УИД 57RS0019-01-2023-000743-12 Производство № 2-1-53/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 марта 2024 года пгт. Нарышкино
Урицкий районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Фёдоровой Ю.Г.,
с участием старшего помощника Урицкого межрайонного прокурора Орловской области Коптевой Т.А.,
истца Афоничевой Л.С.,
представителя третьего лица БУЗ Орловской области «Нарышкинская центральная района больница» Блинова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кравчук О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Урицкого межрайонного прокурора Орловской области, поданного в интересах Афоничевой Лидии Степановны, к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить медицинскими изделиями и взыскании убытков,
установил:
Урицкий межрайонный прокурор Орловской области в интересах Афоничевой Л.С. обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области, бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Нарышкинская центральная районная больница» (далее по тексту – БУЗ ОО «Нарышкинская ЦРБ») об обязании обеспечить лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, выписывать рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия.
В обоснование заявленных требований указал, что Урицкой межрайонной прокуратурой проведена проверка по вопросу льготного обеспечения Афоничевой Л.С. лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
В ходе данной проверки установлено, что Афоничева Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете в БУЗ ОО «Нарышкинская ЦРБ» с диагнозом <данные изъяты> с 2013 года.
В качестве льготного обеспечения ей назначены лекарственные препараты: <данные изъяты>.
По информации, предоставленной БУЗ ОО «Нарышкинская ЦРБ», установлено, что рецепты на льготные лекарственные препараты и медицинские изделия Афоничевой Л.С. с октября 2023 года не выписывают.
Несмотря на наличие медицинских показаний, Департаментом здравоохранения Орловской области Афоничева Л.С. лекарственными препаратами и медицинскими изделиями не обеспечена, что нарушает её права на своевременное обеспечение лекарственными препаратами.
Таким образом, Департаментом здравоохранения Орловской области и БУЗ ОО «Нарышкинская ЦРБ» допущены нарушения прав Афоничевой Л.С. на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
По изложенным основаниям просил суд обязать БУЗ ОО «Нарышкинская ЦРБ» своевременно и в полном объеме, учитывая реальную потребность Афоничевой Л.С. в лекарственных препаратах и медицинских изделиях, выписывать рецепты на лекарственные препараты <данные изъяты> обязать Департамент здравоохранения Орловской области своевременно обеспечивать бесплатное предоставление Афоничевой Л.С. лекарственных препаратов <данные изъяты> в необходимом количестве вплоть до отмены лекарственных препаратов и медицинских изделий лечащим врачом.
Поскольку в процессе рассмотрения дела БУЗ ОО «Нарышкинская ЦРБ» требования прокурора в части обязания своевременно и в полном объеме, учитывая реальную потребность Афоничевой Л.С. в лекарственных препаратах и медицинских изделиях, выписывать рецепты на лекарственные препараты <данные изъяты>, были исполнены, прокурор уточнил исковые требования и, не поддерживая требования к БУЗ ОО «Нарышкинская ЦРБ», окончательно просил суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области своевременно обеспечивать бесплатное предоставление Афоничевой Л.С. медицинских изделий <данные изъяты> в необходимом количестве вплоть до их отмены лечащим врачом, обратив решения суда в указанной части к немедленному исполнению ввиду угрозы её жизни и здоровью; взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области за счет средств казны Орловской области в пользу Афоничевой Л.С. расходы на приобретение лекарственных препаратов <данные изъяты> в размере 5 475,36 рублей.
Протокольным определением суда от 08.02.2024 по ходатайству прокурора БУЗ ОО «Нарышкинская ЦРБ» исключена из числа ответчиков по делу и привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебном заседании старший помощник Урицкого межрайонного прокурора Орловской области Коптева Т.А. поддержала уточненные исковые требования в полном объеме, просила суд их удовлетворить.
Истец Афоничева Л.С. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования. Пояснила суду, что БУЗ ОО «Нарышкинская ЦРБ» в настоящее время выписывает ей рецепты на лекарственные препараты и <данные изъяты>. Однако по данным рецептам в январе 2024 года она была обеспечена только лекарственными препаратами <данные изъяты> по данным рецептам она обеспечена не была. Поскольку в ноябре и декабре 2023 г. лекарственные препараты <данные изъяты> по рецептам ей не выдавались, она вынуждена была приобрести их за счет собственных средств на общую сумму 5 475,36 рублей.
Представитель третьего лица БУЗ ОО «Нарышкинская ЦРБ» Блинов С.В. в судебном заседании при вынесении решения полагался на усмотрение суда.
В судебное заседание представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, в представленном возражении на исковое заявление просил суд отказать в удовлетворении исковых требований. Ссылался на то, что согласно данным, хранящимся в программе «Единая региональная информационная система Орловской области» после 04.09.2023 Афоничева Л.С. не обращалась за выпиской льготных рецептов на лекарственные препараты и медицинские изделия в 2023 году. Учитывая отсутствие выписанных льготных рецептов на лекарственные препараты и медицинские изделия после 04.09.2023, взыскание с Департамента здравоохранения Орловской области за счет средств казны Орловской области в пользу Афоничевой Л.С. расходов на приобретение лекарственных препаратов <данные изъяты> в сумме 5 475,36 рублей является необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Представители третьих лиц Государственного унитарного предприятия Орловской области «Орелфармация», Департамента финансов Орловской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Суд на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Как следует из положений пунктов 2, 3 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
В силу частей 1 и 2 статьи 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (названного закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, <данные изъяты> (коды заболеваний по международной классификации болезней №.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в соответствии с которым в группе «категории заболеваний» поименован диабет, при амбулаторном лечении которого лекарственные средства и изделия медицинского назначения (в частности, <данные изъяты>) отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 № 2497 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, в разделе III которой указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно, в том числе при болезнях эндокринной системы, в числе которых <данные изъяты> (далее – Программа государственных гарантий).
Аналогичные положения содержались в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 30.12.2022 № 881, действующей на территории Орловской области с 15.01.2023 по 18.02.2024 (далее – Территориальная программа Орловской области).
Названная программа, как и Программа государственных гарантий, предусматривает бесплатное оказание гражданам медицинской помощи, в том числе при болезнях эндокринной системы (раздел III Территориальной программы Орловской области), и обеспечение за счет бюджетных ассигнований областного бюджета лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно (раздел V Территориальной программы).
Контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области (подпункт 10 пункта 4 приложения 11 к Территориальной программе Орловской области).
Аналогичные положения содержатся в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 07.02.2024 № 73, действующей на территории Орловской области с 19.02.2024.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Частью 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу статьи 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ).
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено указанным Кодексом.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», исходя из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ критерием определения главного распорядителя бюджетных средств, выступающего в суде от имени публично-правового образования по искам о возмещении вреда, является ведомственная принадлежность причинителя вреда (органа государственной власти, государственного органа, органа местного самоуправления или должностных лиц этих органов) независимо от источника его финансирования.
Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 № 399 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области» (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Афоничева Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 2013 года состоит на диспансерном учете по месту жительства в БУЗ ОО «Нарышкинская ЦРБ» с диагнозом <данные изъяты>.
В связи с указанным заболеванием в качестве льготного обеспечения ей назначены по медицинским показаниям лекарственные препараты <данные изъяты>, а также медицинские изделия – <данные изъяты> (л.д. 16-17).
По заявкам БУЗ ОО «Нарышкинская ЦРБ» в Департамент здравоохранения Орловской области на 2023 год и 2024 год за счет средств федерального бюджета, регионального бюджета учтена потребность Афоничевой Л.С. в указанных лекарственных препаратах и медицинских изделиях (л.д. 78-86, 95-105).
Между тем, Афоничева Л.С. указанными выше лекарственными препаратами и изделием медицинского назначения в полном объеме и в установленный срок не обеспечивается.
Так, из карты гражданина, имеющего право на получение набора социальных услуг, по учету отпуска лекарственных средств за период с ноября 2023 года следует, что Афоничева Л.С. по выписанным ей рецептам от 01.11.2023 была обеспечена лекарственным препаратом <данные изъяты> 23.01.2024, лекарственным препаратом <данные изъяты> не обеспечена; по выписанным рецептам от 15.01.2024 обеспечена лекарственным препаратом <данные изъяты> 15.01.2024, <данные изъяты> не обеспечена (л.д. 43).
В связи с необходимостью лечения и несвоевременным обеспечением лекарственными препаратами <данные изъяты> Афоничева Л.С. в ноябре и декабре 2023 г. понесла материальные издержки, связанные с приобретением указанных лекарственных препаратов за свой счет в сумме 5 475,36 рублей (л.д. 57).
Таким образом, Департаментом здравоохранения Орловской области допущены нарушения права Афоничевой Л.С. на обеспечение лекарственными препаратами <данные изъяты> в ноябре и декабре 2023 года, а также медицинскими изделиями <данные изъяты> с января 2024 года по настоящее время, назначенными лечащим врачом и необходимыми ей по жизненным показаниям.
Установив факт нарушения прав истца, выразившийся в несвоевременном обеспечении Афоничевой Л.С. лекарственными препаратами и средствами медицинского назначения для <данные изъяты>, назначенными ей лечащим врачом и необходимыми ей по жизненным показаниям, а также учитывая наличие у неё права на бесплатное предоставление лекарственных средств, и принимая во внимание, что необеспечение её необходимыми лекарственными препаратами и средствами медицинского назначения создает условия, угрожающие её здоровью, нарушает её конституционное право, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований и возложении на Департамент здравоохранения Орловской области обязанности по своевременному обеспечению истца медицинскими изделиями <данные изъяты>, в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, обратив решение суда в указанной части к немедленному исполнению, и взыскании в пользу истца с Департамента здравоохранения Орловской области за счёт казны Орловской области, как государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него функции по организации лекарственного обеспечения населения, расходов, произведенных ею на приобретение лекарственных препаратов <данные изъяты> в размере 5 475,366 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ 1155749000604, ░░░ 5753061308) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ 1155749000604, ░░░ 5753061308) ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░ 5 475 (░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░ 36 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░