дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
02 ноября 2022 года <адрес>
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Монгуш А.В., при секретаре ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва и к Министерству образования Республики Тыва о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
К обратилась в суд с иском к ответчикам о возложении обязанности предоставить жилое помещение, в обосновании указав, что она обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается свидетельством о смерти родителей и свидетельством о рождении истца. Согласно распечатке регистрационно – контрольной карточки с Интернет –сайта Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, истец была включена в список на обеспечение жилым помещением, как лицо из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Тоджинского кожууна Республики Тыва с ДД.ММ.ГГГГ, в течение более 7 лет. Получение жилого помещения сиротами в ином возрасте связано в законодательстве с подачей соответствующего заявления, которое истец никогда не подавала. Жилое помещение по достижении 18 лет не получала. Просит возложить на ответчиков предоставить жилое помещение на территории Тоджинского кожууна Республики Тыва по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующее санитарным и гигиеническим требованиям.
Истец в судебное заседание не явилась, поддержала исковые требования в полном объеме и просила рассмотреть дело без ее участия, о чем предоставила письменное заявление.
В судебное заседание представители ответчиков Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, Министерства образования Республики Тыва, представители третьих лиц администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Тыва, Органа опеки и попечительства администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Тыва не явились, извещены надлежащим образом.
В связи с изложенным суд рассматривает дело без участия не явившихся сторон в силу ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами «ж», «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 3 и п. 9 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, не ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Аналогичные положения закреплены в статье 8 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № ВХ-1 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей».
В целях обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № ВХ-1 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден Порядок формирования специализированного жилищного фонда Республики Тыва для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления жилых помещений из указанного фонда (далее- Порядок формирования специализированного жилищного фонда Республики Тыва).
Согласно пункта 3 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Республики Тыва Министерство образования Республики Тыва определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва.
Из материалов дела следует, что К родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Тыва, матерью является А, отцом является К (свидетельство о рождении серии I-ЛЖ №).
Согласно свидетельству о смерти серии I-ЛЖ № А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> кожууна Республики Тыва.
Согласно свидетельству о смерти серии I-ЛЖ № К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Тыва.
Постановлением территориального органа опеки и попечительства <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ А назначена опекуном над несовершеннолетней К.
Из справки выданной Отделом опеки и попечительства Тоджинского кожууна за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что К, ДД.ММ.ГГГГ г.р. действительно состоит на очереди для получения жилого помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состоит на очереди под номером 27.
ДД.ММ.ГГГГ К выдан диплом бакалавра 104224 5086296, согласно которому истец освоил программу бакалавриата по направлению подготовки 3ДД.ММ.ГГГГ технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости у К отсутствует недвижимое имущество.
Объективная нуждаемость истца в жилье ввиду отсутствия у нее жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма подтверждается материалами дела и сведений, опровергающих это обстоятельство, ответчиками не приводится. При этом право истца на обеспечение жилым помещением на законном основании не оспаривается.
Таким образом, установлено, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот, и имеет право на предоставление ей жилого помещения, однако на день рассмотрения дела жилое помещение ему не предоставлено.
В соответствии с п.9 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Республики Тыва при включении жилого помещения в состав специализированного жилищного фонда устанавливается норма предоставления общей площади жилого помещения в муниципальных образованиях Республики Тыва, а также в городском округе «Город Ак-Довурак» в размере не менее 33 кв. м на одного гражданина.
Положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также принятые во исполнение указанного закона законы Республики Тыва, не содержат указания на срок, в течение которого жилое помещение должно быть предоставлено названной категории граждан, что означает, что оно должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего права. При этом, учитывается, что реализация права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого помещения не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств на приобретение жилья, наличия либо отсутствия иных лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Таким образом, поскольку на Министерство образования Республики Тыва возложены обязанности в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, состоит в очереди на получение жилого помещения, суд полагает необходимым возложить на Министерство образования Республики Тыва обязанность предоставить истцу жилое помещение, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям применительно к условиям населенного пункта, в котором оно предоставляется на территории <адрес> Республики Тыва.
В части исковых требований к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва следует отказать, поскольку органом, уполномоченным предоставлять в установленном порядке жилые помещения, предназначенные для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящих в состав специализированного жилищного фонда, является Министерство образования Республики Тыва.
В целях обеспечения реального исполнения решения суд считает необходимым установить срок его исполнения - в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
При обращении в суд истцом была уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ размер государственной пошлины при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц составляет 300 рублей.
Частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Исходя из положений части 1 статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят в том числе из государственной пошлины.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории «Сириус», выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Однако процессуальное законодательство не содержит исключений для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение суда, и в том случае, когда другая сторона в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.
На обязанность возмещения расходов стороне, в пользу которой состоялось решение суда, ответчиком - органом государственной власти и другими государственными или муниципальными органами, указывается в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (пункт 23).
Следовательно, ответчик по делу не освобождается от возмещения судебных расходов, понесенных истцом в соответствии с положениями статьи 98 ГПК РФ.
Суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Таким образом, с ответчика – Министерства образования Республики Тыва в пользу истца подлежат взысканию 300 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины при обращении в суд.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление К к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству образования Республики Тыва о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить частично.
Обязать Министерство образования Республики Тыва (ИНН 1701048891) предоставить К (паспорт серии 9318 №) жилое помещение на территории <адрес> Республики Тыва на условиях договора найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям применительно к условиям населенного пункта, в котором оно предоставляется, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Министерство образования Республики Тыва (ИНН 1701048891) в пользу К (паспорт серии 93 18 №) 300 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ (с учетом выходных дней).
Судья подпись А.В. Монгуш
Копия верна: ____________________ А.В. Монгуш