УИД: №
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
от ДД.ММ.ГГГГ по делу №
Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе судьи Мартынюк Т.В., при секретаре Чачиновой Т.С.,
с участием представителя ответчика - Управления Федеральной налоговой службы Республики Коми Власовой Н.В., участвующего в судебном заседании посредством ВКС с Верховным судом Республики Коми,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Усть-Кулом гражданское дело по иску Зубко О.В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми о взыскании недополученных сумм денежного содержания за период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, денежной компенсации за неиспользованные отпуска, денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, денежной компенсации, предусмотренных ст. 236 ТК РФ, компенсации морального вреда,
установил:
Зубко О.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 руб., неоплаченные суммы денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках в ДД.ММ.ГГГГ (7 дней), в ДД.ММ.ГГГГ (21 день), в ДД.ММ.ГГГГ (18 дней), в размере 47 746,59 руб., недополученной суммы денежной компенсации за неиспользованные отпуска в замере четырехмесячного денежного содержания в размере 79 491,92 руб., денежной компенсации (проценты), предусмотренные ст. 236 ТК РФ в размере 25 068,93 руб., за задержку выплаты компенсации в связи с увольнением, компенсации за неиспользованный отпуск, недоплаты денежного содержания на период нахождения в отпуске (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), обязании рассчитать и выплатить дополнительную сумму указанных процентов с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического расчета.
В обоснование исковых требований указано, что она с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в налоговых органах Республики Коми, состояла с ответчиком в трудовых отношениях. Приказом начальника инспекции № от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с ней расторгнут на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2024 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При расчете денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, денежной компенсации за неиспользованные отпуска, денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания ответчиком не были учтены начисленные и выплаченные средства материального стимулирования, средства дополнительного материального стимулирования, которые в силу пунктов 7,8 и 9 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.04.2022 N 554, должны учитываться при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодных оплачиваемых отпусках и денежных компенсаций, подлежащих выплате при увольнении.
Истец Зубко О.В. в судебном заседании участия не принимала, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель ответчика Власова Н.В., участвующая в судебном заседании посредством ВКС с Верховным судом Республики Коми, иск не признала. Вместе с тем, судя по объяснениям представителя ответчика, исковые требований ответчик признает частично, суммы являются математически не верно рассчитанными, кроме того, сумма морального вреда явно завышена.
Суд, выслушав мнение представителя ответчика, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, пришёл к выводу о возможности и необходимости рассмотрения иска без участия истца.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела приказом Инспекции МНС России по Корткеросскому району Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ № Зубко О.В. принята на государственную должность федеральной государственной службы – главного государственного налогового инспектора отдела с налогоплательщиками, их регистрации и учета. Последняя занимаемая истцом должность согласно служебному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>.
Приказом МИФНС России № по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ № служебный контракт с истцом был прекращен (расторгнут) ДД.ММ.ГГГГ, в связи с сокращением должностей гражданской службы (п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы).
На основании приказов МИФНС России № по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Зубко О.В. предоставлен за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежегодный отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 календарных дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (21 календарных дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (18 календарных дней).
Межрайонная ИФНС России № по Республике Коми ДД.ММ.ГГГГ реорганизована путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц. Управление является правопреемником Межрайонной ИФНС России № по Республике Коми.
При прекращении (расторжения) служебного контракта Зубко О.В. работодателем выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 70 дней.
Частью 7 ст. 11 ТК РФ установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон N 79-ФЗ), как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона N 79-ФЗ, гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (часть 1 статьи 50 Закона N 79-ФЗ).
Частью 13 статьи 46 Закона N 79-ФЗ предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Согласно ч. 3.1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ, в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.
Частью 1 ст. 50 Закона установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч. 2 ст. 50 Закона).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Закона).
Частью 10 ст. 50 Закона предусмотрено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовым актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, был урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 (далее – Правила 562 от 06.09.2007), с 01.01.2023 урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих и о признании утратившими силу Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2022 № 554 (далее – Правила - № 554 от 01.04.2022).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производилось в соответствии с пунктом 6 указанных Правил от 06.09.2007 № 562.
Согласно абз. 1 п. 6 Правил № 562 от 06.09.2007 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Согласно пункту 3 Правил № 554 от 01.04.2022, действующих с 01.01.2023, для исчисления денежного содержания в случаях, предусмотренных пунктом 1 Правил, учитываются выплаты, входящие в состав денежного содержания, к которым относятся: месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой и должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином граждански службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляю оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания); ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на граждански службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу с сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение; премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
При исчислении денежного содержания помимо выплат, указанных в пункте 3 Правил 554 от 01.04.2022, дополнительно учитываются: ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; другие предусмотренные законодательными и иными нормативными правовым: актами Российской Федерации ежемесячные надбавки и иные ежемесячные выплаты устанавливаемые в количестве должностных окладов или в процентах должностной оклада, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, если иное не предусмотрено указанными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 4 Правил 554).
Согласно п. 7 Правил № 554 от 01.04.2022, действующих с 01.01.2023 в случаях, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 настоящих Правил (в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске), гражданскому служащему сохраняемое денежное содержание исчисляется за весь соответствующий период как за фактически отработанное время. Сохраняемое денежное содержание при этом состоит из оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "б" - "д" пункта 3 и пунктом 4 настоящих Правил. При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно к сохраняемому денежному содержанию также учитываются 1/12 размера выплат, предусмотренных подпунктами "е" и "з" пункта 3 настоящих Правил, начисленных гражданскому служащему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Пунктом 8 Правил № 554 от 01.04.2022, определено, что денежное содержание для расчета денежных компенсаций за неиспользованные отпуска исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на день их выплаты размеров оклада денежного содержания и иных выплат, предусмотренных пп. "б" - "д" п. 3 и п. 4 Правил; исходя из 1/12 размера выплат, предусмотренных пп. "е" - "з" п. 3 Правил N, начисленных гражданскому служащему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дню выплаты таких компенсаций.
В соответствии с п. 9 Правил № 554 от 01.04.2022, денежное содержание для расчета денежных компенсаций, выплачиваемых при расторжении служебного контракта в связи с сокращением исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров оклада денежного содержания и выплат, предусмотренных пп. "б" - "д" п. 3 и п. 4 Правил; исходя из 1/12 размера выплат, предусмотренных пп. "е" - "з" п. 3 Правил N 554, начисленных гражданскому служащему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Выплаты на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, не упомянуты в Правилах, в связи с чем, не учитывались ответчиком при расчете денежного содержания истца в целях исчисления денежного содержания за период отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации при увольнении.
Спорные выплаты, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, не упомянуты в соответствующих пунктах Правил, из чего исходил ответчик, не учитывая их при расчете денежного содержания истца в целях исчисления денежного содержания за период отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации при увольнении.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
Согласно частям 2 и 3 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ, при формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона. Фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов и фонды оплаты труда гражданских служащих субъектов Российской Федерации государственных органов субъектов Российской Федерации формируются за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, а также для финансового обеспечения: 1) выплаты районного коэффициента (коэффициента) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно; 2) выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации соответственно; 3) иных выплат, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ, порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято Постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7 предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Согласно, разъяснениям письма Министерства финансов РФ от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодно оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.
На основе анализа указанных нормативных положений суд приходит к выводу о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих и подлежит учету при расчете среднего заработка для оплаты спорных выплат: денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсаций за неиспользованный отпуск и при увольнении в связи с сокращением штата.
Проверив расчеты, предъявленных к взысканию сумм, с учетом средств материального стимулирования, представленные истцом и ответчиком, суд кладет в основу принимаемого решения расчет представленный ответчиком, который соответствует приведенным положениям Правил № 544 от 01.04.2022.
С учетом перерасчета начисленных сумм спорных выплат с ответчика в пользу истца подлежат взысканию следующие недополученные суммы: ежегодный оплачиваемый отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислено 19 317,41 руб., подлежало начислению 27 642,93 руб., невыплаченная сумма составляет в размере 8 325,52 руб.; ежегодный оплачиваемый отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислено 61 178,04 руб., подлежало начислению 80 352,93 руб., невыплаченная сумма составляет в размере 19 174,89 руб.; ежегодный оплачиваемый отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислено 52 715,70 руб., подлежало начислению 65 145,96 руб., невыплаченная сумма составляет в размере 12 430,26 руб.; денежная компенсация за неиспользованный отпуск (70 дней) начислено 224 394,10 руб., подлежало начислению 265 281,80 руб., невыплаченная сумма составляет в размере 40 887,70 руб.; денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания начислено 375 699,68 руб., подлежало начислению 444 157,56 руб., невыплаченная сумма составляет в размере 68 457,88 руб.
Общая сумма недоначисленного денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске составляет 39 930,67 руб. без учета вычета НДФЛ, денежной компенсации за неиспользованный отпуск – 40 887,70 руб., денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания (выплачиваемой при расторжении служебного контракта в связи с сокращением должности) – 68 457,88 руб., указанные суммы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Истцом предъявлено требование о взыскании процентов (денежной компенсации) в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации за задержку вышеуказанных выплат с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического расчета.
В силу ст. 236 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от начисленных, но не выплаченных в срок сумм и (или) не начисленных своевременно сумм в случае, если вступившим в законную силу решением суда было признано право работника на получение неначисленных сумм, за каждый день задержки начиная со дня, следующего за днем, в который эти суммы должны были быть выплачены при своевременном их начислении в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
При выплате денежного содержания за период ежегодного оплачиваемого отпуска работодатель обязан удержать из него налоги (п. 4 ст. 226 Налогового Кодекса РФ). Следовательно, сумма налога на доходы физических лиц не является частью невыплаченной заработной платы, соответственно, компенсация за задержку выплат рассчитывается от сумм, подлежащих фактической выплате работнику, то есть за вычетом НДФЛ.
Ответчиком представлен расчет денежной компенсации за задержку денежного содержания за период ежегодного оплачиваемого отпуска, денежной компенсации за неиспользованный отпуск, денежной компенсации в размере 4 месячного денежного содержания за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата подачи иска), который соответствует порядку, установленному ст. 236 Трудового кодекса РФ, с применением ключевой ставки ЦБ РФ, действующей в соответствующие периоды, а также с вычетом суммы налога на доходы физических лиц (кроме денежной компенсации в размере 4 месячного денежного содержания), проверив его, суд принимает данный расчет, к взысканию с ответчика в пользу истца подлежит денежная компенсация за задержку указанных выплат в размере 21 553,69 руб. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата вынесения решения суда) с ответчика подлежат взысканию проценты в размере 3 404,50 руб.
Общий размер процентов по ст. 236 ТК РФ, подлежащих взысканию с ответчика за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по дату вынесения решения) составляет 24 958,19 руб.
Довод представителя ответчика о том, что суд обязан указать в резолютивной части решения сумму дохода, подлежащую взысканию в пользу истца, и сумму, которую необходимо удержать в качестве налога и перечислить в бюджетную систему Российской Федерации, является несостоятельным, исходя из следующего.
Как следует из п. 1 ст. 207 НК РФ, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ, при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы (налоговые агенты), обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Суд не является налоговым агентом, в трудовом и налоговом законодательстве не содержится норм, предусматривающих возможность вынесения судом решения о взыскании с гражданина сумм подоходного налога при рассмотрении дела по его иску о взыскании заработной платы, поскольку исчисление и удержание налогов относится к компетенции работодателя, как налогового агента по удержанию налога из дохода работника и его перечислению в бюджетную систему, следовательно, сумма задолженности по заработной плате подлежит взысканию без вычета подоходного налога.
Поскольку суд не относится к налоговым агентам, в связи с чем, не вправе удерживать с работника налог на доходы физических лиц, следовательно, взыскиваемая судом сумма заработной платы по решению суда подлежит налогообложению в общем порядке налоговым агентом, то есть ответчиком, который согласно п. 4 ст. 226 НК РФ обязан удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Разрешая требования истца о компенсации морального вреда, суд руководствуется следующими нормами закона.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Работник в силу статьи 237 ТК РФ имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя (незаконным увольнением или переводом на другую работу, незаконным применением дисциплинарного взыскания, нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере, неоформлением в установленном порядке трудового договора с работником, фактически допущенным к работе, незаконным привлечением к сверхурочной работе, задержкой выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности, необеспечением безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, и др.).
Согласно пункту 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда. Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
На основании и изложенного, принимая во внимание, что со стороны ответчика имеет место задержка положенных истцу выплат, заявленные требований о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению. Сумма, заявленная в иске, 10 000 рублей является разумной, справедливой, так же соответствует объему и характеру причиненных работнику нравственных и физических страданий. Оснований для снижения ее размера суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Зубко О.В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми о взыскании недополученных сумм денежного содержания за период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, денежной компенсации за неиспользованные отпуска, денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, денежной компенсации, предусмотренной ст. 236 ТК РФ, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми (ИНН №, ОГРН №) в пользу Зубко О.В. (паспорт №) недоначисленные суммы денежное содержание на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках в ДД.ММ.ГГГГ (7 дней), в ДД.ММ.ГГГГ (21 день), в ДД.ММ.ГГГГ (18 дней) в размере 39 930,67 руб. (с учетом НДФЛ); недоначисленную денежную сумму денежной компенсации за неиспользованные отпуска в размере 40 887,70 руб. (с учетом НДФЛ); недоначисленную сумму денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 68 457,88 руб.; денежную компенсацию (проценты), предусмотренную ст. 236 ТК РФ, за задержку выплаты компенсации в связи с увольнением, компенсации за неиспользованный отпуск, недоплаты денежного содержания на период нахождения в отпуске (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в размере 24 958,19 руб.; компенсацию морального вреда 10 000 руб., всего 184 234,44 руб.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми (ИНН №, ОГРН №) в пользу Зубко О.В. (паспорт №) компенсацию за задержку выплат отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсацию, выплачиваемую при расторжении служебного контракта, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и по день фактического расчета включительно.
В удовлетворении остальной части исковых требований Зубко О.В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья – Т.В. Мартынюк
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.