Дело № 7-230/2023
РЕШЕНИЕ
Санкт-Петербург 05 апреля 2023 года
Судья Ленинградского областного суда Смирнов А.С.,
при секретаре Ропотовой В.С.,
рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 на решение судьи Приозерского городского суда Ленинградской области от 11 января 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ),
установил:
постановлением старшего инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу заместителя начальника межрегионального отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ФИО4 от 06.07.2021 № ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 31000 рублей.
Решением судьи Приозерского городского суда Ленинградской области от 11 января 2023 года постановление отменено, а производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 содержится просьба об отмене решения судьи, поскольку неверны выводы судьи о том, что правонарушение не является длящимся. Одновременно в жалобе заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования решения судьи.
Как видно из дела, копия решения судьи Приозерского городского суда Ленинградской области от 11 января 2023 года была направлена в адрес Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора и вручена 28 февраля 2023 года. Жалоба должностного лица на решение была направлена в суд 07 марта 2023 года, согласно почтовому идентификатору на конверте (л.д. 123).
Таким образом, срок обжалования решения судьи Приозерского городского суда Ленинградской области от 11 января 2023 года не пропущен, в связи с чем необходимости в его восстановлении не имеется.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3, защитника ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ Белькову А.С., прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 8.46 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 69 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды») государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
В силу пункта 1 статьи 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Пунктом 2 статьи 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определено, что постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Основанием для привлечения ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.46 КоАП РФ, послужили изложенные в постановлении должностного лица от 06.07.2021 выводы о том, что учреждение в нарушение требований п. 1 ст. 69, пунктов 1 и 2 ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» не выполнило обязанность по подаче в установленный срок заявки на постановку на государственный учет объектов КОС п. Шумилово и объектов водоотведения в/ч №, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, переданные ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ на баланс и эксплуатацию 27.08.2018. Данное обстоятельство выявлено 28.06.2021.
Судья первой инстанции, рассмотрев жалобу ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, решением от 11 января 2023 года постановление по делу об административном правонарушении отменил и прекратил производство по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Принимая решение, судья пришел к выводу о том, что административное правонарушение не является длящимся, так как оно выражалось в невыполнении предусмотренной федеральном законом обязанности к установленному сроку - в течение шести месяцев с момента передачи объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В этой связи обязанность по постановке на государственный учет таких объектов у ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ возникла по объекту в виде здания решеток инв. № в срок до 01 октября 2017 года, а по объекту в виде биофильтров инв. № в срок до 01 февраля 2018 года. К моменту составления должностным лицом Росприроднадзора протокола об административном правонарушении в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ 28.06.2021 срок привлечения к административной ответственности по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, истек.
Однако с такими выводами судьи согласиться нельзя ввиду следующего.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Определение понятия «длящееся административное правонарушение» дано в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Согласно приведенной выше диспозиции статьи 8.46 КоАП РФ предусмотренная данной нормой административная ответственность наступает за невыполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, выражающейся в бездействии, либо за сам факт ее представления за пределами установленных законодательством сроков, то есть за ненадлежащее выполнение предусмотренной законом обязанности.
При этом неисполнение обязанности к установленному сроку не тождественно несвоевременному предоставлению информации, поскольку административная ответственность в первом случае наступает в связи с неисполнением обязанности, а административное правонарушение считается оконченным по истечении установленного законодательством срока и такое правонарушение не может рассматриваться как длящееся. Во втором случае административное правонарушение будет считаться оконченным в результате действий привлекаемого лица, связанных с предоставлением информации за пределами срока, установленного законом.
Рассматриваемая норма не устанавливает административную ответственность за непредоставление заявки в предусмотренный законодательством срок либо за нарушение требований названного законодательства, закрепляющих срок их исполнения.
Следовательно, неуказание в диспозиции статьи 8.46 КоАП РФ формулировок «нарушение сроков» или «нарушение требований, предусматривающих срок их исполнения» свидетельствует об отсутствии связи момента окончания противоправного деяния с истечением установленного законодательством срока.
Истечение, приведенного в законе срока, не носит пресекательный характер, дальнейшее неисполнение обязанности по постановке объекта на учет представляет собой длительное непрекращающееся бездействие по выполнению установленной законом обязанности.
Учитывая изложенное, постановлением должностного лица от 06.07.2021 ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ признавалось виновным в совершении длящегося административного правонарушения.
Длящееся правонарушение начинается с момента совершения бездействия и оканчивается вследствие действий самого виновного лица, направленных к прекращению административного правонарушения, или наступления событий, препятствующих совершению правонарушения (например, выявление административного правонарушения).
Поэтому срок давности в отношении длящихся правонарушений исчисляется со времени их прекращения по воле или вопреки воле лица, совершившего административное правонарушение.
Изложенное согласуется с правовым походом, сформулированным Верховным Судом Российской Федерации в постановлениях от 5 октября 2020 года № 41-АД20-11, от 6 мая 2019 года № 5-АД19-21 и от 13 мая 2019 года № 5-АД19-23.
В данном случае на момент выявления правонарушения 28.06.2021 ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ не была исполнена предусмотренная законом обязанность и после наступления установленного срока, в связи с чем имеет место длительное неисполнение предусмотренной законом обязанности, выражающееся в бездействии, а дата совершения правонарушения является дата его выявления.
Такое разрешение дела не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Изложенное является существенным нарушением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и что в силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ является основанием для отмены решения судьи.
Вместе с тем, новое рассмотрение дела после принятия решения по жалобе может осуществляться, если нет обстоятельств, исключающих дальнейшее производство по делу. К таким обстоятельствам относится, в частности, истечение срока давности привлечения к административной ответственности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Даже с учетом неверного исчисления судьей сроков давности привлечения юридического лица к административной ответственности, на момент вынесения оспариваемого решения 11 февраля 2023 года предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел годичный срок привлечения к административной ответственности истек и с учетом его исчисления с 28.06.2021 (даты выявления).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ.
Учитывая, что решением судьи Приозерского городского суда Ленинградской области от 11 января 2023 года отменено постановление старшего инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу заместителя начальника межрегионального отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ФИО4 от 06.07.2021 № в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, а производство прекращено, при этом срок давности привлечения ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ к административной ответственности на момент рассмотрения настоящей жалобы истек, то возможность возобновления производства по делу и правовой оценки действий названного лица на предмет доказанности вменяемого состава административного правонарушения утрачена.
Изложенное в силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ является основанием для отмены решения судьи с прекращением производство по делу по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 8.46 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
(░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░)