Дело №12-982/2021
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
г. Йошкар-Ола 19 октября 2021 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Касаткина Т.Н., рассмотрев жалобу защитника Г.О.Ю. в интересах Чернышева В.Н. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.15 ч.1 КоАП РФ, вынесенное начальником отделения – старшим судебным приставом Йошкар-Олинского ГОСП № УФССП по РМЭ 26 августа 2021 года,
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов по жалобе постановлением по делу об административном правонарушении от 26 августа 2021 года, вынесенным начальником отделения – старшим судебным приставом Йошкар-Олинского ГОСП № УФССП по РМЭ, Чернышев Василий Николаевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник Чернышева В.Н. – адвокат Г.О.Ю. обратился в суд с жалобой, в которой просил указанное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения. В обоснование жалобы указано, что исходя из текста оспариваемого постановления, Чернышев В.Н. привлечен к административной ответственности за «неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора». При этом, в оспариваемом постановлении, не указано само событие административного правонарушения, а именно какой исполнительный документ, когда и кем выпущен, по какому делу, какое требование неимущественного характера не исполнил Чернышев В.Н., какой срок был установлен для исполнения, когда ему вручено постановление о возбуждении исполнительного производства, когда было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, а также другие обязательные требования, предусмотренные КоАП РФ. Права лица, привлекаемого к административной ответственности, должностное лицо не разъяснило, в тексте оспариваемого постановления таких записей не имеется.
В суде Чернышев В.Н., защитник – адвокат Г.О.Ю. (удостоверение № и ордер №) жалобу поддержали, просили ее удовлетворить по изложенным в ней доводам.
Представитель административного органа, надлежаще извещенный, на рассмотрение дела не явился, считаю возможным рассмотреть жалобу заявителя в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, материалы административного дела, материалы исполнительного производства, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Исходя из требований ст.6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. №1 «О судебной системе Российской Федерации», вступившее в законную силу решение суда обязательно для всех без исключения органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, а также всех физических и юридических лиц и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
Статьей 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О судебных приставах» и иными федеральными законами.
Согласно ст.6 Закона об исполнительном производстве, законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с ч.1 ст.105 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.
Согласно ст.113 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, на исполнении судебного пристава-исполнителя Йошкар-Олинского ГОСП № находится исполнительное производство № от 01.07.2021, возбужденное на основании исполнительного листа по делу № от 13.01.2021, выданного Йошкар-Олинским городским судом, о выселении Чернышева В.Н. из жилого помещения по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения. На Чернышева В.Н. возложена обязанность передать (с передачей ключей) муниципальному образованию «Город <иные данные>» в лице Администрации городского округа «Город <иные данные>» жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу. Решение вступило в законную силу 20 мая 2021 года.
01 июля 2021 года судебным приставом-исполнителем Йошкар-Олинского ГОСП № возбуждено исполнительное производство №, которое Чернышев В.Н. получил 28.07.2021, о чем имеется его подпись.
28.07.2021 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о совершении должником обязательных действий, в соответствии с которым должник Чернышев В.Н. обязан в срок до 10 августа 2021 года исполнить решение суда по исполнительному производству №: выселиться из жилого помещения по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения, возложена обязанность передать (с передачей ключей) муниципальному образованию «Город <иные данные>» в лице Администрации городского округа «Город <иные данные>» жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
10 августа 2021 года в 10 часов 00 минут должник Чернышев В.Н. обязан явиться в Йошкар-Олинского ГОСП № по адресу: <адрес> к судебному приставу-исполнителю З.Т.А. и предоставить документы, подтверждающие исполнение решения суда, в случае неисполнения в установленный срок требований исполнительного документа предоставить объяснения по факту неисполнения предъявленных требований в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
Указанное постановление получено должником Чернышевым В.Н. 28.07.2021.
Постановление о взыскании исп. сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения вынесено судебным приставом-исполнителем 05.08.2021, срок установлен до 31.08.2021.
Как следует из копии обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении от 26.08.2021, Чернышев В.Н. не исполнил содержащиеся в исполнительном документе требование неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии со ст.26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч.1 ст.29.10. КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: 1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; 2) дата и место рассмотрения дела; 3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; 4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; 5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; 6) мотивированное решение по делу; 7) срок и порядок обжалования постановления.
Представленные административным органом по запросу суда материалы исполнительного производства не содержат оспариваемого постановления от 26.08.2021, а также сведений о надлежащем уведомлении заявителя о времени и месте рассмотрения протокола об административном правонарушении от 10.08.2021.
При этом в тексте копии обжалуемого постановления, предоставленной заявителем наряду с жалобой, отсутствуют обязательные сведения, предусмотренные п.4,6 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ, к числу которых отнесены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, событие административного правонарушения, мотивированное решение по делу.
В постановлении по делу об административном правонарушении также фиксируются установленные обстоятельства: место и время совершения правонарушения и др. (п.4 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ)
Принимая во внимание вышеизложенное, суд соглашается с доводами жалобы о том, что в постановлении о привлечении Чернышева В.Н. к административной ответственности административным органом не указано, в чем конкретно выражается событие правонарушения, нет описания события правонарушения, равно как нет времени и места его совершения, не отражены доказательства, подтверждающие вину лица, привлекаемого к административной ответственности. В этой связи оспариваемое постановление не отвечает требованиям ст.24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, т.к. должностным лицом административного органа не соблюдены требования ст.26.1, 26.11 КоАП РФ.
Учитывая, что допущенные процессуальные нарушения при рассмотрении настоящего дела являются существенными, возможность их устранения утрачена, прихожу к выводу о том, что оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене.
Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает необходимым удовлетворить жалобу защитника Г.О.Ю. в интересах Чернышева В.Н., постановление от 26.08.2021 подлежит отмене ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст.30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Жалобу защитника Г.О.Ю. в интересах Чернышева В.Н. удовлетворить.
Постановление, вынесенное начальником отделения - старшим судебным приставом 26 августа 2021 года, которым Чернышев В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, отменить.
Производство по настоящему делу прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья – Т.Н. Касаткина