Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1879/2023 ~ М-1257/2023 от 01.08.2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Самара                             27 октября 2023 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,

при секретаре судебного заседания Лязиной А.О.,

с участием прокурора Колчиной Е.Е.,

представителя административного ответчика и заинтересованного лица ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1879/2023 по административному исковому заявлению открытого ФИО7 к Собранию представителей муниципального района Клявлинский Самарской области о признании недействующим нормативного правового акта в части,

установил:

21 декабря 2015 года Собрание представителей муниципального района Клявлинский Самарской области (далее - Собрание) приняло решение № 15 «Об утверждении коэффициента вида использования земельного участка для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального района Клявлинский Самарской области и предоставляемые для целей, не связанных со строительством» (далее - Решение № 15).

Решение опубликовано в газете «Знамя Родины» № 95 от 25 декабря 2015 года (9394).

Решениями Собрания от 29 сентября 2017 года № 121, от 30 ноября 2017 года № 126, от 27 февраля 2019 года № 173, от 31 мая 2019 года № 181, от 30 января 2020 года № 213, от 30 августа 2022 № 156, от 29.09.2023 № 248, опубликованными в официальном печатном издании «Знамя Родины» № 74 (9565) от 6 октября 2017 года, № 91 (9582) от 8 декабря 2017 года, № 17 (9701) от 6 марта 2019 года, № 43 (9727) от 14 июня 2019 года, № 8 (9791) от 4 февраля 2020 года, № 66 (10041) 9 сентября 2022 года и «Вести муниципального района Клявлинский Самарской области» № 44 (100) от 6 октября 2023 года, а также решением Самарского областного суда от 8 ноября 2021 года по делу № 3а-1019/2021 в Решение № 15 внесены изменения.

Приложением № 1 к решению установлены коэффициенты вида использования земельного участка для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального района Клявлинский Самарской области и предоставляемые для целей, не связанных со строительством.

В соответствии с пунктом 4.4 Приложения № 1 к Решению № 15 (в первоначальной редакции) значение коэффициента (далее - Кв) для земельных участков с видом целевого (функционального и разрешенного) использования «земельные участки под автостоянками» составляло 3,8.

В соответствии с пунктом 7.1 Приложения № 1 к Решению № 15 (в первоначальной редакции) значение Кв для земельных участков с видом целевого (функционального и разрешенного) использования «земельные участки под промышленными (производственными) организациями» составляло 0,90.

В соответствии с пунктом 7.9 Приложения № 1 к Решению № 15 (в первоначальной редакции) значение Кв для земельных участков с видом целевого (функционального и разрешенного) использования «земельные участки под газопроводами, трубопроводами» составляло 30,0.

В соответствии с пунктом 12.2 Приложения № 1 к Решению № 15 (в первоначальной редакции) значение Кв для земельных участков с видом целевого (функционального и разрешенного) использования «земельные участки под прочими объектами» составляло 0,9.

В соответствии с пунктом 4.5 Приложения № 1 Решению № 15 (в редакции решения от 29.09.2017 № 121) значение Кв для земельных участков с видом целевого (функционального и разрешенного) использования «земельные участки под автостоянками» составляло 3,8.

В соответствии с пунктом 7.1 Приложения № 1 Решению № 15 (в редакции решения от 30.11.2017 № 126) значение Кв для земельных участков с видом целевого (функционального и разрешенного) использования «земельные участки под промышленными (производственными) организациями, связанными с нефтеперерабатывающей деятельностью (хранением, переработкой, транспортировкой нефтяной продукции, размещением, установкой оборудования, в том числе измерительного и т.д.)» составляло 0,9.

В соответствии с пунктом 5.1 Приложения № 1 Решению № 15 (в редакции решения от 31.05.2019 № 181) значение Кв для земельных участков с видом целевого (функционального и разрешенного) использования «земельные участки под промышленными (производственными) организациями, связанными с нефтеперерабатывающей деятельностью (хранением, переработкой, транспортировкой нефтяной продукции, размещением, установкой оборудования, в том числе измерительного и т.д.)» составляло 0,9.

В соответствии с пунктом 5.2 Приложения № 1 Решению № 15 (в редакции решения от 31.05.2019 № 181) значение Кв для земельных участков с видом целевого (функционального и разрешенного) использования «земельные участки для размещения транспортных средств на производственных объектах, связанных с нефтеперерабатывающей деятельностью» составляло 3,8.

В соответствии с пунктом 5.8 Приложения № 1 Решению № 15 (в редакции решения от 31.05.2019 № 181) значение Кв для земельных участков с видом целевого (функционального и разрешенного) использования «земельные участки под газопроводами, трубопроводами» составляло 30,0.

В соответствии с пунктом 9 Приложения № 1 Решению № 15 (в редакции решения от 31.05.2019 № 181) значение Кв для земельных участков с видом целевого (функционального и разрешенного) использования «земельные участки под прочими объектами» составляло 0,9.

ФИО8» (далее - ФИО9 обратилось в суд с административным иском о признании недействующим Решение № 15 в части утверждения названных коэффициентов вида целевого (функционального и разрешенного) использования земельных участков, как не соответствующего законодательству Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является арендатором земельных участков, размер арендной платы за которые определяется в соответствии с оспариваемыми пунктами Решения № 15. Решением Самарского областного суда от 08.11.2021 по делу № 3а-1019/2021, вступившем в законную силу 09.02.2022 на основании апелляционного определения, Решение № 15 признано недействующим в части пунктов 6.1, 6.2, 6.7 и 10 Приложения № 1 к Решению № 15 в редакции решения от 30.01.2020 № 213. Судебным актом установлено, что оспариваемые коэффициенты были установлены без соблюдения принципа экономической обоснованности. Вместе с тем, арендодатель в письме от 22.11.2022 уведомил арендатора ФИО10 о применении таких же значений коэффициентов из предыдущей редакции Приложения № 1 к Решению № 15, поскольку недействующими признаны лишь пункты 6.1, 6.2, 6.7, 10 Приложения № 1. Административный истец считает, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта в указанных редакциях нарушены основные принципы определения арендной платы, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности». Решение № 15 в оспариваемой части нарушает права, свободы и законные интересы ФИО21 приводит к необоснованному увеличению размера арендной платы за арендуемые им земельные участки.

В судебном заседании 25.10.2023 представитель административного истца по доверенности ФИО6 поддержал заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном иске с учетом дополнительных письменных пояснений, а именно об установлении судебным актом отсутствие экономического обоснования оспариваемых значений коэффициентов, затрагивающих права при расчете платы за пользование земельными участками согласно уведомлений от 22.11.2022.

Представители административного ответчика Собрания и заинтересованного лица Комитета управления имуществом администрации муниципального района Клявлинский Самарской области по доверенностям ФИО3 и ФИО4 в судебных заседаниях возражали против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных отзывах на иск, дополнив, что экономическое обоснование представлено в материалы административного дела № 3а-1019/2021, иных документов по данному вопросу нет. Представитель заинтересованного лица ФИО4 указала о не применении к административному истцу оспариваемых коэффициентов, в том числе коэффициента «земельные участки под прочими объектами». Не оспаривала факт направления в адрес ФИО11 уведомлений от 22.11.2022 о применении коэффициентов при расчете арендной платы, указывая на ошибочность действий Комитета, поскольку из-за судебного акта по делу № 3а-1019/2021 коэффициенты не применяли. Оспариваемое Решение № 15 являлось предметом судебного рассмотрения при разрешении административного дела № 3а-1019/2021. В арбитражном суде имеется спор о взыскании арендных платежей за пользование земельными участками по 28.02.2021 с ФИО12», производство по которому приостановлено до разрешения настоящего дела.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), причины неявки суду не сообщили.

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы настоящего дела и административного дела № 3а-1019/2021, заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшей необходимым административное исковое заявление удовлетворить, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.

Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу положений части 8 статьи 213 КАС РФ, к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта относятся: соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; наличие нарушений прав административного истца; соблюдение требований устанавливающих: форму и вид нормативного акта, полномочия, процедуру его принятия, введения в действие, опубликования и вступления в силу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные без торгов устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Указанные принципы названы в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», в их числе:

- принцип экономической обоснованности, заключающийся в установлении размера арендной платы, соответствующего доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке;

- принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 № 308 утвержден Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов.

Определение размера арендной платы за использование земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, для целей не связанных со строительством осуществляется в соответствии с методикой определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для целей не связанных со строительством, содержащейся в Приложении 1 к Порядку.

Согласно пункту 1 Методики размер арендной платы в год за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставляемые для целей, не связанных со строительством, рассчитывается по формуле Ап = Скад x Кв x Ки, где:

Ап - размер арендной платы за земельный участок в год;

Скад - кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января расчетного года;

Кв - коэффициент вида использования земельного участка, определяемый исходя из вида разрешенного использования земельного участка и утверждаемый правовым актом представительного органа муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением с учетом основных принципов определения арендной платы, установленных Правительством Российской Федерации;

Ки - коэффициент инфляции расчетного года, определяемый исходя из максимального уровня инфляции (потребительских цен), устанавливаемого в рамках прогноза социально-экономического развития Самарской области.

Решением Собрания от 21 декабря 2015 года № 15 с последующими изменениями утверждены коэффициенты вида использования земельного участка (Кв) для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального района Клявлинский Самарской области и предоставляемые для целей, не связанных со строительством, согласно Приложению № 1:

- значение Кв для земельных участков с видом целевого (функционального и разрешенного) использования «земельные участки под автостоянками» составляло 3,8 (пункт 4.4 первоначальной редакции);

- значение Кв для земельных участков с видом целевого (функционального и разрешенного) использования «земельные участки под промышленными (производственными) организациями» составляло 0,90 (пункт 7.1 первоначальной редакции);

- значение Кв для земельных участков с видом целевого (функционального и разрешенного) использования «земельные участки под газопроводами, трубопроводами» составляло 30,0 (пункт 7.9 первоначальной редакции);

- значение Кв для земельных участков с видом целевого (функционального и разрешенного) использования «земельные участки под прочими объектами» составляло 0,9 (пункт 12.2 первоначальной редакции);

- значение Кв для земельных участков с видом целевого (функционального и разрешенного) использования «земельные участки под автостоянками» составляло 3,8 (пункт 4.5 в редакции решения от 29.09.2017 № 121);

- значение Кв для земельных участков с видом целевого (функционального и разрешенного) использования «земельные участки под промышленными (производственными) организациями, связанными с нефтеперерабатывающей деятельностью (хранением, переработкой, транспортировкой нефтяной продукции, размещением, установкой оборудования, в том числе измерительного и т.д.)» составляло 0,9 (пункт 7.1 в редакции решения от 30.11.2017 № 126);

- значение Кв для земельных участков с видом целевого (функционального и разрешенного) использования «земельные участки под промышленными (производственными) организациями, связанными с нефтеперерабатывающей деятельностью (хранением, переработкой, транспортировкой нефтяной продукции, размещением, установкой оборудования, в том числе измерительного и т.д.)» составляло 0,9 (пункт 5.1 в редакции решения от 31.05.2019 № 181);

- значение Кв для земельных участков с видом целевого (функционального и разрешенного) использования «земельные участки для размещения транспортных средств на производственных объектах, связанных с нефтеперерабатывающей деятельностью» составляло 3,8 (пункт 5.2 в редакции решения от 31.05.2019 № 181);

- значение Кв для земельных участков с видом целевого (функционального и разрешенного) использования «земельные участки под газопроводами, трубопроводами» составляло 30,0 (пункт 5.8 в редакции решения от 31.05.2019 № 181);

- значение Кв для земельных участков с видом целевого (функционального и разрешенного) использования «земельные участки под прочими объектами» составляло 0,9 (пункт 9 в редакции решения от 31.05.2019 № 181).

Суд полагает, что оспариваемое решение с последующими изменениями принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка принятия, правил введения в действие и опубликования.

Правомочность органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, соблюдение установленной процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования, административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Из материалов дела следует, что между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Клявлинский Самарской области и административным истцом были заключены следующие договоры:

договор аренды земельного участка № 65 из земель для производственной деятельности. По дополнительным соглашения к договору от при расчете арендной платы применяется коэффициент вида использования земельного участка Кв 0,9 (том 1 л.д. 114-117);

ДД.ММ.ГГГГ договор аренды землепользования для производственной деятельности с последующим дополнительными соглашениями о расчете арендной платы с применением коэффициента вида использования земельного участка Кв 0,9 (том 1 л.д. 109-113);

ДД.ММ.ГГГГ договор аренды земельного участка и последующие договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка для размещения автостоянки. Указанными договорами и дополнительными соглашениям для расчета арендной платы предусмотрено применение коэффициента вида использования земельного участка Кв 3,8 (том 1 л.д. 118-142);

ДД.ММ.ГГГГ договор аренды земельного участка в отношении земель с разрешенным использованием – для производственной деятельности по адресу: <адрес>А, арендная плата рассчитывается с применением коэффициента вида использования земельного участка Кв 1,0 (том 1 л.д. 143-145);

ДД.ММ.ГГГГ договор аренды земельного участка , ДД.ММ.ГГГГ договор аренды земельного участка , ДД.ММ.ГГГГ договор аренды земельного участка , ДД.ММ.ГГГГ договор аренды земельного участка , ДД.ММ.ГГГГ договор аренды земельного участка , ДД.ММ.ГГГГ договор аренды земельного участка в отношении земель с разрешенным использованием – для производственной деятельности по адресу: <адрес>А, арендная плата рассчитывается по каждому договору с применением коэффициента вида использования земельного участка Кв 0,9 (том 1 л.д. 145 оборот-165);

ДД.ММ.ГГГГ договор аренды земельного участка , ДД.ММ.ГГГГ договор и дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, договор от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, договор от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, договор от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, договор от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с разрешенным использованием – для производственной деятельности, для размещения трубопроводов, по адресу: <адрес>, арендная плата рассчитывается по каждому договору с применением коэффициента вида использования земельного участка Кв 30 (том 1 л.д. 166-191).

Решением Самарского областного суда от 08.11.2021, вступившем в законную силу 09.02.2022 на основании апелляционного определения, по административному делу № 3а-1019/2021 постановлено:

«Административные исковые требования ФИО14» к Собранию представителей муниципального района Клявлинский Самарской области об оспаривании в части нормативного правового акта удовлетворить частично.

    Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 6.1, 6.2, 6.7 10 Приложения к решению Собрания представителей муниципального района Клявлинский Самарской области от 21 декабря 2015 года № 15 «Об утверждении коэффициента вида использования земельного участка для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального района Клявлинский Самарской области и предоставляемые для целей, не связанных со строительством».

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании – районная газета «Знамя Родины» в течение месяца со дня его вступления в законную силу.».

Уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Клявлинский Самарской области проинформировало ФИО20» о том, что при расчете арендной платы

- по договору от ДД.ММ.ГГГГ подлежат применению Коэффициент вида использования земельного участка «Земельные участки под промышленными (производственными) организациями, связанными с нефтеперерабатывающей деятельностью (хранением, переработкой, транспортировкой нефтяной продукции, размещением, установкой оборудованием, в том числе измерительного и т.д.)» равный 0,52, утвержденный Решением в редакции решения Собрания представителей от ДД.ММ.ГГГГ ,

- по договору 117-21 от ДД.ММ.ГГГГ подлежит применению Коэффициент вида использования земельного участка «Земельные участки под прочими объектами» равный 0,9, утвержденный Решением в редакции решения Собрания представителей от ДД.ММ.ГГГГ ,

- по договору 5-20 от ДД.ММ.ГГГГ подлежит применению Коэффициент вида использования земельного участка «Земельные участки под газопроводами, трубопроводами» равный 30, утвержденный Решением в редакции решения Собрания представителей от ДД.ММ.ГГГГ ,

- по договору 77-20 от ДД.ММ.ГГГГ подлежит применению Коэффициент вида использования земельного участка «Земельные участки для размещения транспортных средств на производственных объектах, связанных с нефтеперерабатывающей деятельностью», равный 3,8, утвержденный Решением в редакции решения Собрания представителей от ДД.ММ.ГГГГ ,

- по договору 23-31-07 от ДД.ММ.ГГГГ подлежит применению Коэффициент вида использования земельного участка «Земельные участки под промышленными (производственными) организациями, связанными с нефтеперерабатывающей деятельностью (хранением, переработкой, транспортировкой нефтяной продукции, размещением, установкой оборудованием, в том числе измерительного и т.д.)» равный 0,52, утвержденный Решением в редакции решения Собрания представителей от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л,<адрес>).

Согласно представленным по запросу суда комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации м.р. Клявлинский Самарской области расчетам арендной платы по каждому договору аренды в период действия оспариваемого Решения № 15, то есть с 01.06.2016, применялись коэффициенты вида использования земельного участка: под промышленными (производственными) организациями (решение № 15 в первоначальной редакции) – Кв 0,9; под промышленными (производственными) организациями, связанными с нефтеперерабатывающей деятельностью (хранением, переработкой, транспортировкой нефтяной продукции, размещением, установкой оборудованием, в том числе измерительного и т.д. (в редакции решения № 126 от 30.11.2017) – Кв 0,9, (в редакции решения № 213 от 30.01.2020) – Кв 0,52; под газопроводами, трубопроводами (решение № 15 в первоначальной редакции, в редакции решения № 121 от 29.09.2017, решения № 181 от 31.05.2019, решения № 213 от 30.01.2020) - Кв 30; под автостоянками (решение № 15 в первоначальной редакции, в редакции решения № 121 от 29.09.2017) - Кв 3,8; для размещения транспортных средств на производственных объектах, связанных с нефтеперерабатывающей деятельностью (решение № 15 в первоначальной редакции, в редакции решения № 181 от 31.05.2019, решения № 213 от 30.01.2020) - Кв 3,8; под прочими объектами (решение № 15 в первоначальной редакции, в редакции решения № 213 от 30.01.2020) – Кв 0,9.

В судебном заседании стороны не оспаривали факт обращения комитета по управлению муниципальным имуществом администрации м.р. Клявлинский Самарской области в арбитражный суд за взысканием с ФИО15 задолженности по арендной плате по указанным договорам аренды земельных участков.

Исходя из представленных и исследованных материалов дел, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт в указанных редакциях затрагивает права и законные интересы административного истца, поскольку оспариваемые пункты Решения № 15 содержат коэффициенты, используемые при определении размера арендной платы земельных участков, представленных в аренду административному истцу.

Доводы представителя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации м.р. Клявлинский Самарской области о не применении к ФИО16 оспариваемых коэффициентов судом во внимание не принимаются, поскольку оспариваются вышеприведенными материалами дела. Возражения представителя заинтересованного лица об ошибочном направлении в адрес административного истца уведомлений от 22.11.2022 суд признает голословными, поскольку письменными доказательствами не подтверждено.

Также суд не соглашается с возражениями административного ответчика и заинтересованного лица о том, что оспариваемый нормативный правовой акт был уже предметом судебного разбирательства по делу № 3а-1019/2021, поскольку по настоящему делу оспариваются иные пункты Приложения 1 Решения № 15, которые по расчетам представителя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации м.р. Клявлинский Самарской области применяются для исчисления арендных платежей по договорам аренды.

Суд считает, что административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Довод представителя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации м.р. Клявлинский Самарской области в письменном отзыве на административный иск о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с настоящими требованиями суд признает несостоятельным. Применение оспариваемого нормативного правового акта к расчету арендных платежей ФИО17 затрагивает права и обязанности последнего, срок для оспаривания Решения № 15 не истек.

Административный истец в обоснование своих требований о признании в части примененных к нему, как к арендатору, пунктов Приложения № 1 Решения № 15 в различных редакциях недействующими, указывает на нарушение при принятии оспариваемого нормативного правового акта принципа экономической обоснованности Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», поскольку анализ и оценка экономических факторов, влияющих на доходность земельных участков, не проводились.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

К Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отнесен, в том числе:

принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 года N 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 года N 209-О, в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой, судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.

Данная позиция применяется и к вопросам установления размера арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена, в том числе к отдельным элементам формулы расчета размера такой арендной платы.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Пунктом 2 утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 года N 710 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.

Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.

Административным ответчиком в подтверждении своей позиции о наличии экономического обоснования представлено финансово-экономическое обоснование к проекту Решения № 15, утвержденное 09.12.2015, а также заключение специалиста от 03.11.2021, отчет об оценки № 596-21А от 01.11.2021 ГК «Институт оценки», отчеты об исследовании рыночной стоимости права аренды земельных участков от 10.07.2021 ООО АНО «Экспертиза», отчет об оценки № 08/10-21/1 от 21.10.2021 ООО «Независимый кадастровый центр», отчет № 0110/2021 от 21.10.2021 ООО «Аксиома-ОК», отчет № 110-10-2021 от 20.10.2021 ООО «Поволжская компания оценки и права».

Суд не принимает в качестве доказательств указанные документы, поскольку финансово-экономическое обоснование к проекту Решения № 15, утвержденное 09.12.2015, он не содержит экономического обоснования применяемых для расчета арендной платы коэффициентов в указанных выше размерах.

Отчеты об оценке, представленные в копиях административным ответчиком, не предшествовали принятию оспариваемого нормативного правового акта и последующих его редакций, а являлись доказательствами в рамках иного административного дела № 3а-1019/2021, где им дана оценка.

При таких обстоятельствах, в подтверждение соблюдения принципа экономической обоснованности административным ответчиком не представлено заключение, обосновывающее определение оспариваемых показателей, что свидетельствует о несоблюдении указанного принципа.

Исходя из вышеизложенного, требований законодательства, устанавливая оспариваемые в настоящее время административным истцом коэффициенты, Собрание представителей муниципального района Клявлинский Самарской области не располагало отвечающим установленным законом требованиям их экономического обоснования для определения размера арендной платы за земельные участки с учетом анализа и оценки существенных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Суд приходит к выводу, что установление коэффициентов от вида целевого использования земельного участка в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности, не отвечает принципу экономической обоснованности, Решение № 15 в оспариваемой части является недействующим, поскольку противоречит нормативному правовой акту, имеющему большую юридическую силу Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 в части принципа экономической обоснованности.

Учитывая изложенное, заявленные административные требования в части признания недействующим Решения № 15 подлежат удовлетворению.

Из положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Вопрос о признании нормативного правового акта не действующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.

Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

При удовлетворении требования об оспаривании нормативного правового акта, который до принятия решения суда отменен в установленном законом порядке или действие которого прекратилось, суд может признать данный акт не действующим полностью или в части со дня, когда такой акт (отдельные положения акта) вошел в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, если соответствующая дата предшествует дню отмены оспоренного акта или дню прекращения его действия и если отсутствуют основания для признания такого акта не действующим с иной даты (пункт 1 части 2, пункт 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Судом установлено, что пункты 4.4, 7.1, 7.9, 12.2 Приложения № 1 к Решению № 15 от 21.12.2015 (в редакции действующей до 06.10.2017), пункт 4.5 Приложения № 1 к Решению № 15 и пункт 7.1 Приложения № 1 к Решению № 15 (в редакции действующей до 14.06.2019), пункты 5.1, 5.2, 5.8, 9 Приложения № 1 к Решению № 15 (в редакции действующей до 04.02.2020), которыми установлены оспариваемые коэффициенты, применялись и являлись основанием реализации права граждан и организаций, а также формированием доходной части бюджета муниципального образования Клявлинский Самарской области. Следовательно, оснований для признания Решения № 15 в периоды, указанные административным истцом, у суда не имеется. Позиция административного истца о том, что признание Решения № 15 недействующим в оспариваемой части в иной период не повлечет для ФИО19» необходимых последствий, судом во внимание не принимается, поскольку правового значения для определения начала неприменения оспариваемого акта не имеет.

В названные пункты внесены изменения на основании решений Собрания представителей м.р. Клявлинский Самарской области от 29.09.2017 № 121 (вступившего в силу с 06.10.2017), от 30.11.2017 № 126 (вступившего в силу с 08.12.2017), от 31.05.2019 № 181 (вступившего в силу с 14.06.2019), от 30.01.2020 № 213 (вступившего в силу с 04.02.2020), суд приходит к выводу, что нормативный правовой акт в оспариваемых редакциях подлежит признанию недействующим с момента вступления в силу указанных последующих решений о внесении изменений отменяющих предыдущую редакцию, то есть с 06.10.2017, с 14.06.2019 и с 04.10.2020 соответственно.

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, в резолютивную часть решения подлежит указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Поскольку оспариваемые нормативные акты были опубликованы в официальном печатном издании – районная газета «Знамя Родины», «Вести муниципального района Клявлинский», суд считает необходимым разместить сообщение в одной из указанных газет.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административный иск ФИО18 к Собранию представителей муниципального района Клявлинский Самарской области о признании недействующим нормативного правового акта в части удовлетворить частично.

Признать недействующими с 6 октября 2017 года пункты 4.4, 7.1, 7.9, 12.2 Приложения № 1 к Решению Собрания представителей муниципального района Клявлинский Самарской области от 21 декабря 2015 года № 15 «Об утверждении коэффициента вида использования земельного участка для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального района Клявлинский Самарской области и предоставляемые для целей, не связанных со строительством», в части установления значения коэффициента вида целевого (функционального и разрешенного) использования земельных участков «…под автостоянками» в размере 3,8, «…под промышленными (производственными) организациями» 0,9, «…под газопроводами, трубопроводами» 30,0, «… под прочими объектами» 0,9.

Признать недействующими с 14 июня 2019 года пункт 4.5 Приложения № 1 к Решению Собрания представителей муниципального района Клявлинский Самарской области от 21 декабря 2015 года № 15 «Об утверждении коэффициента вида использования земельного участка для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального района Клявлинский Самарской области и предоставляемые для целей, не связанных со строительством» в редакции решения Собрания представителей муниципального района Клявлинский Самарской области от 29 сентября 2017 № 121, в части установления значения коэффициента вида целевого (функционального и разрешенного) использования земельных участков «…под автостоянками» в размере 3,8.

Признать недействующим с 14 июня 2019 года пункт 7.1 Приложения № 1 к Решению Собрания представителей муниципального района Клявлинский Самарской области от 21 декабря 2015 года № 15 «Об утверждении коэффициента вида использования земельного участка для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального района Клявлинский Самарской области и предоставляемые для целей, не связанных со строительством» в редакции решения Собрания представителей муниципального района Клявлинский Самарской области от 30 ноября 2017 года № 126, в части установления значения коэффициента вида целевого (функционального и разрешенного) использования земельных участков «..под промышленными (производственными) организациями, связанными с нефтеперерабатывающей деятельностью (хранением, переработкой, транспортировкой нефтяной продукции, размещением, установкой оборудования, в том числе измерительного и т.д.)» 0,9.

Признать недействующими с 4 февраля 2020 года пункты 5.1, 5.2, 5.8, 9 Приложения № 1 к Решению Собрания представителей муниципального района Клявлинский Самарской области от 21 декабря 2015 года № 15 «Об утверждении коэффициента вида использования земельного участка для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального района Клявлинский Самарской области и предоставляемые для целей, не связанных со строительством» в редакции решения Собрания представителей муниципального района Клявлинский Самарской области от 31 мая 2019 года № 181, в части установления значения коэффициентов вида целевого (функционального и разрешенного) использования земельных участков «..под промышленными (производственными) организациями, связанными с нефтеперерабатывающей деятельностью (хранением, переработкой, транспортировкой нефтяной продукции, размещением, установкой оборудования, в том числе измерительного и т.д.)» 0,9, «… для размещения транспортных средств на производственных объектах, связанных с нефтеперерабатывающей деятельностью» 3,8, «… под газопроводами, трубопроводами» 30,0, «… под прочими объектами» 0,9.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании – районная газета «Знамя Родины» или «Вести муниципального района Клявлинский», в течение месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 10.11.2023.

Судья                            И.А. Щетинкина

3а-1879/2023 ~ М-1257/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ОАО "Поволжский нефтеперерабатывающий завод"
Прокурор Самарской области
Ответчики
Собранию представитеелей муниципального района Клявлинский Самарской области
Другие
Тараданов Р.А.
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального района Клявлинский Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Щетинкина И. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
01.08.2023Регистрация административного искового заявления
25.10.2023Судебное заседание
02.08.2023Передача материалов судье
04.08.2023Решение вопроса о принятии к производству
04.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.08.2023Судебное заседание
20.09.2023Предварительное судебное заседание
10.10.2023Судебное заседание
10.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.10.2023Судебное заседание
14.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее