Дело №
УИД: 15RS0№-48
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Промышленный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кцоевой А.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО5,
представителя ГБУЗ «Республиканский онкологический диспансер» МЗ РСО-Алания – ФИО9,
представителя Министерства здравоохранения РСО-Алания – ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к ГБУЗ «Республиканский онкологический диспансер» Министерства здравоохранения РСО-Алания, Министерству здравоохранения РСО-Алания, с привлечением третьего лица, не заявляющего требований относительно предмета спора –Министерства финансов РСО-Алания о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об охране здоровья граждан,
установил:
<адрес> в интересах ФИО2 обратился в суд с иском к ГБУЗ «Республиканский онкологический диспансер» Министерства здравоохранения РСО-Алания, Министерству здравоохранения РСО-Алания, с привлечением третьего лица, не заявляющего требований относительно предмета спора –Министерства финансов РСО-Алания о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об охране здоровья граждан.
В обоснование иска указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению ФИО11 в интересах ФИО4 в части соблюдения права на льготное обеспечение ГБУЗ «Республиканский онкологический диспансер» Министерства здравоохранения РСО-Алания (далее – ГБУЗ «РОД» МЗ РСО-Алания), в ходе которой выявлены нарушения законодательства об охране здоровья граждан, требующие незамедлительного устранения.
Установлено, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с октября 2023 года состоит на учете и проходит лечение в ГБУЗ «РОД» МЗ РСО-Алания с диагнозом «Острый миелообластный лейкоз».
ФИО4 относится в категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг по двум категориям: федеральной - как ветеран боевых действий, региональной – как пациент, страдающий онкологическим заболеванием.
ФИО4 страдает заболеванием, входящим в группу населения и категории заболеваний, при лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются бесплатно, согласно утвержденному постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средстами и изделиями медицинского назначения».
Согласно данным медицинской карты, протокола консилиума врачей (онкологического диспансера) от ДД.ММ.ГГГГ пациентке ФИО4 назначена терапия с применением лекарственного препарата «Венетоклакс» 400 (международное непатентованное наименование (далее –МНН Венклекста 400) внутрь непрерывно.
Установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 проходила стационарное лечение в ГБУЗ «Республиканский онкологический диспансер» с целью проведения последней химиотерапии, однако назначенный ей курс с полихимиотерапии МНН Венклекста 400 мг № ей не проведен ввиду отсутствия вышеуказанного лекарственного препарата, предусмотренного для обеспечения граждан страдающих онкологическим заболеванием по программе дополнительного льготного обеспечения (ДЛО).
Однако ГБУЗ «РОД» МЗ РСО-Алания не обеспечил с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО4 жизненно важным лекарственным препаратом, которой необходимо его применять непрерывно.
Министерством здравоохранения РСО-Алания вопрос закупа лекарственного препарата МНН Венклекста не решен, меры с целью изыскания жизненно важного лекарственного препарата не приняты.
Истец просил обязать Министерство здравоохранения РСО-Алания незамедлительно с момента вступления в законную силу решения суда произвести закуп лекарственного препарата «Венетоклакс» 400 (МНН Венклекста 400), а ГБУЗ «РОД» МЗ РСО-Алания обеспечить ФИО4, 1949 года рождения по жизненным показаниям лекарственным препаратом «Венетоклакс» 400 (МНН Венклекста 400) в необходимом количестве из установленного расчета по медицинским показаниям.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО5 исковые требования просила удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенных в иске.
В судебном заседании представитель Министерства здравоохранения РСО-Алания – ФИО6, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований просила отказать по доводам, изложенных в возражениях. Пояснила, что в настоящее время ФИО4 обеспечена лекарственными препаратами, ей назначено новое лечение, что подтверждается протоколом телемедицинской консультации от ДД.ММ.ГГГГ. При этом в компетенцию главного врача не выходит обеспечение препаратами пациентов, так как данный пациент является льготником, то есть обеспечивается государством.
Факт несвоевременного обеспечения пациентки лекарственным препаратом под МНН «Венетоклакс» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имел место в связи с отсутствием дополнительного финансирования для закупа дорогостоящих льготных лекарственных препаратов. При этом Министерством здравоохранения принимались необходимые меры для изыскания средств, предоставив в подтверждение своих доводов письма министра здравоохранения РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на имя Председателя Правительства РСО-Алания ФИО7 и заместителя Председателя Правительства РСО-Алания ФИО8 о дополнительной потребности в льготном лекарственном обеспечении граждан, состоящих на диспансерном учете в медицинских организациях республики, в том числе страдающих онкологическими и онкогематологическими заболеваниями препаратами; протокол телемедицинской консультации от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО4, лицевой счет пациента ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ об отпуске льготного препарата Венклекста 100 мг табл.п.п.о №; выписку из реестра по закупке лекарственных средств.
Представитель ГБУЗ «Республиканский онкологический диспансер» МЗ РСО-Алания – ФИО9, действующий на основании доверенности отДД.ММ.ГГГГ, просил в удовлетворении исковых требований отказать в связи с тем, что ФИО4 в настоящее время получает лекарственные препараты в необходимом количестве. Представил суду выписки из медицинской карты ФИО4 за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание ФИО4 не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в свое отсутствие по состоянию здоровья.
Третье лицо – Министерство финансов РСО-Алания представителя в судебное заседание не направило, было извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суд не уведомило.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно ст. 4 Федерального закона№-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Статьей 10 Федерального закона № 323-ФЗ установлены принципы доступности и качества медицинской помощи, которые, в числе прочего, обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно ч.1.2 ст.19 Федерального закона № 323-ФЗ к числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования
Статьей 29 Федерального закона № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Действующим законодательством Российской Федерации в рамках социальной защиты населения предусмотрено обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями льготных категорий граждан за счет средств регионального бюджета, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности улучшения и обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»(далее –Постановления Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №) и за счет средств федерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ « О государственной социальной помощи» ( далее – Федеральный закон №178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона №178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: защита прав человека и гражданина, организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о Министерстве здравоохранения РСО-Алания (далее – Положение).
Согласно пп.1 <адрес>, Министерство здравоохранения РСО-Алания является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья населения и координирующим деятельность в этой сфере иных республиканских органов государственной власти РСО-Алания.
В силу пп.3.5.7.и 10 Положения к полномочиям Министерства здравоохранения республики относятся: организация оказания населению первично медико-санитарной помощи в медицинских организациях, подведомственных Министерству, а также создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан, а также координация деятельности субъектов государственной и частной систем здравоохранения на территории республики.
Согласно Уставу ГБУЗ «Республиканский онкологический диспансер» МЗ РСО-Алания, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения РСО-Алания, учредителем медицинской организации является РСО-Алания в лице Министерства здравоохранения РСО-Алания.
Таким образом, именно на Министерство здравоохранения РСО-Алания возложена обязанность по финансированию для приобретения жизненно важных лекарственных препаратов и медицинских изделий медицинского учреждения, а на ГБУЗ РОД МЗ РСО-Алания соблюдать порядок оказания медицинской помощи, обеспечивать лекарственными препаратами, в том числе льготными лекарственными препаратами.
В свою очередь финансирование деятельности Министерства здравоохранения РСО-Алания осуществляется за счет республиканского бюджета.
Гражданин, относящийся к льготной категории граждан в соответствии с Законом №178-ФЗ и отказавшийся от своего права на льготное лекарственное обеспечение, положенных ему как федеральному льготнику, имеет право на него в соответствии с Постановлением Правительства РФ № в рамках региональной льготы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наблюдается специалистами ГБУЗ «Поликлиника №» МЗ РСО-Алания и состоит с октября 2023 года на учете в ГБУЗ «Республиканский онкологический диспансер» Министерства здравоохранения РСО-Алания с диагнозом: «Острый миелообластный лейкоз».
ФИО4 относится к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг по двум категориям: федеральной - как ветеран боевых действий, региональной – как пациент, страдающий онкологическим заболеванием.
ФИО4 оформила отказ от получения набора социальных услуг в пользу ежемесячно денежной выплаты и утратила право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг по программе обеспечения необходимыми лекарственными средствами за счет средств федерального бюджета в 2024 году.
Страдая заболеванием, входящим в перечень категорий заболеваний, утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО4 может обеспечиваться лекарственными препаратами за счет средств республиканского бюджета.
Согласно данным медицинской карты, протокола консилиума врачей (онкологического диспансера) от ДД.ММ.ГГГГ пациентке ФИО4 назначена терапия с применением лекарственных препаратов «Венетоклакс +Децитабин» (международное непатентованное наименование лекарственного препарата«Венетоклакс» (далее –МНН Венклекста 400) внутрь непрерывно.
Из письма Главного врача ГБУЗ РОД МЗ РСО-Алания на имя прокурора <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что пациентка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на учете в ГБУЗ РОРД МЗ РСО-Алания с 2023 года с диагнозом: острый миелообластный лейкоз. Состояние после курса полихимиотерапии Азацитидин в монорежиме с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ начало развития агранулоцитоза. Выход из агранулоцитоза ДД.ММ.ГГГГ.
Врачебной комиссий ГБУЗ РОД МЗ РСО-Алания принято решение о проведении терапии ФИО4 по программе «Венетоклакс» в сочетании с децитабином. Вентоклакс 400 (с торговым названием МНН Венклекст 400 мг) внутрь непрерывно. Децитаюин в дозе 20 мг/м2в течение 1 часа 1 раз день 1-10 дни каждого 28 дневного цикла венетоклакса.
Курс полихимиотерапии «Венетоклакс+Децитабин» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Миелотоксический агранулоцитоз с ДД.ММ.ГГГГ Курс ПХТ пациентка ФИО4 прошла и перенесла удовлетворительно.
Однако назначенный курс с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ полихимиотерапии «Венетоклакс+Децитабин» № не проведен пациенткой в связи с отсутствием препарата по программе дополнительного льготного обеспечения.
Согласно выписным эпикризам из медицинской карты стационарного больного, при прохождении стационарного лечения в условиях гематологического отделения ГБУЗ РОД МЗ РСО-Алания в периоды времени: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (пациентка выписана по семейным обстоятельствам), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пациентка ФИО4 получила курс терапии «Венотоклакс+Децитабин».
Однако при прохождении стационарного лечения в условиях гематологического отделения ГБУЗ РОД МЗ РСО-Алания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначенный ей курс с полихимиотерапии МНН Венклекста 400 мг № не проведен ввиду отсутствия вышеуказанного лекарственного препарата, предусмотренного для обеспечения граждан страдающих онкологическим заболеванием по программе дополнительного льготного обеспечения.
Ответчиком предоставлены сведения, согласно которым на льготное обеспечение Министерству здравоохранения РСО-Алания выделено в 2024 году 766 900 000 рублей, из них из республиканского бюджета 449 100 000 рублей. Недостаток финансового обеспечения из республиканского бюджета составил 906 900 рублей, в связи с чем, Министерство неоднократно обращалось к Правительству РСО-Алания, Министерству финансов РСО-Алания с просьбой дополнительного выделения финансовых средств.
Стоимость 1 упаковки лекарственного препарата под МНН «Венетоклакс таблетки №» составляет 442 644,16 рубля (курс на 19 дней). Пациентка принимает препарат по схеме 6 таблеток в день. Потребность на 1 месяц 1.6 упаковки.
В 2024 года указанный препарат закуплен на сумму 3 983 797. 44 рублей, а именно в количестве 9 упаковок, из которых ФИО4 отпущено 4 упаковки, а именно: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из лицевого счета аптеки № <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ был заключен контракт на поставку лекарственного препарата под МНН «Венетоклакс» на финансовые средства, дополнительно выделенные Министерству здравоохранения республики на льготное лекарственное обеспечение (23 000 000 рублей, из которых 20 000 000 на закупку онкологических лекарств).
В июле 2024 года Министерством были перераспределены финансовые средства для обеспечения льготных категорий граждан в рамках региональной льготы (перераспределение из орфанных 40 000 000 рублей, из которых 35 000 000 рублей онкологические препараты).
ДД.ММ.ГГГГ Министерством был объявлен запрос котировок в электронной форме на закупку лекарственного препарата под МНН «Венетоклакс». Запрос котировок не состоялся из-за отсутствия предложений от потенциальных поставщиков.
Таким образом, установлено, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 не была обеспечена жизненно важным лекарственным препаратом, которое необходимо применять непрерывно, чем нарушено ее право на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно.
Вместе с тем, как следует из протокола телемедицинской консультации от ДД.ММ.ГГГГ после курсов противоопухолевой терапии по схеме «Венетоклакс+Децитабин№», «Венетоклакс+МДЦ№» у пациентки ФИО4 констатировано рефрактерное течение заболевания. Учитывая тяжесть состояния больной, возраст, проведение высокодозной интенсивной химиотерапии не показано в связи с высоким риском развития жизнеугрожающих осложнений. Принимая во внимание рефрактерное течение острого лейкоза, отсутствие ответа после нескольких линий терапии, показано проведение сдерживающей терапии меркаптопурином (25 мг в сутки внутрь). При нарастании лейкоцитоза возможно увеличение суточной дозы меркаптопурина до 50 мг в сутки и добавление гидроксикарбамида (25-50 мг/кг/сут.внутрь).
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что ДД.ММ.ГГГГ врачебной комиссией принято решение по жизненным показаниям об отмене назначенного ранее ФИО4 препарата «Венетоклакс», и проведение сдерживающей терапии меркаптопурином (25 мг в сутки внутрь), суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к ГБУЗ «Республиканский онкологический диспансер» МЗ РСО-Алания, Министерству здравоохранения РСО-Алания, с привлечением третьего лица, не заявляющего требований относительно предмета спора –Министерство финансов РСО-Алания о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом, отказать.
Судья Кцоева А.А.