Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-595/2024 (2-9114/2023;) ~ М-7038/2023 от 02.10.2023

КОПИЯ

Дело №2-595/2024 (2-9114/2023;)

УИД: 63RS0045-01-2023-008625-58

     РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

       14 марта 2024 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Османовой Н.С.,

с участием представителя истца Пановой Л.А.,

представителя ответчика МП г.о. Самара «Благоустройство» - Карановой Е.А.,

представителя ответчика Администрации Промышленного внутригородского района г. Самара- Бельковой Н.В.,

представителя ответчика М П «Спецремстройзеленхоз»- Рефа Б.Р.,

при секретаре Корячкиной И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Промышленного районного суда г.Самары по адресу г.Самара, ул.Фадеева, 58 а, каб.217 гражданское дело №2-595/2024 (2-9114/2023;) по исковому заявлению Пановой Валентины Тимофеевны к Администрации г.о.Самара, Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара, МП «Спецремстройзеленхоз», Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара о возмещении материального ущерба,

                                                           установил:

          Истец Панова В.Т. обратилась в суд с иском к ответчикам Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара, МП «Спецремстройзеленхоз», Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара о возмещении материального ущерба, в обоснование требований указав следующее.

    Пановой В.Т. на праве собственности принадлежит автомобиль «<данные изъяты>, что подтверждается Паспортом Транспортного Средства <адрес> и Свидетельством о регистрации .

ДД.ММ.ГГГГ на обочине проезжей части возле <адрес> в <адрес> примерно в 12.00 часов был припаркован указанный автомобиль.

Примерно в 14-00 ч. на вышеуказанный автомобиль упала ветка с дерева, что повлекло причинения технических повреждений т/с: разбитое заднее стекло, вмятины и царапины на крыше и багажнике с повреждением ЛКП.

    Данное происшествие и факт повреждения указанного автомобиля было зафиксировано Отделом Полиции по <адрес> Управления МВД России по городу Самаре 13.11.2022г. В возбуждении уголовного дела было отказано из-за отсутствия признаков состава преступления, предусмотренного ст.167 УК РФ, о чем истцом было получено уведомление ДД.ММ.ГГГГ.

    Дерево, из-за которого был нанесен ущерб автомобилю истца, находилось около проезжей части.

ДД.ММ.ГГГГ по прогнозу погоды, из различных источников, видно, что ветер был умеренным. Следовательно, не было стихии и форс-можора, а умеренный ветер не мог стать причиной слома здоровой ветки от дерева.

Из справки ФГБУ «Приволжское УГМС» следует, что по данным наблюдений ОГМС Самара максимальная скорость ветра за ДД.ММ.ГГГГ наблюдалась 6 м/с, максимальный порыв скорости ветра наблюдался 17 м/с.

Учитывая, что в соответствии с типовым Перечнем опасных явлений опасным явлением считается ветер при достижении скорости при порывах не менее 25м/с или средней скорости не менее 20м/с, ветер ДД.ММ.ГГГГ к опасным явлениям отнести нельзя.

Истец считает, что Администрация Промышленного внутригородского района городского округа Самара ненадлежаще исполняла свои обязанности по удалению сухих и аварийных деревьев, вырезке сухих и поломанных сучьев и веток, что и привело к повреждению автомобиля истца.

Истцом отправлена досудебная Претензия в Администрацию Промышленного внутригородского района городского округа Самара с просьбой возместить ущерб, который был причинен ее автомобилю из-за падения сухой ветки с дерева в размере 326000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ истец получила ответ на претензию №П-1033/2056 от 24.04.2023г., в котором было указано, что <адрес> не признает своей вины в причинении вреда автомобилю.

Истцом были направлены претензии в МП «Спецремстройзеленхоз» и Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара.

Однако, МП «Спецремстройзеленхоз» и Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара сообщили, что они не являются ответчиками и не будут возмещать причинённый автомобилю ущерб.

    В связи с этим, истец обратился в суд и просит возместить ущерб автомобилю в размере 324 600 руб., расходы за оценку в размере 3 000 руб., расходы по оплате справки в размере 1 165,20 руб.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация г.о. Самара, МП г.о. Самара «Благоустройство».

        В судебном заседании представитель истца Панова Л.А., действующая на основании доверенности, просила установить надлежащего ответчика, с которого взыскать заявленный размер ущерба.

Представитель ответчика МП г.о. Самара «Благоустройство» - Каранова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, считает МП г.о. Самара «Благоустройство» ненадлежащим ответчиком.

Представителя ответчика МП «Спецремстройзеленхоз»- Реф Б.Р., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал, считает МП «Спецремстройзеленхоз» не надлежащим ответчиком.

Представитель ответчика Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара- Белькова Н.В., действующая на основании доверенности, иск и доводы иска не признала по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Представитель ответчика Администрации г.о. Самара и Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара, в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом, просили рассмотреть в свое отсутствие предоставил отзыв на иск.

Суд, выслушав пояснения явившихся сторон, свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующему.

       Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

         В силу пункта 2 указанной нормы права под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ определено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Возможность взыскания убытков закон связывает с доказанностью совокупности следующих обстоятельств: наличие и размер убытков, противоправность поведения лица, причинившего убытки, и причинную связь между действиями (бездействием) этого лица и наступившими отрицательными последствиями в виде убытков.

         Из материалов дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 12.00.час.на обочине проезжей части возле домов 7-9 по <адрес> в <адрес> водителем ФИО11 был припаркован автомобиль марки <данные изъяты>, принадлежащий истцу ФИО1

<данные изъяты>. примерно в 14-00 ч. на вышеуказанный автомобиль произошло падение ветки дерева, которое произрастало на газоне вдоль автомобильной дороги <адрес> в <адрес>, что подтверждается показаниями свидетелей ФИО6 и ФИО7, фотоматериалом, а также не отрицается ответчиками.

В результате падения ветки дерева автомобиль истца получил технические повреждения : разбитое заднее стекло, вмятины и царапины на крыше и багажнике с повреждением ЛКП,

Данный факт был зарегистрирован сотрудниками полиции, по результатам проверки УУП ОП УМВД России по <адрес> лейтенантом полиции ФИО8 22.11.2022г. вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по ст.167 УК РФ в связи с отсутствием события преступления.

Согласно выводам экспертного заключения частнопрактикующего оценщика ФИО9 расчетная стоимость восстановительного ремонта автомобиля <данные изъяты> составляет 324 600 руб.

Доказательств, опровергающих заключение, не представлено.

          Разрешая вопрос о надлежащем ответчике, суд исходит из следующего.

    В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N23-ГД «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа <адрес>», а также на основании статьи 2 Устава городского округа <адрес>, утвержденного решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N294, городской округ Самара наделен статусом городского округа с внутригородским делением, в котором органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>.

В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N74-ГД «О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов» полномочия между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара разграничиваются.

Согласно пункту 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N74-ГД, за внутригородскими районами городского округа Самара закрепляются следующие вопросы местного значения городского округа из числа установленных в соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия по решению которых разграничиваются между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара, в числе которых дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах внутригородского района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах внутригородского района, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 25 Устава городского округа Самара, принятого решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N294, администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами <адрес>.

Администрация городского округа Самара состоит из отраслевых (функциональных) органов.

Решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в Решение Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении структуры Администрации городского округа Самара» утверждена структура Администрации городского округа Самара. В структуру Администрации городского округа Самара включен в том числе и Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ Департамент является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и экологии, наружной рекламы.

К основным задачам Департамента относится обеспечение организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Самара, а также обеспечение организации мероприятий, способствующих реализации положений Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара.

В силу пункта 2.9. задача Департамента - обеспечение организации работ по проектированию, реконструкции (за исключением реконструкции объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог местного значения), капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства (за исключением установки, ремонта и содержания парковочного оборудования и технических средств организации дорожного движения на парковках (парковочных местах используемых, в том числе на платной основе) и природоохранных объектов.

Таким образом, Администрация городского округа обеспечивает организацию дорожной деятельности через Департамент.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дорога и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Защитные дорожные сооружения - сооружения, к которым относятся, в том числе и элементы озеленения, имеющие защитное значение.

Таким образом, элементы озеленения, расположенные вдоль автомобильных дорог, являются защитными дорожными сооружениями, технологическими частями автомобильных дорог.

Постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Самара (далее Порядок).

В силу пункта 2.4 Порядка работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог (осуществляются на основании заключаемых в установленном порядке муниципальных контрактов с подрядными организациями.

На момент события ДД.ММ.ГГГГ Департаментом был заключен муниципальный контракт выполнение работ по содержанию автомобильных дорог на территории Куйбышевского, Ленинского, Железнодорожного, Советского, Октябрьского, Промышленного и Красноглинского внутригородских районов городского округа Самара с МП г.о. Самара «Благоустройство» от 01.07.2022 МК №32-МЗ/22

Так же, Решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N 444 утверждены Правила благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара.

    В соответствии с «Правилами благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара» от 08.08.2019     (далее - Правила ) определены зоны ответственности и разграничения по уборке между специализированными муниципальными предприятиями, подрядными организациями, управляющими компаниями, ТСЖ и хозяйствующими субъектами.

    Пунктом 1 статьи 2 Правил установлено, что аварийные деревья - это деревья, имеющие повреждения и (или) дефекты ствола и (или) кроны, корневой системы (в том числе имеющие наклон 45 градусов и менее), из-за которых они представляют угрозу жизни и (или) здоровью людей, угрозу повреждения или разрушения зданий, строений, сооружений и другого имущества.

    В силу сп.1 ст. 31 Правил весь комплекс агротехнических мер по уходу за зелеными насаждениями, охране, защите, учету зеленых насаждений, охране почвенного слоя, санитарной очистке озелененных территорий от отходов собственными силами осуществляются:

- физическими, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями - на земельных участках, находящихся в их собственности, аренде, на ином праве пользования, владения, и прилегающих к ним территориях;

- собственниками помещений в многоквартирном доме либо лицом, ими уполномоченным - на территориях придомовых и прилегающих к многоквартирным домам;

- Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара - на озелененных территориях общего пользования, в границах дорог общего пользования местного значения городского округа, сведения о которых внесены в реестр муниципального имущества городского округа;

- администрациями внутригородских районов - на иных территориях, не указанных в настоящем пункте и не закрепленных для содержания и благоустройства за физическими, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Согласно п.2 ст.31 Правил лица, указанные в пункте 1 ст. 31, обязаны: выполнять удаление сухих и аварийных деревьев, вырезку сухих и поломанных сучьев и веток, замазку ран, дупел на деревьях.

Согласно пункта 5 статьи 4 Правила установлено, что определенные согласно пункту 4 настоящей статьи территории включают в себя тротуары, дворовые территории, зеленые насаждения, газоны и иные объекты благоустройства, но ограничиваются полосой отвода автомобильной дороги, внутриквартальным проездом, границей прилегающей территории другого юридического, физического лица, индивидуального предпринимателя.

В материалы дела не представлены сведения, что данная территория общего пользования с элементами озеленения закреплена для содержания и благоустройства за физическими, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или собственниками помещений в многоквартирном доме либо лицом, ими уполномоченным - на территориях придомовых и прилегающих к многоквартирным домам.

Напротив, комплекс агротехнических мер по уходу за зелеными насаждениями осуществляются Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара (отраслевым (функциональным) орган Администрации городского округа Самара) - на озелененных территориях общего пользования, в границах дорог общего пользования местного значения городского округа, сведения о которых внесены в реестр муниципального имущества городского округа и администрациями внутригородских районов - на иных территориях не закрепленных для содержания и благоустройства за физическими, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Судом установлено, что аварийное дерево является элементом озеленения, расположенным вдоль автомобильной дороги, защитным сооружением, технологической частью автомобильной дороги, которая относится к собственности городского округа.

Доказательств того, что падение дерева произошло в результате недостатков работы или услуги, неправомерных действий третьих лиц не представлено. Сведений, подтверждающих факт направления заявки на опиловку сухих веток и выдачи порубочного билета материалы дела не содержат.

Истцом в материалы дела представлена справка ФГБУ «Приволжское УГМС», из которой следует, что по данным наблюдений ОГМС Самара максимальная скорость ветра за ДД.ММ.ГГГГ наблюдалась 6 м/с, максимальный порыв скорости ветра наблюдался 17 м/с.

Учитывая, что в соответствии с типовым Перечнем опасных явлений, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ и введенным в действие приказом ФГБУ Приволжского УГМС от от ДД.ММ.ГГГГ, опасным явлением считается ветер при достижении скорости при порывах не менее 25 м/с или средней скорости не менее 20 м/с (№ А.1 Перечня), ветер ДД.ММ.ГГГГ к опасным явлениям отнести нельзя.

Таким образом, в день происшествия ветра, способного привести к падению неаварийного дерева и его неаварийных веток, не было.

Таким образом, земельный участок, на котором произрастало дерево, находится в зоне ответственности муниципального образования - городской округ Самара.

Ответственность за данную территорию несет Администрация городского округа Самара, как лицо ответственное за организацию и обеспечение дорожной деятельности, в связи с чем, Администрация г.о.Самара является надлежащим ответчиком.

        Поскольку Администрацией г.о. Самара в нарушение части 2 статьи 1064 ГК РФ доказательства отсутствия вины в причинении вреда не представлены, а в материалах дела таких доказательств не имеется, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований истца, при этом, ущерб подлежит взысканию за счет казны муниципального бюджета - с казны муниципального образования в лице Администрации городского округа Самара, поскольку Администрация является главным исполнительно-распорядительным органом.

При указанных обстоятельствах, Администрация Промышленного внутригородского района городского округа Самара, МП г.о. Самара «Благоустройство», МП «Спецремстройзеленхоз», Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара являются ненадлежащими ответчиками по настоящему спору.

Размер ущерба истцом определен в соответствии с экспертным заключением, которое ответчиком не оспорено.

      Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска Пановой В.Т. и взыскании с Администрации г.о. Самара ущерба в размере 324 600 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Согласно квитанции от ДД.ММ.ГГГГ истцом за составление экспертного заключения ЧПО ФИО9 об определении стоимости восстановительного ремонта автомобиля оплачено 3 000 руб.

Поскольку расходы истца по оплате экспертного заключения об оценке стоимости материального ущерба являются необходимыми для восстановления нарушенного права в судебном порядке, указанное заключение учтено судом при определении размера ущерба, в связи с чем, расходы на оплату услуг проведения экспертизы в сумме 3 000 руб. подлежат удовлетворению.

Согласно чека-ордера от ДД.ММ.ГГГГ истцом оплачено 1165,20 руб. за справку ФГБУ «Приволжское УГМС».

Требования о взыскании расходов по оплате справки ФГБУ «Приволжское УГМС» также подлежат удовлетворению, поскольку подтверждены документально и основаны на Законе.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в полном объеме, а именно, в сумме 6 446 рублей (чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 5446 руб., чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1000 руб.).

        На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

       Исковые требования Пановой Валентины Тимофеевны – удовлетворить.

    Взыскать с Администрации г.о. Самара (ОГРН 1026300967417) в пользу Пановой Валентины Тимофеевны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт <данные изъяты> сумму материального ущерба, причиненного в результате повреждения автомобиля в размере 324 600 руб., расходы по оплате досудебной оценки в размере 3 000 руб., расходы по оплате справки в размере 1 165,20 руб., а так же государственную пошлину в размере 6 446 руб., а всего 335 211,2 руб.

              Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г.Самара в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено – 21.03.2024г.

Председательствующий:          подпись            Османова Н.С.

Копия верна. Судья-                                          Секретарь-

Подлинник документа находится в материалах гражданского дела Промышленного районного суда г. Самары:

№2-595/2024 (2-9114/2023;) УИД: 63RS0045-01-2023-008625-58

2-595/2024 (2-9114/2023;) ~ М-7038/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Панова Валентина Тимофеевна
Ответчики
МП г.о. Самара "Благоустройство"
Администрация г.о.Самара
Департамент городского хоязйства и экологии Администрации г.о.Самара
Администрация Промышленного района г Самара
Мп Спецремстройзеленхоз
Другие
Панова Людмила Александровна
Суд
Промышленный районный суд г. Самары
Судья
Османова Наталья Сергеевна
Дело на странице суда
promyshleny--sam.sudrf.ru
02.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.10.2023Передача материалов судье
06.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.10.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
30.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.11.2023Предварительное судебное заседание
26.12.2023Судебное заседание
02.02.2024Судебное заседание
14.03.2024Судебное заседание
21.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее