Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7-41/2023 от 07.09.2023

Судья Дядченко А.Х.                                         Дело №7-41/2023

(12-75/23)                                                     УИД 09RS0001-01-2023-002972-38

     ВЕРХОВНЫЙ СУД КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

                          РЕШЕНИЕ

20 октября 2023 года                                                                   г. Черкесск

Судья Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Чотчаев Х.О., рассмотрев жалобу представителя генерального директора ООО «Водоканал» Чотчаева А.М. – Чомаевой Ф.Н. на решение Черкесского городского суда от 14 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица ООО «Водоканал»,

                                            УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Урчуковой С.Р. № 09-23-204/Р/ПЭ/5-51/3 от 11.04.2023 юридическое лицо ООО «Водоканал» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, представитель ООО «Водоканал» Шабанов А.А. обратился в Черкесский городской суд КЧР с жалобой о признании незаконным и отмене постановления с направлением дела на новое рассмотрение органу, вынесшему постановление, также просил восстановить срок для подачи жалобы.

В судебном заседании представитель ООО «Водоканал» Чомаева Ф.Н. просила учесть положения ст. 4.4 КоАП РФ, отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение.

В судебном заседании представитель Северно-Кавказского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Хазгериева Ж.А. поддержала вынесенное постановление, просила оставить его без изменения, в восстановлении срока на обжалование постановления просила отказать заявителю.

Решением Черкесского городского суда КЧР от 14 июля 2023 года постановление по делу об административном правонарушении №09-23-204/Р/ПЭ/5-51/3 от 11.04.2023 года оставлено без изменения, жалоба Чотчаева А.М. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный суд КЧР, представитель ООО «Водоканал» Чомаева Ф.Н. просит постановление должностного лица и решение суда от 14.07.2023 отменить, производство по делу прекратить ввиду незаконности указанных актов. В обоснование доводов указывает, что при привлечении Общества к административной ответственности не были применены положения ч.2, ч.6 ст.4.4 КоАП РФ, а именно, не учтено, что ООО «Водоканал» по одной контрольной проверке было привлечено к административной ответственности по нескольким составам: по ст.8.1 КоАП РФ, по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, по ч.9 ст.8.2 КоАП РФ, по ч.10 ст.8.2 КоАП РФ, по ст.8.5 КоАП РФ, по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ, в связи с чем наказание должно было быть назначено в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

В судебное заседание суда второй инстанции генеральный директор ООО «Водоканал» Чотчаев А.М., представитель Северо-Кавказского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, полагаю следующее.

В силу статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Общества к административной ответственности на основании 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили следующие обстоятельства.

      Северо - Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора на основании Решения от 22.02.2023 № 204/Р в отношении ООО «Водоканал» проведена плановая выездная проверка, по результатам которой обнаружено, что Обществом допущено сокрытие экологической информации в части нормативов образования отходов производства и потребления.

В процессе хозяйственной деятельности юридического лица ООО «Водоканал» на объекте негативного воздействия на окружающую среду (Далее HBOC) образовываются следующий виды отходов:

ФККО 461 01001 20 5 лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные;

ФККО 8 12 901 01 72 4 мусор от сноса и разборки зданий несортированный; Образование вышеуказанных отходов подтверждается протоколом отбора проб 38/23 от 02.03.2023; протоколом испытаний №43/23 от 10.03.2023; экспертным заключением №12 от 10.03.2023.

ООО «Водоканал» в 2019 году разработан и утвержден проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, также на основании проекта получен документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 02.12.2019, со сроком действия до 01.12.2024. При рассмотрении вышеуказанных документов выявлено, что Общество не учитывает следующие отходы: лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные; мусор от сноса и разборки зданий несортированный.

Таким образом ООО «Водоканал» допускает сокрытие экологической информации.

Согласно статье 3 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Статьей 34 в п.1 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ установлено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно п.2 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами;

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;

предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Таким образом, в ходе проверки установлено, что ООО «Водоканал» допущено нарушение ст.ст. 3, 34 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ; ст.11 Федерального закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", выразившееся в несоблюдении требований природоохранного законодательства по представлению достоверной экологической информации об образовании отходов производства и потребления.

        На основании изложенного ООО «Водоканал» постановлением    №09-23-204/Р/ПЭ/5-51/3 Северо-Кавказского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11 апреля 2023 г. признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.

        Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Общество виновно в инкриминируемом ему административном правонарушении.

        Суд второй инстанции, проверяя выводы суда первой инстанции, полагает, что вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, доказана представленными в дело доказательствами: актом плановой выездной проверки от 15.03.2023, протоколом об административном правонарушении № 09-23-204/Р/ПЭ/5-51/1 от 04.04.2023 (определением Росприроднадзора от 28.04.2023 исправлена описка в части санкции – л.д.138 т.1); протоколом испытаний № 43/23 от 10.03.2023; экспертным заключением № 12 от 10.03.2023 и другими материалами дела, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11КоАП РФ.

Таким образом, вывод о наличии в действиях Общества, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, состава административного правонарушения, предусмотренного статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

Судом проверена процедура привлечения Общества к административной ответственности, нарушений не установлено.

Установлено, что Общество в установленном порядке было извещено должностными лицами Росприроднадзора о времени и месте составления протокола об административном правонарушении – 04.04.2023 в 15 часов 00 мин, т.к. директор Общества получил на руки Уведомление об этом 28.03.2023 (л.д.130 т.1).

Однако, к указанному времени представитель Общества не явился, протокол об административном правонарушении составлен в его отсутствие (л.д.50 т.1).

Копия протокола и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (11.04.2023) поступило в Общество 05.04.2023 (л.д.134 т.1)

Однако к указанному времени представитель Общества не явился, дело рассмотрено в его отсутствии.

Суд второй инстанции, проверив представленные материалы дела, соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что порядок привлечения Общества к административной ответственности Росприроднадзором соблюден.

Вместе с тем, суд второй инстанции полагает, что должностным лицом, а затем и судом первой инстанции неправомерно не применены положения части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия Общества квалифицированы по ст. 8.5 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного кодекса и подлежащего применению законодательства. Общество признано виновным в несоблюдении требований природоохранного законодательства по представлению достоверной экологической информации об образовании отходов производства потребления.

Из материалов дела следует, что Общество привлечено к административной ответственности по настоящему делу по статье 8.5 вышеназванного Кодекса.

Кроме того, в отношении Общества имеются также иные дела об административных правонарушениях, по которым оно привлечено к административной ответственности по ст.8.1, по ч. 1 ст. 8.14, по ч.9 ст.8.2, по ч.10 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административные правонарушения, предусмотренные ст.8.1, ч. 1 ст. 8.2, ч.1 ст.8.14, ч.9 ст.8.2, ч.10 ст.8.2, ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были выявлены должностными лицами Росприроднадзора в ходе проведения одной плановой проверки на основании Решения от 22.02.2023 № 204/Р.

По каждому административному делу в отношении ООО «Водоканал» должностными лицами Росприроднадзора были вынесены постановления о привлечении Общества к административной ответственности с назначением административного наказания в виде административного штрафа.

По общим правилам назначения административного наказания, предусмотренным частью 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 4.4 данного Кодекса при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса, и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения (часть 5 статьи 4.4 данного Кодекса).

Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи (часть 6 статьи 4.4 данного Кодекса).

По смыслу взаимосвязанных положений частей 2, 5 и 6 статьи 4.4 данного Кодекса в отсутствие совокупности всех упомянутых в них обстоятельств возможность назначения одного административного наказания за действия (бездействия), содержащие составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса, не допускается.

    Установлено, что Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора на основании Решения от 22.02.2023 № 204/Р в отношении ООО «Водоканал» проведена плановая выездная проверка, по результатам которой ООО «Водоканал» было привлечено к административной ответственности по нескольким составам: по ст.8.1 КоАП РФ, по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, по ч.9 ст.8.2 КоАП РФ, по ч.10 ст.8.2 КоАП РФ, по ст.8.5 КоАП РФ, по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ.

В связи с этим, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении суду первой инстанции необходимо было учесть положения ч.6 ст.4.4 КоАП РФ.

В рассматриваемом случае, при проведении одного контрольного мероприятия было выявлено шесть административных правонарушений, выразившихся в нарушении исполнения природоохранного законодательства, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

     Однако, при назначении ООО «Водоканал» административного наказания положения ч.6 ст.4.4 КоАП РФ ни Росприроднадзором, ни судом первой инстанции учтены не были, т.е. ими допущены существенные процессуальные нарушения, в связи с чем решение суда в отношении ООО «Водоканал» подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, т.к. срок привлечения Общества к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ согласно ст.4.5 КоАП РФ не истек.

При новом рассмотрении жалобы следует учесть изложенное, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении, дать оценку всем доводам и представленным доказательствам, и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6- 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу представителя ООО «Водоканал» удовлетворить.

Решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 14.07.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Водоканал» отменить. Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

          Судья                                                                                     Х.О.Чотчаев

7-41/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ООО "Водоканал"
Суд
Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики
Судья
Чотчаев Хусейн Османович
Статьи

ст.8.5 КоАП РФ

Дело на сайте суда
vs--kchr.sudrf.ru
08.09.2023Материалы переданы в производство судье
06.10.2023Судебное заседание
20.10.2023Судебное заседание
30.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2023Дело оформлено
30.10.2023Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее