Дело №2- 3314/2019
44RS0001-01-2018-002468-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации16 сентября 2019 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Царёвой Т.С., при секретаре судебного заседания Носковой А.Д., с участием истца Гузанова В.Н. и его представителя по устному ходатайству Гузановой Т.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гузанова В.Н. к администрации г. Костромы об установлении факта принятия наследства и признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Гузанов В.Н. обратился в суд с указанным иском по тем основаниям, что <дата> умерла его жена Г. После её смерти открылось наследство, состоящее из земельного участка №, площадью 530 кв.м., находящегося в садоводческом товариществе «Восход», расположенном в <адрес>. Истец является наследником 1 очереди после смерти жены Г. Указанное имущество приобретено в период их брака. В установленный шестимесячный срок истец принял наследство, но не подал своевременно документы нотариусу в связи с тем, что в Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним договор купли продажи не регистрировался, восстановить утерянные документы не представилось возможным. Впоследствии он перенес тяжелое заболевание. Сразу после похорон жены старший сын Гузанов А.В. увез истца в <адрес>, где он проходил службу. Здоровье истца ухудшилось. С <дата> по <дата> он находился на стационарном лечении в 5 терапевтическом отделении 301 ВКГ. <дата> он был снова госпитализирован, проведена операция. После выздоровления и возвращения в г. Кострому пользовался земельным участком, обрабатывал его, производил на нем насаждения, оплачивал членские взносы. В феврале 2019 года в личных вещах покойной жены нашел документы, подтверждающие право собственности на указанной имущество. С данными документами обратился к нотариусу по месту жительства, но получил отказ, так как пропущен установленный срок принятия наследства. Кроме него наследниками являются сыновья: Гузанов С.В. и Гузанов А.В. Сыновья на наследство не претендуют наследство не принимали. Истец указывает, что фактически вступил во владение наследственным имуществом, поскольку после смерти жены осуществлял оплату взносов, производил необходимые расходы, направленные на содержание наследственного имущества. Принял необходимые меры по его сохранению. Просил суд установить факт принятия наследства после смерти супруги Г., умершей <дата>, в виде земельного участка №, площадью 530 кв.м., кадастровый №, расположенном по адресу: <адрес>, в садоводческом товариществе «Восход», участок №. Признать право собственности ФИО1 в порядке наследования после смерти супруги Г., умершей <дата>, на земельный участок №, площадью 530 кв.м., кадастровый №, находящийся по адресу: <адрес>, в садоводческом товариществе «Восход», участок №.
В судебном заседании истец Гузанов В.Н. и его представитель по устному ходатайству Гузанова Т.О. исковые требования поддержали в полном объеме. Истец дополнительно пояснил, что после смерти супруги проживает в той же квартире, пользовался оставшимися после неё вещами, предметами домашнего обихода.
Представитель ответчика администрации г. Костромы по доверенности Тараканов П.Н. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Третьи лица Гузанов С.В. и Гузанов А.В. в судебном заседании не участвовали, направили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. Исковые требования считали подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Костромской области Бондарева Е.В. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, принятие решения оставил на усмотрение суда.
Выслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе и факт принятия наследства.
Согласно ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факт, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Судом установлено, что <дата> умерла Г., <дата> года рождения (свидетельство о смерти I – ГО №, выданное отделом ЗАГС по г.о.г. Кострома управления ЗАГС Костромской области).
Супружеские отношения истца Гузанова В.Н. и умершей Г., подтверждаются свидетельством о заключении брака (I-ГО № от <дата>).
Гузанов В.Н. и Г. состояли в браке с <дата>.
По сведениям, размещенным на официальном сайте Федеральной нотариальной палаты, наследственного дела к имуществу Г. не заводилось.
Сведений о наличии завещания к имуществу Г. не имеется.
Таким образом, Гузанов В.Н., будучи супругом умершей Г., является наследником Г. первой очереди по закону.
Наследниками по закону являются также дети Г. и Гузанова В.Н. – Гузанов С.В. и Гузанов А.В. Вместе с тем, данные наследники с заявлениями о принятии наследства не обращались, на наследство не претендуют, на что указывает факт отсутствия наследственного дела к имуществу Г., а также позиция Гузанова С.В. и Гузанова А.В. по существу иска ФИО8 об отсутствии возражений о признании права собственности на наследственное имущество за истцом.
Согласно копии свидетельства на право собственности на землю серии №, выданного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Костромы, Г., 1952 г.р., при жизни принадлежал земельный участок №, площадью 530 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в садоводческом товариществе «Восход», участок №.
Земельный участок приобретен на основании договора купли-продажи земельного участка со строениями от <дата> №, заключенного между продавцом ФИО9 и покупателем Г. Договор зарегистрирован в Костромском бюро технической инвентаризации <дата> и в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> <дата>.
Таким образом, указанный земельный участок, зарегистрированный как собственность умершей Г., является наследственным имуществом.
По сведениям ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области от <дата> земельный участок №, площадью 530 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, в садоводческом товариществе «Восход», участок №, имеет кадастровый №. Правообладателем участка значится Г.
Согласно копии поквартирной карточки на квартиру по адресу: <адрес> <адрес>, на момент смерти Г. в квартире были зарегистрированы Гузанов В.Н., Г., Гузанов С.В.
Согласно объяснениям истца Гузанова В.Н., данным в судебном заседании, на момент смерти наследодателя Г. он фактически проживал в квартире с наследодателем, что подтверждается копией поквартирной карточки. После смерти супруги продолжал пользоваться предметами домашней обстановки, оплачивал коммунальные услуги. Данные факты никем не опровергнуты.
В соответствии со ст. ст. 1114, 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Согласно ст. 1153 ГК РФ, устанавливающей способы принятия наследства, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Как разъяснено в п. 36 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
В судебном заседании установлено, что после смерти Г. в пределах шести месячного срока наследник по закону Гузанов В.Н. не обратился в нотариальные органы с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Вместе с тем, действия Гузанова В.Н., выразившиеся в том, что на момент смерти он проживал с наследодателем, и после смерти наследодателя Г. он пользовался её вещами, проживал в той же квартире, свидетельствуют о фактическом принятия истцом наследства после смерти супруги.
Доказательств, опровергающих факт принятия Гузановым В.Н. наследства, открывшегося после смерти его супруги Г., суду не предоставлено.
С учетом установленных по делу обстоятельств, учитывая, что в ходе судебного разбирательства установлен факт принятия истцом наследства после смерти Г., требования истца о признании за ним права собственности на земельный участок умершей в порядке наследования по закону подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Гузанова В.И. удовлетворить.
Установить факт принятия наследства Гузановым В.Н. после смерти супруги Г., умершей <дата>, в виде земельного участка №, площадью 530 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, в садоводческом товариществе «Восход», участок №.
Признать право собственности Гузанова В.И. в порядке наследования после смерти супруги Г., умершей <дата>, на земельный участок №, площадью 530 кв.м., кадастровый №, находящийся по адресу: <адрес>, в садоводческом товариществе «Восход», участок №.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца со дня изготовлении решения в окончательной форме через Свердловский районный суд г. Костромы.
Судья Т.С. Царёва