РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 февраля 2021 года Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Панковой М.А.,
При помощнике судьи Зайцеве С.В.,
С участием представителя административного истца Пикичевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-26/2021 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Рынок» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
ОАО «Рынок» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, просило суд восстановить процессуальный срок для обращения в суд, установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 2 208,9 кв.м., этаж: подвал № 1, этаж № 1, этаж № 2, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 19.03.2015 года в размере 9 618 787 рублей, установить кадастровую стоимость нежилого здания – здание мини рынка с кадастровым номером №, назначение: торговли и общественного питания, 2-этажный, общей площадью 535,4 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 3 030 708 рублей.
Требования мотивированы тем, что административному истцу на праве собственности принадлежат указанные объекты недвижимости, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административного истца как плательщика налога на имущество юридических лиц, размер которого исчисляется из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Административный истец обращался с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области. Однако Комиссия отклонила заявление.
На основании изложенного административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном порядке, просил требования удовлетворить.
Представитель административного истца по доверенности от 04.09.2020 года № 2 Пикичева А.В. в судебном заседании уточнила административные требования, по вышеизложенным основаниям, просила установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 12 169 578 рублей, установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 3 533 000 рублей, в соответствии с результатами судебных экспертиз.
Представители Управления Росреестра по Самарской области, Правительства Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, министерства имущественных отношений Самарской области, Администрации сельского поселения Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области, Администрации сельского поселения Сергиевск муниципального района Сергиевский Самарской области, Администрации муниципального района Сергиевский Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.
Представитель Администрации сельского поселения Сергиевск муниципального района Сергиевский Самарской области представил письменные возражения на административный иск, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Администрации сельского поселения Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области представил письменные возражения на административный иск, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Администрации муниципального района Сергиевский Самарской области представил письменные возражения на административный иск, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что уточненные требования административного истца подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Установлено, что ОАО «Рынок» на праве собственности принадлежат:
здание – здание мини рынка с кадастровым номером №, площадью 535,4 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 2, адрес: Самарская область, муниципальный район Сергиевский, п.Серноводск, ул.Комарова, д.39,
нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 2 208,9 кв.м., подвал № 1, этаж № 1, этаж № 2, адрес: <адрес>,
что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 23.04.2020 года.
Постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 года № 118 определена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 06.06.2011 года в размере 9 823 457 рублей 04 копейки.
В соответствии с удельными показателями, установленными постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 года № 118, филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области утверждена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 19.03.2015 года в размере 22 223 787 рублей 08 копеек, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 28.08.2020 года.
В соответствии со статьей 14, пункта 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года № 98 «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» /в ред. от 11.04.2016 г. № 41-ГД/ является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации № 135-ФЗ, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Административный истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости спорного нежилого помещения и 30.07.2020 года обратился с соответствующими заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Самарской области.
Решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 12.08.2020 года № 20/12с-32, от 12.08.2020 года № 20/12с-31 заявления административного истца о пересмотре результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости отклонены, поскольку оформление и содержание отчетов об оценке не соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартам оценки.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объектов недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости рассматриваемых объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах и на основании ст. 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обращение ОАО «Рынок» в суд с настоящим административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является обоснованным. Досудебный порядок урегулирования спора соблюден.
Согласно статье 24.18 Закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.
ОАО «Рынок» в обоснование своих требований представило отчеты об оценке ООО «Независимый Кадастровый Центр» от 27.05.2020 года № 30/04-20/4-1, от 27.05.2020 года № 30/04-20/4-2.
В соответствии с отчетом об оценке от 27.05.2020 года № 30/04-20/4-1, итоговая величина рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 19.03.2015 года составляет 9 618 787 рублей.
В соответствии с отчетом об оценке от 27.05.2020 года № 30/04-20/4-2, итоговая величина рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 06.06.2011 года составляет 3 169 407 рублей.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении.
В ходе судебного разбирательства судом удовлетворено ходатайство представителя заинтересованного лица министерства имущественных отношений Самарской области о назначении по делу судебной экспертизы на предмет установления действительной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Согласно экспертному заключению ООО «Самарское агентство консалтинга и оценки» от 16.11.2020 года № 03/10-20э, рыночная стоимость здания мини рынка с кадастровым номером № по состоянию на 06.06.2011 года составляет 3 533 000 рублей, рыночная стоимость помещения с кадастровым номером № по состоянию на 19.03.2015 года составляет 21 301 000 рублей.
Согласно заключению повторной судебной экспертизы ООО «ТРИО» от 15.01.2021 года № 3а-1776/2020/э, проведенного в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №, действительная рыночная стоимость указанного нежилого помещения по состоянию на 19.03.2015 года составляет 12 169 578 рублей.
Давая оценку представленным доказательствам, суд исходит из того, что заключение эксперта должно соответствовать положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», требованиям федеральных стандартов оценки.
Оценивая экспертные заключения по правилам статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд учитывает, что в заключение эксперта ООО «Самарское агентство консалтинга и оценки» определенная итоговая рыночная стоимость объекта экспертизы с кадастровым номером №, а в заключение эксперта ООО «ТРИО» определенная итоговая рыночная стоимость объекта экспертизы с кадастровым номером № не является произвольной, при оценке объектов недвижимости эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены источники информации, нормативные документы и материалы, используемые при проведении экспертизы.
Экспертные заключения в отношении указанных объектов содержат анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, описание качественных и количественных характеристик объектов исследования, анализ рынка объектов исследования, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость; анализ наиболее эффективного использования объектов исследования; описание процесса оценки, обоснование выбора используемых подходов к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, с возможностью проверки их обоснованности.
Оснований не доверять выводам экспертных заключений в отношении указанных объектов у суда не имеется, выводы экспертов последовательны, логичны, аргументированы, эксперты обладают соответствующей квалификацией в области оценки объектов недвижимости, предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, их заинтересованность в исходе дела отсутствует.
Каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертных заключений и определенной в них величины рыночной стоимости спорных объектов, сторонами и заинтересованными лицами не представлено.
Одновременно суд полагает, что не имеется оснований для установления кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № в соответствии с результатами экспертизы, проведенной ООО «Самарское агентство консалтинга и оценки», поскольку при проведении расчетов, экспертом был выделен налог на добавленную стоимость, что противоречит положениям действующего законодательства об оценочной деятельности в Российской Федерации.
Суд полагает, что оснований для установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с отчетами об оценке не имеется, поскольку заключение судебных экспертиз в вышеуказанной части являются наиболее полными и аргументированными.
Принимая во внимание представленные доказательства, в том числе заключения экспертиз, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости является завышенной и нарушает права административного истца.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», следует, что законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание.
В связи с этим суд, на основании имеющихся в деле доказательств, вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, требования административного истца подлежат удовлетворению в соответствии с результатами судебных экспертиз.
Установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что административный истец обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области – 30.07.2020 года, дата обращения в суд – 30.09.2020 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск открытого акционерного общества «Рынок» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 2 208,9 кв.м., этаж: подвал № 1, этаж № 1, этаж № 2, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 19.03.2015 года в размере 12 169 578 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания – здание мини рынка с кадастровым номером №, назначение: торговли и общественного питания, 2-этажный, общей площадью 535,4 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 3 533 000 рублей.
Датой подачи административного иска в суд считать 30.09.2020 года, дата обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области – 30.07.2020 года.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 20.02.2021 года.
Председательствующий: Панкова М.А.