Мировой судья судебного участка №21 в Омском судебном районе Омской области Витовский В.В. |
Дело №11-15/2023 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Дьяченко Т.А.
при секретаре Тихонове Д.С., помощнике судьи Зайцевой А.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 10 мая 2023 года апелляционную жалобу Гончаровой Е.В. на решение мирового судьи судебного участка № 21 в Омском судебном районе Омской области, вынесенное 19 декабря 2022 года по гражданскому делу № 2-6484/2022 по иску Общества с ограниченной ответственностью « Магнит» к Гончаровой Е.В. о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО,
УСТАНОВИЛ:
Истец ООО «Магнит» обратился в суд с исковым заявлением к Гончаровой Е.В. с требованиями о взыскании с ответчика задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.04.2019 по 31.08.2021 в размере 7476,12 рублей, пени в размере 162,63 рубля, расходов по оплате госпошлины в размере 400 рублей. В обоснование заявленных требований указано, что 17.08.2018 между Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и обществом с ограниченной ответственностью « Магнит» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Омской области, предметом которого является обеспечение Региональным оператором - ООО «Магнит» деятельности по обращению с ТКО в границах своей зоны в соответствии с действующим законодательством С Указанной даты ООО «Магнит» присвоен статус Регионального оператора. У ответчика Гончаровой Е.В., проживающей по адресу: <адрес> образовалась задолженность по уплате коммунальных услуг по обращению с ТКО за период с 01.04.2019 по 31.08.2921 в сумме 7476 руб.12коп., пени с размере 162руб. 63коп.
19.12.2022 года мировым судьей судебного участка № 21 в Омском судебном районе Омской области вынесено решение по гражданскому делу № 2-6484/2022 по иску Общества с ограниченной ответственностью « Магнит» к Гончаровой Е.В. о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО, которым постановлено: « Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Магнит» удовлетворить. Взыскать с Гончаровой Е.В. в пользу общества с ограниченной ответственностью «Магнит» задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.04.2019 по 31.08.2021 в размере 7476,12 рублей, пени в размере 162,63 рубля, в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины 400 рублей».
Не согласившись с решением мирового судьи Гончарова Е.В. подала апелляционную жалобу. Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора,она никакихдоговоров с ООО «Магнит» не заключала. Квитанция которую направляет гражданам ООО «Магнит» не является платежным документом т.к.не соответствует признакам финансового документа потому что лицевой счет и привязанный к нему расчетный счет в банке могут быть открыты либо по решению уполномоченного органа власти, либо вследствие наличия договорных обязательств. В квитанциях отсутствует подпись руководителя и главного бухгалтера. Между ООО «Магнит» и Администрацией Розовского поселения Омского муниципального района заключен договор, по которому администрация оплачивает ООО «Магнит» услугу по вывозу ТКО с территории Розовского сельского поселения, поэтому граждане, проживающие на территории Розовского поселения оплачивать за вывоз ТКО не должны.
В судебное заседание Гончарова Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержала. Дополнительно пояснила, что она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> 2015 года, проживает по данному адресу совместно с несовершеннолетним сыном К.Е.А. 2012 года рождения. В договорных отношениях с ООО «Магнит» она не состоит и предоставляемых ООО «Магнит» услугах не нуждается т.к. утилизацией отходов занимается самостоятельно. Также полагает, что оплату за вывоз ТКО с территории сельского поселения производит администрация Розовского поселения на основании договора заключенного с ООО «Магнит».
В судебном заседании представитель ООО «Магнит», действующая на основании доверенности, Лятенкова Д.М. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила оставить решение мирового судьи от 19.12.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Гончаровой Е.В. без удовлетворения. Указала, что в соответствии с п.1 ст.24.7 Федерального закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками ТКО. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Для потребителей - физических лиц законодателем предусмотрено несколько упрощенных способов заключения с региональным оператором договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Отказ физического лица от заключения договора по обращению с ТКО не предусмотрен действующим законодательством. В соответствии с ч.8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субьекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субьекта РФ. Заявка на заключение письменной формы договора от Гончаровой Е.В. в установленный законом срок в адрес регионального оператора не поступала, таким образом, договор считается заключенным в рамках типового, утвержденного Правилами № 1156 по форме, размещенной на официальном сайте регионального оператора.
Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными настоящей главой.
Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит сторонам и другим лицам, участвующим в деле. Право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в деле. Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.
На основании положений ст. 320.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения мировых судей рассматриваются районным судом.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Реализация судом второй инстанции своих процессуальных полномочий направлена на исправление возможной судебной ошибки в постановлениях судов первой инстанции.
В силу статьи 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 1 ст. 24.6 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Между ООО «Магнит» и Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области 17.08.2018 заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области. С указанной даты ООО «Магнит» присвоен статус Регионального оператора.
Порядок расчета размера платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Между ООО «ОЭК» (Агент) и ООО «Магнит» (Принципал) заключен агентский договор № 11.101.011.19, согласно которого Агент от имени и за счет Принципала совершает юридические и иные действия по ведению абонентской работы с физическими лицами, собственниками жилых помещений МКД и абонентской работы с организациями, осуществляющими управление МКД; В рамках выполнения данного поручения по ведению абонентской работы с потребителями Агент обязуется заключать от имени Принципала договоры на оказание услуг по форме типового; производить начисление размера платы за оказанные услуги; оформлять платежные документы, осуществлять их печать и доставку Потребителям; Формировать, сопровождать и обновлять базу данных; вести претензионно-исковую работу по задолженности за оказанные услуги.
На основании п. 148 (34) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Из материалов дела следует, что Гончарова Е.,В. является собственником жилого дома по адресу: Омская Область, <адрес>, общей площадью 50,2 кв. м, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Согласно справке Администрации Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в указанном жилом доме совместно с ответчиком Гончаровой Е.В., проживают её дети К.Е.А. и К.В.А.
Также из материалов дела следует, что Гончарова Е.В. обязательства по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащим образом не исполняла,
По мнению Гончаровой Е.В. обязанность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами у нее не возникла в связи с отсутствием договорных отношений с ООО «Магнит». Услугами ООО «Магнит» она не пользуется по причине отсутствия контейнерных площадок вблизи ее дома, утилизацию отходов осуществляет самостоятельно.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п.1 ст.24.7 Федерального закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками ТКО. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Для потребителей - физических лиц законодателем предусмотрено несколько упрощенных способов заключения с региональным оператором договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Отказ физического лица от заключения договора по обращению с ТКО не предусмотрен действующим законодательством.
Из материалов дела следует и не оспаривалось в судебном заседании ответчиком, что заявка от Гончаровой Е.В. в установленный законом срок в адрес регионального оператора не поступала. Таким образом, договор считается заключенный с ответчиком в рамках типового, утвержденного Правилами №1156.
В отсутствие письменной формы договора с потребителем места накопления ТКО следует определять исходя из сведений Территориальной схемы обращения с отходами в <адрес>. Нарушение схемы потоков является недопустимым для регионального оператора, однако у потребителя отсутствуют иные, установленные законом способы обращения с ТКО, кроме использования мест (площадок) накопления ТКО.
Территориальная схема не содержит привязки конкретного потребителя к конкретной площадке накопления, более того, все площадки, организованные органами местного самоуправления, являются открытыми и общедоступными.
Создание мест (площадок) накопления, твердых коммунальных отходов не относится к компетенции Регионального оператора, места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО (п.З Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 г. № 1039 «Об утверждении правил благоустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра)».
Учитывая общедоступность контейнеров для сбора отходов и обязанность собственников ТКО осуществлять их накопление одним из предусмотренных нормативно-правовыми актами способов (только в контейнеры, бункеры и т.д.), а также отсутствие иных законных способов обращения с ТКО, кроме как через регионального оператора, следует, что потребитель имел возможность получать коммунальную услугу путем использования любых ближайших к месту своего жительства контейнерных площадок, обслуживание которых осуществлял региональный оператор.
При этом факт вывоза всего накопленного потребителями объема ТКО региональным оператором в период с 01.04.2019г. и по настоящее время бесспорный, ввиду отсутствия других, установленных законом, способов обращения с ТКО и других, действующих на территории региона, региональных операторов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Статья 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Статьей 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Создание и содержание контейнерных площадок (мест накопления ТКО) в соответствии с действующим законодательством не входит в обязанности регионального оператора.
Мировой судья сделал правильный вывод, что доводы Гончаровой Е.В., о том, что она не обеспечена контейнерами и площадками для сбора отходов по улице, где проживает, в связи с чем, ООО «Магнит» фактически не оказывало ей услугу по вывозу твердых коммунальных отходов, являются несостоятельным.
Несоблюдение расстояний между площадкой для установки контейнеров и жилым домом ответчика, их удаленное расположение от жилого дома, не свидетельствуют о том, что услуга по обращению с ТКО региональным оператором оказана не была.
Если отсутствует расположенное вблизи жилого дома ответчика место (площадка) накопления отходов, ответчик имеет право обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о создании площадки накопления ТКО, с приложением схемы предполагаемого места размещения площадки.
После завершения процедуры создания площадки накопления твердых коммунальных отходов, внесенной в реестр, региональный оператор будет обязан осуществлять вывоз твердых коммунальных отходов с указанной площадки.
Таким образом, допустимых доказательств того, что ООО «Магнит» не оказывало ответчику услуг по вывозу твердых коммунальных отходов и ответчик не имел возможности ею пользоваться не представлено.
В ходе рассмотрения данного дела, как в суде первой инстанции, так и в апелляционной инстанции, ответчиком не доказано, что в период с 01.04.2019 по 31.08.2021 он осуществлял самостоятельный вывоз твердых бытовых отходов, не нарушая требования Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ.
Ответчик проживает в индивидуальном жилом доме, в связи с чем, в процессе жизнедеятельности предполагается образование твердых коммунальных отходов, которые ответчик самостоятельно не вправе утилизировать.
Доказательств, подтверждающих, что ответчик не пользуется контейнерными площадками, которые установлены на территории <адрес> муниципального района <адрес> и (или) в любом населенном пункте <адрес>, суду также представлено не было, равно как и не представлено доказательств некачественного предоставления ООО «Магнит» услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов либо заключение ответчиком соответствующего договора на вывоз твердых бытовых отходов с другой организацией, тогда как, вывоз твердых бытовых отходов является обязательным в силу положений закона.
Выводы мирового судьи подробно мотивированы и изложены в решении, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым судья дал оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи, при разрешении спора мировым судьей верно применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения.
Другие доводы жалобы существенными не являются, на правильность принятого по делу решения не влияют, апелляционная жалоба не содержит доводов о неверности произведенных мировым судьей расчетов пени, размер пени подателем жалобы не оспаривается.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами мирового судьи о необходимости взыскания с Гончаровой Е.В. в пользу общества с ограниченной ответственностью «Магнит» задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 7476,12 рублей, пени в размере 162,63 рубля, 400 рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
Согласно ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции вправе оставить решение мирового судьи без изменения, жалобу, представление без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № 21 в Омском судебном районе Омской области, вынесенное 19 декабря 2022 года по гражданскому делу № 2-6484/2022 по иску Общества с ограниченной ответственностью « Магнит» к Гончаровой Е.В. о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО, оставить без изменения, апелляционную жалобу Гончаровой Е.В. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья Т.А. Дьяченко