УИД: 33RS0002-01-2022-002391-45
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Владимир 17 июня 2022 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего Крыжановского К.С.,
при секретаре Шумилиной А.К.,
с участием помощника прокурора г. Владимира Колесниченко С.К.,
истца Захарова Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захарова Николая Юрьевича к Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области о взыскании компенсации за приобретенное лекарственное средство, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Захаров Н.Ю. обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области о взыскании компенсации за приобретенное лекарственное средство в размере 11 946 рублей, компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.
В обоснование иска указано, что он состоит на диспансерном учете у врача-онколога с диагнозом «C-r околоушной слюнной железы. Мтс в легкие. Стадия 1Y. В процессе ПХТ. Прогрессирование: рост в размерах лимфоузлов. В процессе МХТ, кл. группа 11а». Специалистами ФГБУ «НМИЦ онкологии им. ФИО5» Минздрава России ему рекомендовано лечение препаратом «Капецитабин» 1500 мг/м2 внутрь 1-14 дней. Продолжительность курса составляет 21 день. ДД.ММ.ГГГГ ему был выписан рецепт на приобретение указанного препарата. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в аптеку ### <...> с целью его приобретения. Однако препарат «Капецитабин» в аптеке отсутствовал, в связи с чем, он был поставлен на отсроченное обслуживание. Повторно он обратился в аптеку ДД.ММ.ГГГГ, однако ему вновь отказали в выдаче указанного препарата из-за его отсутствия. При этом ему пояснили, когда появится препарат в аптеке неизвестно. ДД.ММ.ГГГГ он был вынужден в аптеке «Камея» за счет собственных средств приобрести лекарственный препарат «Кселода», активным действующим веществом которого является «Капецитабин» на сумму 11 946 рублей. «Кселода» является торговым названием Капецитабина. Одной из основных задач Департамента здравоохранения по Владимирской области является организация лекарственного обеспечения, в том числе, льготного при амбулаторном обслуживании, в связи с чем, именно Департамент несет ответственность по осуществлению указанной деятельности. Его право на обеспечение бесплатными лекарственными препаратами тесно связано с его личными неимущественными правами. Он лишен возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, что отрицательно сказывается на его здоровье, эмоциональном состоянии, в связи с чем, имеются основания для взыскания в его пользу компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.
Определениями судьи Октябрьского районного суда <...> от 15 апреля и ДД.ММ.ГГГГ соответственно к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Медилон-Фармимэкс", Государственное казенное учреждение здравоохранения Владимирской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области", ГБУЗ ВО "Областной клинический онкологический диспансер".
Протокольным определением Октябрьского районного суда <...> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГБУЗ ВО "ГП ### <...>".
В судебном заседании истец Захаров Н.Ю. иск поддержал по изложенным в нем доводам, дополнительно указал, что в связи с полученной им информации об отсутствии лекарственного средства при наличии серьезного заболевания, несвоевременным обеспечением его лекарственным препаратом ему причинен моральный вред, поскольку он переживал за свое здоровье и за свою жизнь.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения администрации Владимирской области, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, сведений о причинах неявки в суд не представил, ранее, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика ФИО6 указала, что на обеспечение нуждающегося в лекарственном препарате в среднем дается 10 дней, в связи с чем, Захаров Н.Ю. был обеспечен лекарственным средством в рамках срока, установленного законодательством.
Представитель третьего лица Государственного казенного учреждения здравоохранения Владимирской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области", извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что на основании распоряжения Департамента здравоохранения Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ### «О мерах по реализации постановления <...> от ДД.ММ.ГГГГ ### «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении» Центр закупок с 2021 года осуществляет централизованную закупку лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для пациентов, постоянно проживающих на территории Владимирской области, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение из средств регионального бюджета. Учреждению распределены соответствующие ассигнования на предоставление субсидии для своевременного обеспечения лекарственными средствами с ДД.ММ.ГГГГ. Учреждение осуществляет закупку лекарственных препаратов с международным непатентованным наименованием для обеспечения региональных льготополучателей в соответствии с годовой общей сведенной потребностью в лекарственных препаратах государственных бюджетных учреждений здравоохранения Владимирской области Департаментом здравоохранения Владимирской области. Если пациенту назначено применение лекарственного средства не по МНН, а по торговому наименованию, то в таком случае Учреждение осуществляет закупку на основании решения врачебной комиссии медицинской организации, которое, согласно существующему порядку, направляет орган исполнительной власти – Департамент здравоохранения Владимирской области, совместно сопроводительным письмом, в котором указывает на необходимость закупки лекарственного средства пациенту на определенное число месяцев. Информация о персональной потребности Захарова Н.Ю. в лекарственном препарате по МНН «Капецитабин» (Кселода) из Департамента в адрес Учреждения с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время не поступала. В 2021 году на основании письма Департамента № ДЗ-7993-05-04 от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с протоколом врачебной комиссии ГБУЗ ВО «Городская поликлиника ### <...>» ### от ДД.ММ.ГГГГ для Захарова Н.Ю. был закуплен лекарственный препарат «Ленватиниб» (Ленвима) 10 мг 6 упаковок и 4 мг 3 упаковки. В 2022 году на основании письма Департамента № ДЗ-1993-05-04 от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с протоколом врачебной комиссии ГБУЗ ВО «Городская поликлиника ### <...>» ### от ДД.ММ.ГГГГ был закуплен лекарственный препарат «Ленватибин» (Ленвима) 10 мг ### упаковок. Центр закупок исполняет обязанности по закупке лекарственных средств, изделий медицинского назначения, специализированных продуктов лечебного питания и их дальнейшей поставке в ООО «Медилон - «Фармимэкс».
Представитель третьего лица ООО "Медилон-Фармимэкс", извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Ранее, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица ГБУЗ ВО "ГП ### <...>", извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, сведений о причинах неявки в суд не представил.
На основании ст. 167 ГПК РФ, судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер отплаты труда, обеспечиваются государственная поддержка семьи и материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Ст. 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу положений пп.ж. п.1 ст. 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
В соответствии с ч.2 ст. 77 Конституции РФ В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Из статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон), усматривается, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 названного Закона при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 2 части 2 статьи 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования).
Согласно Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2299 (раздел V. Финансовое обеспечение Программы) за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется оказание первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, включая заболевания, передаваемые половым путем, вызванные вирусом иммунодефицита человека, синдром приобретенного иммунодефицита, в том числе профилактические медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.
При этом субъектом Российской Федерации, на территории которого гражданин зарегистрирован по месту жительства, в порядке, установленном законом такого субъекта Российской Федерации, осуществляется возмещение субъекту Российской Федерации, на территории которого гражданину фактически оказана медицинская помощь, затрат, связанных с оказанием медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, на основании межрегионального соглашения, заключаемого субъектами Российской Федерации, включающего двустороннее урегулирование вопроса возмещения затрат.
Судом установлено, что Захарову Н.Ю. поставлен диагноз «C-r околоушной слюнной железы. Мтс в легкие. Стадия 1Y. В процессе ПХТ. Прогрессирование: рост в размерах лимфоузлов. В процессе МХТ, кл. группа IIа». С целью уточнения дальнейшей тактики ведения рекомендовано провести телемедицинскую консультацию ФГБУ «НМИЦ онкологии им. ФИО5» (л.д. 15).
Согласно протоколу консилиума врачей ФГБУ «НМИЦ онкологии им. ФИО5» от ДД.ММ.ГГГГ, истцу рекомендовано продолжение терапии Капецитабином 1500 мг/м2 per os 1-14 дней, продолжительность курса 21 день (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГ Захарову Н.Ю. выписан медицинский рецепт серии 1721 ### на получение вышеназванного препарата – Капецитабина.
Факт нуждаемости истца в медицинском препарате подтверждается соответствующей потребностью-заявкой на лекарственное обеспечение на 2021 год, представленной по запросу суда ГБУЗ ВО «Городская поликлиника ### <...>».
По объяснениям истца после получения медицинского рецепта он ДД.ММ.ГГГГ обратился в аптеку ООО "Медилон-Фармимэкс" за получением лекарственного препарата, который на момент обращения в аптеке отсутствовал.
ДД.ММ.ГГГГ Захаров Н.Ю. повторно обратился в ООО "Медилон-Фармимэкс" за выдачей лекарственного препарата. По данным справки, представленной аптекой ### ООО «Медилон-Фармимекс», Захаров Н.Ю. состоит в аптеке ### на отсроченном обслуживании со ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время на препарат «Капецитабин» 500 мг 120 таблеток. В данное время препарат отсутствует (л.д. 13).
Информация о рецепте Захарова Н.Ю. на лекарственный препарат «Капецитабин» содержится в журнале учета рецептов, находившихся на отсроченном обслуживании по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Из реестра рецептов по льготнику Захарову Н.Ю. следует, что ДД.ММ.ГГГГ последнему выписан рецепт на получение лекарственного препарата «Капецитабин», который фактически отпущен истцу ДД.ММ.ГГГГ (1 упаковка) и ДД.ММ.ГГГГ (две упаковки) соответственно.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" установлено право на бесплатное получение всех лекарственных средств онкологическим больным.
Постановлением администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ N 891 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, где указано, что за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения).
Постановлением <...> от ДД.ММ.ГГГГ N 43 утверждено Положение о департаменте здравоохранения администрации Владимирской области.
Департамент здравоохранения является органом исполнительной власти области, проводящим государственную политику в сфере здравоохранения по полномочиям, возложенным на администрацию области, и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области.
К полномочиям Департамента относится, в том числе, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (п.2.9); участие в установленном порядке в закупках лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (п. 2.19); реализация полномочий по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (п. 2.20).
На основании распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» лекарственный препарат «Капецитабин» («Кселода») (таблетки, покрытые пленочной оболочкой) включен в указанный Перечень.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования, включая принятие соответствующих нормативно-правовых актов.
В силу положений ч. 1, 2 ст. 81 Федерального закона N 323-ФЗ, на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность утверждения территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в которой устанавливается перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно п. 3, 4 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний.
Поскольку одной из основных задач Департамента является организация лекарственного обеспечения в том числе, льготного при амбулаторном обслуживании, в связи с чем, именно Департамент здравоохранения несет ответственность за осуществление указанной деятельности.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ N 1054-О от ДД.ММ.ГГГГ, в случае недостаточности собственных средств для покрытия расходов на обеспечение лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией в той или иной форме финансовой помощи целевого характера.
Как следует из материалов дела, лекарственный препарат Захаровым Н.Ю. получен несвоевременно.
В связи с отсутствием на момент обращения истца лекарственного препарата в аптеке Захаров Н.Ю. был вынужден за счет собственных денежных средств приобрести ДД.ММ.ГГГГ лекарственный препарат «Кселода», активным действующим веществом которого является «Капецитабин», стоимость которого составила 11 946 рублей, что подтверждается оригиналами квитанций от ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств своевременного обеспечения истца назначенным лекарственным препаратом ответчиком не представлено, в связи с чем, суд полагает необходимым возложить на Департамент здравоохранения Владимирской области обязанность возместить истцу затраченные денежные средства на приобретение лекарства.
Исходя из положений статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснений пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", учитывая, что вследствие ненадлежащего исполнения обязанности Департамента по организации обеспечения лекарственными препаратами, жизнь и здоровье истца были поставлены в опасность, суд приходит к выводу о том, что в данном случае Захарову Н.Ю. причинены нравственные страдания, моральный вред.
С учетом обстоятельств дела и принципа разумности, суд определяет размер компенсации морального вреда в сумме 3 000 рублей, поскольку отсутствие своевременного обеспечения истца указанным выше лекарственным препаратом является следствием ненадлежащего исполнения обязанности ответчиком, в связи с чем жизнь и здоровье Захарова Н.Ю. были поставлены в опасность.
Таким образом, требования истца являются законными и обоснованными.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ 11 946 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 3 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <...> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░7 ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░