дело № 5-118/2022
УИД:91RS0002-01-2021-005675-76
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
25 января 2022 года город Симферополь
Судья Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым Цыкуренко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении начальника отдела кадров ООО «Заря» - Ибадлаевой Анифе Муфретовны,
у с т а н о в и л:
09.06.2021 года заместителем прокурора Киевского района г. Симферополя советником юстиции Грицайчук А.А. в отношении начальника отдела кадров ООО «Заря» - Ибадлаевой Анифе Муфретовны было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
В судебном заседании Ибадлаева А.М. и ее представитель предоставили письменное ходатайство, в соответствии с которым не согласны с постановлением заместителем прокурора Киевского района г. Симферополя советником юстиции Грицайчук А.А. о возбуждении дела об административном правонарушении, считают его необоснованным, а также просили суд применить, в случае назначения наказания, предупреждение.
Иные участники процесса не явились, извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщили.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 2.1. КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Часть 3 ст. 18.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
В силу п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Приказом МВД России от 04.06.2019 №363 утвержден, в том числе, Порядок представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства) (приложение N 14).
Согласно пункту 2 указанного Порядка, работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган МВД России на региональном уровне в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином (лицом без гражданства) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Приказом МВД России от 04.06.2019 №363 утвержден, в том числе, Порядок представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства) (приложение N 15).
Согласно пункту 1 указанного Порядка, настоящий Порядок устанавливает последовательность действий при предоставлении работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомления о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства).
Как усматривается из постановления заместителя прокурора Киевского района г. Симферополя советником юстиции Грицайчук А.А. о возбуждении дела об административном правонарушении от 09.06.2021 года, 26.01.2021 года в 08 часов 14 минут в помещении ФГУП Почта России по адресу: г. Симферополь, ул. Пахотная, д. 3, ООО «Заря» направило по адресу: ул. Дзержинского, д. 10, 295 034, где располагается ОВМ ОП № «Киевский» УМВД России по г. Симферополю уведомление об исполнении работодателями и заказчиками работ (услуг) обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) иностранному гражданину (лицу без гражданства) высококвалифицированному специалисту по форме №5, установленной Приказом №536 от 30.07.2020 года "Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации". Таким образом, указанное уведомление направлено в орган, который не уполномочен принимать названные уведомления поскольку не является территориальным органом МВД России на региональном уровне в субъекте Российской Федерации.
Письменные объяснения начальника отдела кадров ООО «Заря» - Ибадлаевой Анифе Муфретовны от 09.06.2021 года также подтверждают вышеизложенные обстоятельства.
В соответствии с п. 8 Приложения №9 Приказа МВД России от 30.07.2020 N 536 "Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации" уведомление о заключении и прекращении трудового договора могут быть представлены на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган на региональном уровне, направлены заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал. При направлении уведомлений о заключении и прекращении трудового договора в электронной форме используется усиленная квалифицированная электронная подпись.
В данном случае территориальным органом МВД России на региональном уровне в субъекте Российской Федерации является МВД по Республике Крым.
Согласно приказу №ЗРЦБ-000002 от 16.06.2020 года Ибадлаева А.М. вступил в должность начальника отдела кадров ООО «Заря».
В соответствии с п. 2.3 Должностной инструкции начальник отдела кадров организует: в том числе, уведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий установленного законом порядка; соблюдение правил о привлечении иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности; ведение документаций работников иностранных граждан, привлеченных в качестве Высококвалифицированных специалистов (далее – ВКС), консультирование и сопровождение при постановке на миграционный учет.
Таким образом, начальником отдела кадров ООО «Заря» - Ибадлаевой А.М. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, которое выразилось в направлении уведомления об исполнении работодателями и заказчиками работ (услуг) обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) иностранному гражданину (лицу без гражданства) высококвалифицированному специалисту по форме №5 в ОВМ ОП № «Киевский» УМВД России по г. Симферополю, расположенном по адресу: г. Симферополь, ул. Дзержинского, д. 10, вместо направления данного уведомления в МВД по РК.
Вина Ибадлаевой А.М. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, подтверждается исследованными в судебном заседании документами: постановлением заместителя прокурора Киевского района г. Симферополя советником юстиции Грицайчук А.А. о возбуждении дела об административном правонарушении от 09.06.2021 года; письменными объяснениями Ибадлаевой А.М. от 09.06.2021 года; приказом №ЗРЦБ-000002 от 16.06.2020 года; Должностной инструкцией; копией конверта (л.д. 19-21), а также иными материалами дела.
Протокол об административном правонарушении и иные материалы составлены в соответствии с требованиями административного законодательства надлежащим должностным лицом.
Оценив представленные доказательства, суд считает установленным, что в нарушение приведенных выше требований закона Ибадлаева А.М. нарушила установленный порядок уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции.
Действия Ибадлаевой А.М. правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
Санкция ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Рассматривая вопрос о назначении наказания Ибадлаевой А.М., суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 этой статьи.
Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 -14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 этого Кодекса (часть 2 статьи 4.1.1).
Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом формулировки части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопрос о наличии оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение подлежит рассмотрению судом (административным органом) вне зависимости от того, заявлено ли лицом, привлекаемым к административной ответственности, соответствующее ходатайство.
Часть 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не входит в перечень административных правонарушений, перечисленных в части 2 статьи 4.1.1 названного Кодекса, при совершении которых административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение.
Материалы дела об административном правонарушении не содержат сведения о том, что начальник отдела кадров ООО «Заря» - Ибадлаева А.М. ранее привлекалась к административной ответственности.
Кроме того, рассматриваемым правонарушением не был причинен вред и не возникла угроза его причинения жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественного ущерба.
Учитывая изложенное, принимая во внимание характер правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также наличие обстоятельств смягчающих вину, таких как признание вины и раскаяние в содеянном, а также то, что начальник отдела кадров ООО «Заря» - Ибадлаева А.М. ранее не привлекалась к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, а доказательств обратного материалы дела не содержат, суд считает необходимым заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение.
Указанное административное наказание обеспечит предупреждение совершения новых противоправных действий, а также будет соразмерным в качестве возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Положениями п. 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрено, что наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абзац второй части 1 статьи 3.12, пункт 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ). При назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды (абзац первый части 1 статьи 3.12 КоАП РФ).
Обстоятельства, создающие, по мнению судьи, угрозу причинения вреда, должны быть указаны в постановлении по делу об административном правонарушении. Указанных обстоятельств судом не установлено, за совершенное административное правонарушение достаточным является назначение в виде предупреждения, которое обеспечит достижение цели административного наказания.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9-29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях
п о с т а н о в и л:
Признать начальника отдела кадров ООО «Заря» - Ибадлаеву Анифе Муфретовну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, и назначить наказание, с учетом ст. 4.1.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.
На постановление может быть принесена апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Киевский районный суд г. Симферополя в течении 10 суток со дня его вручения или получения.
Судья А.С. Цыкуренко