УИД 11RS0001-01-2023-008433-95 Дело № 2-8593/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
судьи Чарковой Н.Н.,
при секретаре Никишиной В.В.,
с участием представителя истца Чередниченко Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 11 октября 2023 года гражданское дело по иску Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному профессиональному образовательному учреждению «Сыктывкарский политехнический техникум» о возложении обязанности разработать проект санитарно-защитной зоны и представить в уполномоченный орган заявление об установлении санитарно-защитной зоны в отношение объектов негативного воздействия,
у с т а н о в и л:
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском (с учетом уточнений от ** ** **) о возложении на Государственное профессиональное образовательное учреждение «Сыктывкарский политехнический техникум» в срок до ** ** ** осуществить следующие действия: разработать проект санитарно-защитной зоны в отношении объектов негативного воздействия и представить в уполномоченный орган заявление об установлении санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями действующего законодательства в отношении следующих объектов негативного воздействия:
- Учебный корпус в пгт Усогорск (код объекта НВОС – №...П);
- Учебный корпус №... в ... (код объекта НВОС – №...П).
В судебном заседании представитель истца на удовлетворении исковых требованиях с учетом уточнений настаивала.
Ответчик в судебное заседание представителя не направил, представил отзыв на заявление, согласно которому исковые требования признал в полном объеме. Согласно телефонограмме исковые требования признает, в том числе, с учетом уточнений.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела, оценив их в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ответчиком эксплуатируются объекты негативного воздействия на окружающую среду, среди которых, значатся объекты, указанные прокурором.
В силу статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила. Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ
«Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.
В статье 1 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» дано понятие охраны атмосферного воздуха - это система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.
Согласно части 3 приведенной статьи Федерального закона в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В силу статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 (далее по тексту - Правила), в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования, устанавливаются санитарно-защитные зоны.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных названным постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
Пункт 14 Правил предусматривает, что к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: проект санитарно-защитной зоны и экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека либо ее территориальные органы в зависимости от санитарной классификации объектов, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (пункт 3 Правил).
Согласно требованиям ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязанность по обращению в органы государственной власти с заявлением об установлении санитарно-защитных зон возлагается на собственников соответствующих объектов.
В ходе прокурорской проверки было установлено, что Учреждением проекты санитарно-защитной зоны в отношении объектов негативного воздействия
№...П и №...П не разработаны, исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта не проведены, в уполномоченный орган заявления об установлении санитарно-защитной зоны не направлены.
В соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Суд принимает признание ответчиком иска, так как признание иска не противоречит закону и не нарушает чьих-либо охраняемых законом интересов.
В соответствии со ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом, суд выносит решение об удовлетворении иска.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора к Государственному профессиональному образовательному учреждению «Сыктывкарский политехнический техникум» (ИНН 1483081) удовлетворить.
Обязать Государственное профессиональное образовательное учреждение «Сыктывкарский политехнический техникум» в срок до ** ** ** разработать проект санитарно-защитной зоны в отношении объектов негативного воздействия, а также представить в уполномоченный орган заявление об установлении санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями действующего законодательства в отношении следующих объектов негативного воздействия:
-Учебный корпус в пгт Усогорск (код объекта НВОС – №...П);
-Учебный корпус №... в ... (код объекта НВОС – №...П).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья - Н.Н. Чаркова