Дело № 12-357/2024
УИД: 34RS0008-01-2023-010172-43
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 14 марта 2024 года
Судья Центрального районного суда г. Волгограда Вирабова Э.А., рассмотрев административный материал по протесту заместителя прокурора города Волжского Волгоградской области фио на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области фио от ДД.ММ.ГГГГ №... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении заместителя руководителя ... фио,
с участием: помощника прокурора Центрального района г. Волгограда фио, представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области фио,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области фио от ДД.ММ.ГГГГ №... производство по делу об административном правонарушении в отношении заместителя руководителя ... фио, по ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ прекращено, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с данным постановлением, заместителем прокурора города Волжского Волгоградской области фио принесен протест, в котором просит состоявшееся по делу постановление отменить, дело возвратить на новое рассмотрение. В обоснование протеста указал, что проведенной прокуратурой ... проверкой установлено, что ... является некоммерческой организацией; тип учреждения – автономное учреждение, созданное для повышения эффективности реализации городских полномочий в вопросах местного значения. Согласно п.1.3 Устава ..., утвержденного постановлением администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области от 12.03.2019 №1692 (в редакции постановления № 3581 от 27.07.2020) (далее – Устав), учредителем Учреждения является муниципальное образование городской округ – город Волжский Волгоградской области в лице администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области. В силу п. 33 Устава, Учреждение в том числе осуществляет следующий вид деятельности: организация и проведение работ по благоустройству внутридомовых и общественных территорий городского округа – город Волжский Волгоградской области. Согласно соглашению №... о предоставлении субсидии, заключенному 15.02.2023 между комитетом благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области и ..., Учреждению в 2023 году предоставлена субсидия на реализацию мероприятий муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории городского округа – город Волжский Волгоградской области» в рамках регионального проекта «Формирование современной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда» в размере 123 025 042,74 руб.. Установлено, что в целях реализации вышеприведённого национального проекта МАУ «СГТ» на основании Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ) заключены следующие договоры для нужд городского округа – город Волжский: договор №... от ДД.ММ.ГГГГ с ИП фио на сумму 2 500 000 руб.; договор №... от ДД.ММ.ГГГГ с ИП фио на сумму 1 500 000 руб.; договор №... от ДД.ММ.ГГГГ с ИП фио на сумму 962 888, 66 руб. Предметом указанных договоров является поставка и установка опор уличного освещения. Согласно локально-сметному расчету к договору №... от ДД.ММ.ГГГГ подрядчиком производятся ремонтно-строительные работы, связанные с установкой опор. Таким образом, поставку и установку опор наружного освещения следует признать капитальным вложением, которое должно было производиться в порядке ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ через предусмотренные этим Федеральным законом процедуры, а не по Федеральному закону №223-ФЗ. Однако ... договор №... от ДД.ММ.ГГГГ, договор №... от ДД.ММ.ГГГГ и договор №... от ДД.ММ.ГГГГ заключены на основании положений Федерального закона № 223-ФЗ. Указанные нарушения, полагает образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.7.32.3 КоАП РФ - осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке. Не согласившись с доводами прокуратуры г. Волжского, УФАС по Волгоградской области производство об административном правонарушении в отношении заместителя руководителя ... фио прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения, ссылаясь на то, что денежные средства предоставлены ... не на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, а на иные цели по основанию, предусмотренному статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Считает указанный вывод органа административной юрисдикции является ошибочным, поскольку фактически закупка проводилась за счет средств, полученных из бюджета муниципального образования на осуществление капитальных вложений в объект муниципальной собственности. При этом указание в бюджетной росписи на статью расходов 622 (субсидии автономным учреждениям на иные цели) не свидетельствует о том, что перечисленные Учреждению денежные средства на эти цели использованы. Характер работ, произведенных по вышеприведенным контрактам, свидетельствует о том, что, получив субсидию в порядке ст. 78.1 БК РФ, учреждение фактически использовало денежные средства на капитальные вложения в объекты муниципальной собственности. Таким образом, УФАС по Волгоградской области дана оценка только способу и форме получения субсидии (на иные цели), но не дана оценка ее фактическому использованию (на цели осуществления капитальных вложений).
Помощник прокурора Центрального района г. Волгограда фио настаивал на удовлетворении протеста.
Представитель УФАС по Волгоградской области, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области фио - фио, в судебном заседании возражала против удовлетворения протеста, считала постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области фио, от ДД.ММ.ГГГГ №... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении заместителя руководителя ... (далее ...) фио, законным и обоснованным.
Заместитель руководителя ... фио в судебное заседание не явился.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав представленные материалы, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.
На основании ч. 1 и ч. 2 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.
Согласно ст. 25.11 КоАП РФ, прокурор в пределах своих полномочий вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.
Копия постановления от 05.12.2023 г. поступила в прокуратуру города 11.12.2023 г., протест направлен в суд 20.12.2023 г. заказным письмом, т.е. в установленный законом срок.
В силу ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ, осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) данный Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учет положений ч. 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
15.11.2022 протоколом заседания наблюдательного совета ... № 9 принято положение о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд ... в новой редакции (размещено в ЕИС 15.11.2022, далее — Положение).
В соответствии с пунктом 19.2.1 Положения закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется в том числе, при закупке товаров, работ, услуг для нужд ..., стоимость которых не превышает 5 000 000 рублей с учетом налогов, сборов и иных обязательных платежей по одной сделке.
Как следует из представленных материалов, 22.11.2023 заместителем прокурора г. Волжского Волгоградской области советником юстиции фио возбуждено дело административном правонарушении в отношении заместителя руководителя ... городского округа - город Волжский Волгоградской области фио, по результатам проведенных надзорных мероприятий по проверке исполнения законодательства в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг в деятельности ..., по части 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ, ввиду следующих обстоятельств.
Проверкой установлено, 15.02.2023 между комитетом благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа — город Волжский Волгоградской области и ... заключено соглашение о предоставлении автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации № 23.032 в размере 123 025 042 рубля 74 копеек (далее — Субсидия) для достижения результата (выполнения мероприятия) муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области» в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» и национального проекта «Жилье и городская среда» (далее — Соглашение).
07.02.2023 между Комитетом образования, науки и молодежной политики Волгоградской области и ... заключено соглашение о предоставление федеральному бюджетному или автономного учреждению субсидии на иные цели, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
05.04.2023 между ... и ... был заключен договор №... на выполнение работ по капитальному ремонту здания ... по адресу ... в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, п.п. 38 п. 16.7 ч.16 Положения.
Согласно пункту 2.6.1 раздела 2 договора, оплата по договору осуществляется за счет средств субсидии из федерального бюджета бюджету Волгоградской области на реализацию федерального проекта «Развитие образования» от 27.12.2022 № 091-09-2023-051: код цели 2351160X145160000000 «Субсидии на реализацию программы комплексного развития молодежной политики в регионах Российской Федерации «Регион для молодых», полученных по Соглашению.
Поскольку предметом договора выступает объект капитального строительства, то благоустройство и ремонт такого объекта следует признать капитальным вложением, в связи с чем, по мнению прокурора, заключение договора необходимо было провести в порядке, предусмотренном Законам о контрактной системе.
24.02.2023 между Комитетом благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа — город Волжский Волгоградской области и ... заключено дополнительное соглашение № 22д/с.
11.05.2023 ... разместило извещение о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) о поставках опор парковых «Историческая» (извещение о закупке №..., размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru).
11.05.2023 между ... и МП фио заключен договор поставки товара - опора парковая «Историческая» в количестве 20 штук №... на общую стоимость 2 500 000 рублей (далее - Договор №...).
09.06.2023 ... разместило извещение о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) о поставках опор парковых «Историческая» (извещение о закупке №..., размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru).
09.06.2023 между ... и МП фио заключен договор поставки товара - опора парковая «Историческая» в количестве 12 штук №... на общую стоимость 1 500 000 рублей (далее - Договор №...).
09.06.2023 ... разместило извещение о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по выполнение работ по благоустройству общественной территории городского округа - город Волжский Волгоградской области по адресу: ул. Фонтанная, от ДК «ВГС» до ул. Чайковского, сквер вдоль ул. Чайковского, от ул. Циолковского до ул. Волгодонской. Ул. Фонтанная (2-й участок) Дополнительные работы по прокладке силового кабеля (прокол) с установкой щита ВРУ для подключения насосной фонтана. Установка исторических опор 36 штук (без стоимости опор, светильников, кронштейнов, закладных) (извещение о закупке №..., размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru).
09.06.2023 между ... и МП фио заключен договор по выполнению работ по благоустройству общественной территории городского округа - город Волжский Волгоградской области по адресу: ул. Фонтанная, от ДК «ВГС» до ул. Чайковского, сквер вдоль ул. Чайковского, от ул. Циолковского до ул. Волгодонской, ул. Фонтанная (2-й участок). Дополнительные работы по прокладке силового кабеля (прокол) с установкой щита ВРУ для подключения насосной фонтана. Установка исторических опор 36 штук (без стоимости опор, светильников, кронштейнов, закладных) №... на общую стоимость 962 888 рублей (далее — Договор №...).
Финансирование работ по договору №..., договору №..., договору №... осуществлялось в рамках соглашения из средств субсидии.
Согласно пункту 4 статьи 15 Закона № 44-ФЗ при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона № 44-ФЗ.
В соответствии с письмом Минфина России от 11.03.2015 № 02-02-04/12917 «О применении отдельных положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ» Положения частей 4 и 6 статьи 15 Закона № 44-ФЗ направлены на реализацию норм статей 78.2 и 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной или муниципальной собственности. В этой связи в Законе № 44-ФЗ (часть 4 статьи 14, пункт части 1 статьи 93) использован установленный Бюджетным кодексом термин «субсидии на осуществление капитальных вложений», определяющий способ финансового обеспечения строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретения объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность. Вместе с тем Субсидия была предоставлена в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса (предоставление субсидий (кроме субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность) некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями).
Федеральным стандартом бухгалтерского учета № 26/2020 «Капитальные вложения», утвержденным приложением № 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 17.09.2020 № 204н, установлены требования к формированию в бухгалтерском учете информации о капитальных вложениях организаций. Для целей бухгалтерского учета под капитальными вложениями понимаются определяемые в соответствии с настоящим Стандартом затраты организации на приобретение, создание, улучшение и (или) восстановление объектов основных средств. К капитальным вложениям относятся, в частности, затраты на:
а) приобретение имущества, предназначенного для использования непосредственно в качестве объектов основных средств или их частей либо для использования в процессе приобретения, создания, улучшения и (или) восстановления объектов основных средств;
б) строительство, сооружение, изготовление объектов основных средств;
в) коренное улучшение земель;
г) подготовку проектной, рабочей и организационно-технологической документации (архитектурных проектов, разрешений на строительство, др.);
д) организацию строительной площадки;
е) осуществление авторского надзора;
ж) улучшение и (или) восстановление объекта основных средств (например, достройка, дооборудование, модернизация, реконструкция, замена частей, ремонт, технические осмотры, техническое обслуживание);?
з) доставку и приведение объекта в состояние и местоположение, в которых он пригоден к использованию в запланированных целях, в том числе его монтаж, установку;
и) проведение пусконаладочных работ, испытаний.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Денежные средства предоставлены МАУ «СГТ» не на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, а на иные цели по основанию, предусмотренному статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Оспариваемым постановлением УФАС России по Волгоградской области от 05.12.2023 г. производство по делу прекращено в связи с отсутствием события правонарушения.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении должностное лицо УФАС по Волгоградской области пришло к выводу об отсутствии события административного правонарушения, поскольку субсидия по соглашению предоставлена по пункту 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на иные цели, а не на капитальные вложения, заключение договора между ... и ИП фио в соответствии с положениями Закона о закупках, директором ... фио было обоснованным.
Оценивая доводы протеста, судья приходит к выводу, что административный орган пришел к правильному выводу о том, что событие правонарушения отсутствует, в связи со следующим.
Субсидия по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ предоставлена по пункту 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на иные цели, тогда как для капитальных вложений, субсидия предоставляется в порядке, предусмотренном ст. 78.2 КоАП РФ.
Под капитальными вложениями в объекты государственной (муниципальной) собственности для целей применения части 4 статьи 15 Закона о контрактной системе следует понимать операции, осуществляемые автономным учреждением в целях строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или с приобретением объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под капитальным ремонтом объектов капитального строительства понимаются замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В этой связи капитальный ремонт не может быть отнесен ни к строительству, реконструкции, техническому перевооружению, ни к приобретению объектов недвижимого имущества.
Аналогичный вывод содержится в письме Минэкономразвития России от 10.06.2015 N Д28и-1698.
Таким образом, исходя в первую очередь из цели предоставленной ... субсидии (иные цели), а также из предмета рассматриваемой закупки (капитальный ремонт), договор правомерно заключен в соответствии с положениями Закона о закупках, а не Закона о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При таких обстоятельствах должностное лицо УФАС России по Волгоградской области пришло к правильному выводу о том, что событие правонарушения отсутствует.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого постановления, не усматривается.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица сомнений в своей законности не вызывают, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области фио от 5 декабря 2023 года №..., которым производство по делу об административном правонарушении в отношении ... фио, по ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ прекращено, в связи с отсутствием события административного правонарушения – оставить без изменения, а протест заместителя прокурора города Волжского Волгоградской области фио – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья /подпись/ Э.А. Вирабова