Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-461/2022 ~ М-430/2022 от 12.04.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 мая 2022 года                      г. Братск

Братский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Куклина Ф.С., при секретаре Неграшевой Л.Н., с участием старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-461/2022 по исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в интересах Шумиловского муниципального образования к Муниципальному казенному учреждению культуры «Шумиловский культурно-досуговый центр Братского района», Скобелеву Николаю Анатольевичу, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации Шумиловского сельского поселения, о признании муниципального контракта недействительным, применении последствий недействительности сделки,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований прокурор Братского района Иркутской области, действующий в интересах Шумиловского муниципального образования, указал, что прокуратурой Братского района Иркутской области в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд установлено следующее.

В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 273-Ф3 под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 статьи 10 Федерального закона №273-ФЗ, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Согласно ч. 5 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44 одним из требований к участникам закупок является отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц, участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц.

В соответствии с п. п. 4, 6, 7, ч. 1 ст. 3 Закона № 44 муниципальное казенное учреждение является заказчиком, а участником закупки может быть физическое лицо.

Таким образом, из вышеуказанных норм федеральных законов следует, что руководитель заказчика обязан принять меры по предотвращению конфликта интересов при заключении муниципального контракта.

Согласно ст. 3 Закона № 44 под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Под муниципальным контрактом понимается гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени муниципального образования муниципальным заказчиком для обеспечения муниципальных нужд.

Между МКУК «Шумиловский КДЦ Братского района» в лице его директора Скобелевой Т.И. и Скобелевым Н.А. заключен договор оказания услуг № 38 от 20.10.2021, предметом которого является распиловка и укладка дров. Договор исполнен, что подтверждается актом приема-сдачи услуг от 15.11.2021 к договору оказания услуг № 38 от 20.10.2021. В рамках данного договора в пользу Скобелева Н.А. из бюджета Шумиловского муниципального образования перечислены денежные средства в размере 32 855,50 руб., что подтверждается платежными поручениями от 10.12.2021 № 1851, от 10.12.2021 № 1852.

Согласно свидетельству о заключении брака от 01.05.1999 Скобелева Т.И. и Скобелев Н.А. являются супругами.

Таким образом, вышеуказанные муниципальные контракты заключены в нарушение п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44, так как не соблюдены требования к участникам закупок в виде конфликта интересов с заказчиком. Использование директором МКУК «Шумиловский КДЦ Братского района» Скобелевой Т.И. своих должностных полномочий при заключении, исполнении и санкционировании оплаты по данным муниципальным контрактам привело к возникновению личной заинтересованности, выразившейся в получении семейного дохода в результате исполнения ее супругом вышеуказанных договоров, что в соответствии со ст. 10 Федерального закона № 273-Ф3, является конфликтом интересов. Являясь стороной конфликта интересов, директор МКУК «Шумиловский КДЦ Братского района» Скобелева Т.И., при заключении и исполнении указанных договоров не приняла меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Таким образом, директором МКУК «Шумиловский КДЦ Братского района» Скобелевой Т.И. нарушены требования ст. 11 Федерального закона № 273-Ф3.

На основании п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ» разъяснил, что сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной, как посягающая на публичные интересы.

Поскольку договор на оказание услуг № 38 от 20.10.2021 нарушает требования ст. 31 Закона № 44 и ст. 11 Федерального закона № 273-Ф3, они являются недействительными.

Согласно определению Конституционного суда РФ от 17.06.2008 № 435-0-0 конституционно-правовой статус местного самоуправления как публично-территориальной организации населения по месту жительства и особой формы осуществления народом своей власти предполагает, что органы местного самоуправления, обеспечивая решение вопросов местного значения, действуют в интересах населения муниципального образования и одновременно, будучи частью системы органов публичной власти, осуществляют конституционные функции государства.

Оспариваемыми сделками нарушаются права и законные интересы муниципального образования, что в свою очередь, также свидетельствует о нарушении публичных интересов. Публичный интерес в рассматриваемых отношениях представляет собой признанный государством и обеспеченный правом интерес населения муниципального образования, удовлетворение которого служит условием и гарантией его правового статуса. В соответствии с требованиями ст. 34 БК РФ бюджетное финансирование осуществляться с учетом открытости, эффективности и результативности использования бюджетных средств. Вопреки интересам населения Шумиловского муниципального образования заключение договора оказания услуг № 38 от 20.10.2021 с нарушениями требований Закона № 44 ведет к неэффективному использованию средств бюджета Шумиловского муниципального образования.

Просит суд признать недействительным договор оказания услуг № 38 от 20.10.2021, заключенный между МКУК «Шумиловский КДЦ Братского района» и Скобелевым Н.А.; применить последствия недействительности сделки в виде взыскания со Скобелева Н.А. в бюджет Шумиловского муниципального образования денежных средств в размере 32 855,50 руб.

В судебном заседании старший помощник прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд исковые требования удовлетворить.

Ответчик - МКУК «Шумиловский КДЦ Братского района» в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом; директор МКУК «Шумиловский КДЦ Братского района» Скобелева Т.И., действующая на основании прав по должности, представила заявление с просьбой рассмотреть данное гражданское дело в ее отсутствие, а также о признании в полном объеме исковых требований прокурора Братского района Иркутской области в интересах Шумиловского муниципального образования к МКУК «Шумиловский КДЦ Братского района», Скобелеву Н.А. о признании недействительным договора оказания услуг № 38 от 20.10.2021, заключенного между МКУК «Шумиловский КДЦ Братского района» и Скобелевым Н.А.; применении последствий недействительности сделки в виде взыскания со Скобелева Н.А. в бюджет Шумиловского муниципального образования денежных средств в размере 32 855,50 руб. Последствия признания исковых требований, предусмотренные ст. ст. 39, 173, 198 ГПК РФ, ей разъяснены и понятны.

Ответчик - Скобелев Н.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом; представил заявление с просьбой рассмотреть данное гражданское дело в его отсутствие, а также о признании в полном объеме исковых требований прокурора Братского района Иркутской области в интересах Шумиловского муниципального образования к МКУК «Шумиловский КДЦ Братского района», Скобелеву Н.А. о признании недействительным договора оказания услуг № 38 от 20.10.2021, заключенного между МКУК «Шумиловский КДЦ Братского района» и Скобелевым Н.А.; применении последствий недействительности сделки в виде взыскания со Скобелева Н.А. в бюджет Шумиловского муниципального образования денежных средств в размере 32 855,50 руб. Последствия признания исковых требований, предусмотренные ст. ст. 39, 173, 198 ГПК РФ, ему разъяснены и понятны.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация Шумиловского сельского поселения в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Суд, с учетом мнения старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 173 ГПК РФ заявление о признании иска ответчиком заносятся в протокол судебного заседания, и подписывается ответчиком. В случае, если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.

Согласно ч. 2 ст. 173 ГПК РФ суд разъясняет ответчику последствия признания иска.

Ответчики - МКУК «Шумиловский КДЦ Братского района» в лице директора Скобелевой Т.И., действующей на основании прав по должности, Скобелев Н.А., реализуя свое процессуальное право, представили в суд письменные заявления, в которых в полном объеме признали исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах Шумиловского муниципального образования к МКУК «Шумиловский КДЦ Братского района», Скобелеву Н.А. о признании недействительным договора оказания услуг № 38 от 20.10.2021, заключенного между МКУК «Шумиловский КДЦ Братского района» и Скобелевым Н.А.; применении последствий недействительности сделки в виде взыскания со Скобелева Н.А. в бюджет Шумиловского муниципального образования денежных средств в размере 32 855,50 руб. Последствия признания исковых требований, предусмотренные ст. ст. 39, 173, 198 ГПК РФ, им понятны.

В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии с ч. 4.1 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Учитывая, что ответчики - МКУК «Шумиловский КДЦ Братского района» в лице директора Скобелевой Т.И., действующей на основании прав по должности, Скобелев Н.А., исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах Шумиловского муниципального образования к МКУК «Шумиловский КДЦ Братского района», Скобелеву Н.А. о признании недействительным договора оказания услуг № 38 от 20.10.2021, заключенного между МКУК «Шумиловский КДЦ Братского района» и Скобелевым Н.А.; применении последствий недействительности сделки в виде взыскания со Скобелева Н.А. в бюджет Шумиловского муниципального образования денежных средств в размере 32 855,50 руб., признали в полном объеме, признание иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять признание иска ответчиками.

Руководствуясь ст. ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Принять от ответчиков - Муниципального казенного учреждения культуры «Шумиловский культурно-досуговый центр Братского района» в лице директора Скобелевой Татьяны Иосифовны, действующей на основании прав по должности, Скобелева Николая Анатольевича, признание иска.

Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах Шумиловского муниципального образования удовлетворить.

Признать договор оказания услуг № 38 от 20.10.2021, заключенный между Муниципальным казенным учреждением культуры «Шумиловский культурно-досуговый центр Братского района» и Скобелевым Николаем Анатольевичем, недействительным.

Применить последствия недействительности сделки по договору оказания услуг № 38 от 20.10.2021, заключенному между Муниципальным казенным учреждением культуры «Шумиловский культурно-досуговый центр Братского района» и Скобелевым Николаем Анатольевичем.

Взыскать со Скобелева Николая Анатольевича в бюджет Шумиловского муниципального образования денежные средства, уплаченные по договору оказания услуг № 38 от 20.10.2021, заключенному между Муниципальным казенным учреждением культуры «Шумиловский культурно-досуговый центр Братского района» и Скобелевым Николаем Анатольевичем, в размере 32 855,50 руб.

Взыскать со Скобелева Николая Анатольевича в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 1 185,66 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ф.С. Куклин

Мотивированное решение изготовлено 02.06.2022.

2-461/2022 ~ М-430/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Братского района Иркутской области
Ответчики
МКУК "Шумиловский КДЦ Братского района"
Скобелев Николай Анатольевич
Другие
Администрация Шумиловского сельского поселения
Суд
Братский районный суд Иркутской области
Судья
Куклин Федор Сергеевич
Дело на сайте суда
bratski--irk.sudrf.ru
12.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.04.2022Передача материалов судье
14.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2022Судебное заседание
26.05.2022Судебное заседание
02.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2022Дело оформлено
14.09.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее