Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-5021/2023 от 28.03.2023

Судья: Наточеева М.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Гражданское дело № 33-5021/2023

(номер дела, присвоенный судом первой инстанции – 2-3923/2022)

23 мая 2023 года город Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего - Евдокименко А.А.,

судей – Ивановой Е.Н. и Житниковой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи – Чуркиной С.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе – Понкратовой Ю.Н. на решение Ленинского районного суда города Самары от 14 декабря 2022 года, которым (в редакции определения Ленинского районного суда города Самары от 9 января 2023 года) постановлено:

«Исковые требования Понкратовой Ю.Н. к ГУ Отделению пенсионного фонда России по Самарской области о признании права на назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации и пенсии по случаю потери кормильца как вследствие военной травмы – оставить без удовлетворения.»,

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Евдокименко А.А., объяснения в поддержание доводов апелляционной жалобы истца – Понкратовой Ю.Н. и её представителя – Кузнецова А.В., заключение прокурора – Атяскиной О.А. полагавшей необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца без удовлетворения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Истец – Понкратова Ю.Н. обратилась в суд с иском о признании права на назначение и выплату, а также перерасчет ежемесячной денежной компенсации и пенсии по случаю потери кормильца к ответчику Государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда России по Самарской области (на настоящий момент - Государственному учреждению - Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области) в обоснование своих требований указав, что истец является вдовой Понкратова П.П., призванного на специальные военные сборы и участвовавшего в ликвидации последствий аварии в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС в период с 17 июля 1987 года по 21 сентября 1987 года, получившего воздействие радиационных факторов, инвалида 2 группы, вследствие военной травмы, в связи с чернобыльской катастрофой, и умершего 22 мая 2020 года. Понкратова Ю.Н. имела статус вдовы умершего инвалида 2 группы, вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой. По результатам проведенного посмертного освидетельствования Понкратова П.П. решением Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета в заседании от 18 января 2022 года №1370 была установлена связь заболеваний ставших причиной его смерти с воздействием радиационных факторов полученных при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Истец полагает, что при указанных обстоятельствах истец получила статус вдовы гражданина призванного на военные сборы и умершего вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой, в связи с чем имеет право на пенсию по случаю потери кормильца как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте), предусмотренной п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и п. 4 ст. 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О Государственном пенсионном обеспечении в РФ», установленной в размере 200% размера социальной пенсии, указанного в п.п. 1 п. 1 ст. 18 названного закона №166-ФЗ и полагающейся истцу с 1 июня 2020 года, но назначенной только с 1 октября 2020 года и выплачиваемой до настоящего момента времени в меньшем размере, чем предусмотрено законом; а также право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотренной ч. 2 ст.14 названного закона №1244-1 в размере, равном 50% от ЕДК, определенной в п. 15 ч. 1 ст. 14 данного закона №1244-1 для инвалида 1 группы, полагающейся истице с 1 июня 2020 года, но выплачиваемой только с 13 апреля 2022 года и в меньшем размере, чем предусмотрено законом. Индексация ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной п. 15 ч. 1 ст. 14 указанного закона №1244-1 для инвалида 2 группы в нарушении требований ч. 3 ст. 5 закона не была осуществлена за период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2004 года на коэффициенты индексации, исчисленные исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ, а была осуществлена на коэффициенты индексации, исчисленные из уровня инфляции, которые для истицы не являются благоприятными и это не согласуется с требованиями определения Конституционного Суда РФ от 4 октября 2005 года №364-О, которые обязывают при индексации оспариваемой ЕДК применять благоприятный критерий индексации. Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года №11-П определено, что на период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2004 года ежегодная индексация денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью должны осуществляться на коэффициенты индексации, исчисленные исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ. В результате выплат по пенсии и ЕДК в размере, меньшем, чем предусмотрено законом, перед истицей образовалась задолженность.

На основании изложенного, с учетом последующих уточнений и дополнений, истец просила суд: 1) признать право истца вдовы Понкратова П.П., ДД.ММ.ГГГГ рождения, умершего вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой 22 мая 2020 года, на назначение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 2 статьи 14 Закона №1244-1 в сумме 12 692 рубля 80 копеек с 1 июня 2020 года; 2) обязать ответчика назначить истцу, вдове Понкратова П.П., ДД.ММ.ГГГГ рождения, умершего вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой 22 мая 2020 года, выплаты ежемесячной денежной компенсации, предусмотренные частью 2 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1, с 1 октября 2022 года в сумме 14 433 рубля 18 копеек за счёт бюджета (казны) Российской Федерации с последующей её ежегодной индексацией в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации; 3) взыскать с ответчика в пользу истца, вдовы Понкратова П.П., ДД.ММ.ГГГГ рождения, умершего вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой 22 мая 2020 года, образовавшуюся задолженность по выплатам ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 2 статьи 14 Закона РФ №1244-1 в меньшем размере, чем предусмотрено законом за период с 1 июня 2020 года по 30 сентября 2022 года в сумме 344 484 рубля 31 копейки; 4) признать право истца, вдовы Понкратова П.П., ДД.ММ.ГГГГ рождения, умершего вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой 22 мая 2020 года, на назначение выплат пенсии по случаю потери кормильца как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте), предусмотренной пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 за период с 1 июня 2020 года в сумме 12 212 рублей 30 копеек за счет бюджета (казны) РФ с последующей ее ежегодной индексацией в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ; 5) взыскать с ответчика в пользу истца, вдовы Понкратова П.П., ДД.ММ.ГГГГ рождения, умершего вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой 22 мая 2020 года, образовавшуюся задолженность по выплатам пенсии по случаю потери кормильца как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте), по причине ее выплат в меньшем размере, чем предусмотрено законом за период с 1 июня 2020 года по 30 сентября 2022 года в сумме 152 465 рублей 06 копеек.

Судом постановлено вышеуказанное решение, которое истец – Понкратова Ю.Н. считает неправильным, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении её исковых требований в полном объеме.

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы – Понкратовой Ю.Н., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Статьей 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 определены меры по возмещению вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, а также членов их семей.

Пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 этого закона, гарантирована ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и установлен размер такой компенсации в зависимости от группы инвалидности.

В силу части 2 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части 1 этой статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года N 607 (действующей редакции на момент рассмотрения спора) утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Порядок).

Абзацем вторым пункта 4 Порядка установлено, что в случае смерти инвалида выплата денежной компенсации нетрудоспособным иждивенцам осуществляется органами социальной защиты населения или иными государственными органами, которым федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрены денежные средства на выплату указанной денежной компенсации.

В пункте 6 Порядка определен перечень документов для осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации нетрудоспособным иждивенцам. К этим документам относятся: заявление о выплате денежной компенсации, копия документа, удостоверяющего личность заявителя, копия свидетельства о смерти кормильца, документы, подтверждающие наличие нетрудоспособных иждивенцев (копии свидетельства о рождении детей, пенсионного удостоверения, справки об установлении инвалидности, трудовой книжки и др.).

На основании п. 7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления. Таким образом, из анализа приведенных выше норм права, следует, что одним из обязательных условий для реализации членом семьи умершего предусмотренного законом права на получение компенсационных выплат является подтверждение лицом, претендующим на выплату компенсаций, факта нахождения на иждивении умершего.

Из приведенных нормативных положений следует, что в случае смерти граждан, признанных инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, имеют нетрудоспособные члены семьи, находившиеся на иждивении указанных граждан. В целях реализации права на получение ежемесячной денежной компенсации член семьи умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы обращается в уполномоченный орган с заявлением о назначении такой выплаты с приложением соответствующих документов, то есть назначение данной выплаты носит заявительный характер.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года N 607 денежная компенсация выплачивается: инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 и пункте 2 части первой статьи 29 Закона № 1244-1.

Выплата денежной компенсации инвалидам с 01.02.2022 осуществляется в следующих размерах: инвалидам I группы – 23 071,70 рублей; инвалидам II группы – 11 535,86 рублей; инвалидам III группы – 4 614,32 рублей нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении умершего инвалида.В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому
гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются
законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию. Согласно пенсионному законодательству все процессуальные действия в части установления пенсии производятся на основании волеизъявления пенсионера путем подачи соответствующего заявления в территориальный орган ПФР.

Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком (п. 1 ст. 22 Закона N 166-Ф3 и п.18 Правил обращения за страховой пенсией, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884H).

Таким образом, для возникновения правоотношений между гражданином и
территориальным органом ПФР гражданин должен обратиться в территориальный орган ПФР.

Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 29 Закона N 1244-1 пенсии по случаю потери кормильца (далее - по СПК) членам семей граждан, погибших (умерших) вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их желанию назначаются в соответствий с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-Ф3 «O государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-Ф3 «O страховых пенсиях».

Государственная пенсия, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее (п. 1 ст. 23 Закона N 166-Ф3).

Размер государственной пенсии по СПК находится в зависимости от
причины смерти кормильца:

- в связи со смертью кормильца вследствие военной травмы - 200% размера социальной пенсии, указанного в п. 1 ч. 1 ст. 18 Закона N 166-Ф3 (п. 1 ч. 4 ст. 15 Закона N 166-Ф3).

Причина смерти кормильца подтверждается заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы, военно-врачебной комиссии (п. 105 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утверждённого приказом Минтруда России от 04.08.2021 N 538н, ч. 2 ст. 24 Закона N 166-Ф3);

- не зависимо от причины смерти кормильца - 125% размера социальной пенсий, предусмотренного п. 1 ч. 1 ст. 18 Закона N 166-Ф3 (ч. 3 ст. 17 Закона N 166-ФЗ).

Перерасчет размера пенсии может производиться в связи с изменением
группы инвалидности, причины инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера, категории нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца или условий назначения социальной пенсии.

Перерасчет размера пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения (п. 2 ст. 22, п. п. 2 п. 2 ст. 23 Закона № 166- Ф3).

Судом установлено, что между Понкратовой Ю.Н. и Понкратовым П.П. года зарегистрирован брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака №II-НВ №326460 от 12 марта 1968 года.

Понкратов П.П. являлся участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается удостоверением участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС серии Б №28113.

Справкой от 18 июня 1998 года подтверждается, что Понкратов П.П. признан инвалидом второй группы, с причиной инвалидности: увечье получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС, справка выдана без переосвидетельствования.

22 мая 2020 года Понкратов П.П. умер, что подтверждается свидетельством о смерти III-ЕР №882372.

13 апреля 2022 года Понкратова Ю.Н. обратилась в Отделение за назначением ежемесячной денежной компенсацией в возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в связи со смертью супруга Понкратова П.П., предоставив следующие документы на умершего супруга: свидетельство о браке, удостоверение участника последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом, свидетельство о смерти, справку МСЭ об инвалидности второй группы с причиной инвалидности: увечье получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС, решение экспертного совета от 18 января 2022 года № 43-2/22-3 Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, с установлением причинной связи смерти Понкратова П.П. с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

14 апреля 2022 вынесено решение о назначении ежемесячной денежной компенсации в размере 5 767,93 руб. (11 535,85 руб. (размер ежемесячной денежной компенсации для инвалидов II группы с 01 февраля 2022 года) : 2 чел. (часть выплаты за исключением доли умершего кормильца) с 13 апреля 2022 ежемесячно, бессрочно.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Понкратовой Ю.Н., суд первой инстанции исходил из того, что выплата мер социальной поддержки осуществляется территориальным органом ПФР в соответствии с действующим законодательством. Носит заявительный характер. При этом не принял во внимание расчет размера ежемесячной денежной компенсации, представленный истцом, поскольку Понкратова Ю.Н. применяет при ежегодной индексации размера компенсации не нормативно установленные Правительством Российской Федерации коэффициенты, а индекс роста величины прожиточного минимума в Самарской области, тогда как порядок индексации компенсационных выплат установлен федеральным законодателем, ежегодно делегирующим Правительству Российской Федерации полномочия по определению размеров выплат или коэффициентов их индексации.

Также указал, что ссылка на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года №11-П как на основание для индексации выплат пропорционально изменению величины прожиточного минимума в Самарской области не может быть принята, поскольку порядок действующий индексации установлен законодательством после принятия указанного акта органа конституционного контроля и, в свою очередь, не признавался не соответствующим Конституции Российской Федерации.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на законе, в связи с чем являются правильными.

Так, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года N 607 "Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", закрепляет заявительный характер выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью.

В соответствии с данным Постановлением право нетрудоспособного иждивенца инвалида вследствие Чернобыльской катастрофы на получение мер социальной поддержки в виде выплаты ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью возникает с месяца, следующего за месяцем подачи в орган соцзащиты заявления о выплате соответствующей компенсации с предоставлением документов.

Заявление о выплате компенсации с приложением необходимых документов Понкратова Ю.Н. подала в апреле 2022 года, в связи с чем в силу норм действующего законодательства оснований для назначения данной выплаты ранее даты подачи заявления не имеется.

Судом первой инстанции также установлено, что 1 октября 2020 года Понкратовой Ю.Н. была установлена государственная пенсия по случаю потери кормильца (п. 4 ст. 10 ст. 8 п. 3 Закона N 166-Ф3) в размере – 7 007 рублей 69 копеек (125% размера социальной пенсии – 5 606 рублей 15 копеек - размер социальной пенсии х 125%).

Социальные пенсий, предусмотренные Законом N 166-Ф3, индексируются ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициент индексации социальных пенсий определяется Правительством Российской Федерации.

С учетом индексаций размер пенсии Понкратовой Ю.Н. составил:

- с 1 апреля 2021 года в размере – 7 245 рублей 95 копеек (125% размера социальной
пенсии);

- с 1 апреля 2022 года в размере – 7 869 рублей 10 копеек (125% размера социальной
пенсии);

- 1 июня 2022 года в размере – 8 656 рублей 01 копейка (125% размера социальной
пенсии).

Из материалов дела следует, что 28 июня 2022 года Понкратова Ю.Н. обратилась в Отделение с заявлением о перерасчете пенсии по государственному обеспечению, предоставив решение экспертного совета от 18 января 2022 года N 43-2/22-3, выданное ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова» МЧС России в заключение экспертного совета указано, что причина смерти кормильца связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Однако в указанном решении не сказано, что причиной смерти является военная травма.

4 июля 2022 года вынесено решение N289582/347/1C об отказе, так как документ, подтверждающий связь смерти кормильца с военной травмой, представлен не был.

Разрешая спор, ссылаясь на нормы ст. ст. 3, 10, 15, 17 Закона N 166-ФЗ, ст. 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ст. 61 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 N 958н, суд указал на то, что одним из условий для назначения спорной пенсии, является смерть военнослужащего вследствие военной травмы, причинная связь конкретных заболеваний, увечий (ранения, травмы, контузии) у военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, с прохождением военной службы, устанавливается военно-врачебной экспертизой, истцом не представлены допустимые доказательства в подтверждение наличие оснований для расчета, назначенной ей пенсии по случаю потери кормильца по правилам подп. 1 п. 4 ст. 15 Закона N166-ФЗ, в том числе доказательства наличия причинно-следственной связи между смертью военнослужащего и военной травмой, соответствующее заключение военно-врачебной комиссии или федерального учреждения медико-социальной экспертизы для подтверждения смерти военнослужащего вследствие военной травмы. С учетом изложенного, суд постановил решение об отказе в удовлетворении иска в данной части.

Судебная коллегия соглашается с решением суда об отказе в иске.

Истец не оспаривала, что ее супруг погиб не в период прохождения военной службы по призыву. Статус супруга истца, подтвержденный выданным посмертно удостоверением, - гражданин, получивший или перенесший лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС, ставшего инвалидом.

Истцу как нетрудоспособному члену семьи супруга (подп. 11 п. 1 ст. 10 Закона N166-ФЗ) и назначена пенсия, размер такой пенсии определен п. 3 ст. 17 Закона N 166-ФЗ - 125% социальной пенсии.

Поскольку возможность назначения пенсии по случаю потери кормильца в размере 200% социальной пенсии (при одновременном получении страховой пенсии по старости) предусмотрена лишь для определенных категорий граждан, к которым истец не относится, требование истца о перерасчете размера пенсии необоснованно.

Судебная коллегия полагает, что истец неверно толкует нормы п. 4 ст. 3, п. п. 3, 4 ст. 15 Закона N166-ФЗ, считая, что право на получение пенсии в повышенном размере предусмотрено этими нормами, при том, что они к спорным отношениям неприменимы.

Доводы апелляционной жалобы о возникновении у истицы права на компенсацию со следующего месяца после смерти супруга также отклоняются судебной коллегией как основанные на неверном толковании норм материального права.

С учетом изложенного, поскольку с соблюдением установленного порядка истица обратилась лишь в апреле 2022 года, оснований для назначения компенсации ранее даты обращения в установленном Порядке не имеется, в связи с чем суд правомерно отказал в удовлетворении истицы о признании права на назначение ежемесячной денежной выплаты с июня 2020 года и взыскании с ответчика образовавшейся задолженности.

Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к позиции, изложенной истицей при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым судом дана мотивированная оценка, соответствующая материалам дела и нормам действующего законодательства, не согласиться с которой оснований суд апелляционной инстанции не усматривает.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

о п р е д е л и л а :

Решение Ленинского районного суда города Самары от 14 декабря 2022 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - Понкратовой Ю.Н. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 14 июня 2023 года.

Председательствующий –

Судьи -

33-5021/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Понкратова Ю.Н.
Прокурор Ленинского района г. Самары
Ответчики
ГУ - ОПФ РФ по Самарской области
Другие
Кузнецов А.В.
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
25.04.2023[Гр.] Судебное заседание
28.03.2023[Гр.] Передача дела судье
23.05.2023[Гр.] Судебное заседание
19.06.2023[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.06.2023[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее