УИД 75RS0029-01-2024-000507-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июня 2024 год г. Нерчинск
Нерчинский районный суд Забайкальского края
В составе председательствующего - судьи Помулевой Н.А.,
при секретаре Плотниковой С.В.,
с участием представителя процессуального истца - помощника прокурора Нерчинского района Забайкальского края по поручению Мыдыгмаевой Б.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-270/2024
по иску Читинского межрайонного природоохранного прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Нергеопром» об обязании провести компенсационные мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов,
УСТАНОВИЛ:
И.о. Читинского межрайонного природоохранного прокурора, в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Нергеопром» об обязании провести компенсационные мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов.
В обоснование требований прокурор указал, что Читинской межрайонной природоохранной прокуратурой при осуществлении возложенных надзорных полномочий выявлены факты непроведения ООО «Нергеопром» компенсационных мероприятий по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов.
Во исполнение требований Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Правил согласовывания Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от *** №, ООО «Нергеопром» при осуществлении деятельности по добыче недр на основании лицензии ЧИТ 01721 БЭ разработана проектная документация «Отработка запасов месторождения россыпного золота ,,,», в которой проведена оценка негативного воздействия производства работ на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания предусмотрены мероприятия по устранению, последствий данного негативного воздействия и получено заключение АБТУР от 28.10.2016 № ИС- 3242 о согласовании осуществления указанной деятельности (далее - заключение № ИС-3242).
Аналогичная работа проведена по следующим лицензиям на право пользования недрами:
лицензия ЧИТ 01813 БР получено заключение АБТУР от 28.10.2016 № ИС-3241 о согласовании осуществления указанной деятельности по объекту «Отработка запасов месторождения россыпного золота Право-Пешково» (далее - заключение № ИС-3241);
лицензия ЧИТ 02528 БЭ получено заключение АБТУР от 28.10.2016 № ИС-3203 о согласовании осуществления указанной деятельности по объекту «Доработка остаточных запасов участка № 1 месторождения россыпного золота ,,, между разведочными линиями 148-235» (далее — заключение № ИС- 3203);
лицензия ЧИТ 01815 БЭ получено заключение АБТУР от 28.10.2016 № ИС-3202 о согласовании осуществления указанной деятельности по объекту «Отработка остаточных запасов участка № 1 месторождения россыпного золота ,,, (в том числе в санитарно-защитной зоне сел Волочаевка Пешково, Кулакове, в связи с изменением её ширины с 500 м до 100 м)» (далее - заключение № ИС-3202).
В соответствии с условиями указанных заключений является выполнение компенсационных мероприятий, предусмотренных проектом, в соответствии с Правилами организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 645 и приказа Росрыболовства от 21.01.2009 № 19 «Об осуществлении искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения в целях компенсации ущерба водным биологическим ресурсам и среде их обитания», действовавших на момент согласования указанной деятельности
Согласно заключению № ИС-3242 величина вреда, причиненного водным биологическим ресурсам и среде их обитания, составляет 0,4142 т. рыбы, для восстановления причиненного вреда необходимо проведение компенсационных мероприятий по восстановлению водных биологических ресурсов в виде искусственного воспроизводства и выпуск молоди пеляди штучной навеской 0,5 гр. в количестве 36982 экз. в Ивано-Арахлейские озера Забайкальского края.
В соответствии с заключением № ИС-3241 величина вреда причиненного водным биологическим ресурсам и среде их обитания, составляет 0,4047 т. рыбы, для восстановления причиненного вреда необходимо проведение компенсационных мероприятий по восстановлению водных биологических ресурсов в виде искусственного воспроизводства и выпуск молоди пеляди штучной навеской 0,5 гр. в количестве 36134 экз. в Ивано-Арахлейские озера Забайкальского края.
По заключению № ИС-3203 величина вреда причиненного водным биологическим ресурсам и среде их обитания, составляет 0,4866 т. рыбы, для восстановления причиненного вреда необходимо проведение компенсационных мероприятий по восстановлению водных биологических ресурсов в виде искусственного воспроизводства и выпуск молоди пеляди штучной навеской 0,5 гр. в количестве 43446 экз. в Ивано-Арахлейские озера Забайкальского края.
По заключению № ИС-3202 величина вреда причиненного водным биологическим ресурсам и среде их обитания, составляет 0,6051 т. рыбы, для восстановления причиненного вреда необходимо проведение компенсационных мероприятий по восстановлению водных биологических ресурсов в виде искусственного воспроизводства и выпуск молоди пеляди штучной навеской 0,5 гр. в количестве 54027 экз. в Ивано-Арахлейские озера Забайкальского края.
Проверкой установлено, что срок действия лицензии ЧИТ 01813 БР, на основании которой получено заключение № ИС-3241 истек 30.11.2019. Приказом Дальнедра от 31.01.2020 № 201 лицензия ЧИТ 01813 БР исключена из Государственного реестра лицензий в связи истечением срока действия.
По заключению № ИС-3242 установлено, что лицензия ЧИТ 01721 БЭ, выданная ООО «Десна» 21.07.2006 на основании приказа Центрсибнедра от 13.11.2014 № 670 переоформлена на ООО «Нергеопром» и выдана лицензия ЧИТ 02527 БЭ.
Протоколом Дальнедра от 19.10.2023 № 508-3 (ст. 5-7) лицензия ЧИТ 02527. БЭ переоформлена на ООО ГРК «ЗАБГОЛД» и 08.11.2023 выдана лицензия ЧИТ 019224 БЭ.
По заключению № ИС-3203 установлено, что протоколом ТКР Центрсибнедра от 17.04.2019 № 10-09-56/19-19-заб ООО «Нергеопром» по лицензии ЧИТ 02528 БЭ проектная документация «Доработка остаточных запасов участка № 1 месторождения россыпного золота ,,, между разведочными линиями 148-235» отменена, согласована новая проектная документация «Отработка остаточных запасов участка № 1 месторождения россыпного золота ,,,».
По заключению № ИС-3202 установлено, что протоколом ТКР Центрсибнедра от 04.07.2018 № 10-09-56/56-18-заб ООО «Нергеопром» по лицензии ЧИТ 018138 БЭ проектная. документация «Отработка остаточных запасов участка № 1 месторождения россыпного золота ,,, (в том числе в санитарно-защитной зоне сел Волочаевка, Пешково, Кулаково, в связи с изменением её ширины с 500 м до 100м)» отменена, согласована новая проектная документация «Доработка остаточных запасов месторождения россыпного золота ,,,».
Однако, ООО «Нергеопром» в настоящее время не осуществляет деятельность по заключениям №№ ИС-3202, ИС-3203, ИС-3241, ИС-3242.
В соответствии с п. 3 Правил организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2014 № 99, искусственное воспроизводство водных биоресурсов осуществляется в соответствии с планами искусственного воспроизводства водных биоресурсов, утвержденными Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Порядком подготовки и утверждения планов искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, утвержденным приказом Минсельхоза России от 20.10.2014 № 395, предусмотрено, что подготовку и утверждение планов искусственного воспроизводства водных биоресурсов осуществляет Федеральное агентство по рыболовству и его территориальные органы.
Территориальный орган Федерального агентства по рыболовству утверждает Планы для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, планирующих осуществлять искусственное воспроизводство без предоставления водных биоресурсов, в пользование в целях осуществления искусственного воспроизводства за счет собственных средств и компенсации ущерба, причиненного, водным биоресурсам, и среде их обитания при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, в случае согласования указанной деятельности соответствующими территориальными органами Федерального агентства по рыболовству.
В Планы включаются объем и состав работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов на основании заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей об осуществлении искусственного воспроизводства водных биоресурсов без предоставления водных биоресурсов в пользование (далее - заявление на воспроизводство), поданных в порядке, установленном в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 45 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
По информации Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ООО «Нергеопром» компенсационные мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов-по заключениям №№ ИС-3202, ИС-3203, ИС-3241, ИС-3242 не проведены, что является нарушением ч. 1 ст. 50, ст. 45 Федерального закона № 166-ФЗ.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 166-ФЗ водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением водных биоресурсов, обитающих в прудах, обводненных карьерах, которые могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности.
Таким образом, непроведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среду их обитания посредством искусственного воспроизводства причиняет ущерб водным биологическим ресурсам, что нарушает законные интересы Российской Федерации.
Обратившись с исковым заявлением и.о. Читинского межрайонного природоохранного прокурора просил суд обязать общество с ограниченной ответственность «Нергеопром» (ИНН 7513005938, ОГРН 1023801749212) в установленном законом порядке, в срок до 31.12.2024 провести компенсационные мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов, предусмотренные заключениями Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о согласовании деятельности от 26.10.2016 № № ИС-3202, ИС-3203, ИС-3241, ИС-3242.
В судебном заседании представитель истца помощник Нерчинского районного прокурора Мыдыгмаева Б.З., действующая на основании поручения Читинского межрайонного природоохранного прокурора, иск поддержала в полном объеме, по изложенным в исковом заявлении основаниям, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству по доверенности С.А. Яковлева просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Нергеопром» по доверенности И.А. Федотов в судебное заседание не явился, направил отзыв на иск, в котором просил в иске прокурору отказать в полном объеме в связи с тем, что приказом Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству № 126 от 10.11.2023 внесены изменения в План искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов для Байкальского рыбохозяйственного бассейна на 2024 год, в соответствии с которым план выпуска молоди по согласованиям № ИС-3202 в количестве 54027 экз., № 3203 в количестве 43446 экз., № ИС-3241 в количестве 36134 экз., № ИС-3242 в количестве 36982 экз. в части срока продлен до 31.10.2024. Таким образом, срок исполнения данного обязательства на данный момент ООО «Нергеопром» не нарушило. Считает, что прокурор обратился в суд с данным иском. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО «Нергеопром».
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика и третьего лица.
Заслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 166-ФЗ водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением водных биоресурсов, обитающих в прудах, обводненных карьерах, которые могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон №. 7-ФЗ) установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.
Согласно статье 34 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде.
Частью 1 статьи 42 Водного кодекса Российской Федерации при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно части 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статьей 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Частями 1 и 2 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных - биологических ресурсов» (далее - Федеральный закон № 166-ФЗ) установлено, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Вышеуказанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов, оказывающих влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, осуществляется Федеральным агентством по рыболовству (Росрыболовство) в соответствии с Правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 384, в лице территориальных органов. На территории Забайкальского края данное согласование осуществляет Ангаро-Байкальское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству.
Таким образом, субъекты хозяйственной деятельности, независимо от организационно-правовых форм собственности, до начала осуществления хозяйственной или иной деятельности в пределах водоохраной зоны водного объекта, в целях предотвращения или снижения воздействия такой деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания, обязаны согласовать проведение работ с территориальным органом Росрыболовства.
Согласно части 3 статьи 50 Федерального закона № 166-ФЗ меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Положения о мерах по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380 (далее - Положение), мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются:
а) отображение в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий границ зон с особыми условиями использования территорий (водоохранных и рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон) с указанием ограничений их использования;
б) оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания;
в) производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания;
г) предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов;
д) установка эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания биоресурсов в водозаборные сооружения и оборудование гидротехнических сооружений рыбопропускными сооружениями в случае, если планируемая деятельность связана с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения и (или) строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений;
е) выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых, миграций);
ж) определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия;
з) проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.
Пунктом 4 Положения установлено, что при архитектурно-строительном проектировании, а также планировании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе, индивидуальные предприниматели, обеспечивают предусмотренную подпунктом «б» пункта 2 настоящего Положения оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии c пунктом 3 статьи 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
При установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, указанной в подпункте «б» пункта 2 настоящего Положения, прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных подпунктами «в» - «з» настоящего Положения (пункт 5 Положения о мерах по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания).
Мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, предусмотренные подпунктом «з» пункта 2 Положения (включая содержание и эксплуатацию указанных в этом подпункте производственных мощностей), осуществляются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов (п. 7 Положения).
Федеральным законом от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что к водным биологическим ресурсам (водные биоресурсы) относятся рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы (пункт 1 части 1 статьи 1 Закона №166-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 45 Закона №166-ФЗ искусственное воспроизводство водных биоресурсов обеспечивается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и подведомственными ему федеральными государственными бюджетными учреждениями, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основании государственных контрактов или договоров на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в соответствии с планами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Порядок подготовки и утверждения планов искусственного воспроизводства водных биоресурсов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Таким образом, сроком окончания проведения компенсационных мероприятий является прекращение негативного воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания от производства работ.
Одним из видов деятельности ООО «Нергеопром» является деятельность по добыче недр (л.д. 76-122).
ООО «Нергеопром» при осуществлении деятельности по добыче недр на основании лицензии ЧИТ 01721 БЭ разработана проектная документация «Отработка запасов месторождения россыпного золота ,,,», в которой проведена оценка негативного воздействия производства работ на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания предусмотрены мероприятия по устранению, последствий данного негативного воздействия и получено заключение АБТУР от 28.10.2016 № ИС-3242 о согласовании осуществления указанной деятельности (заключение № ИС-3242).
Аналогичная работа проведена по следующим лицензиям на право пользования недрами:
лицензия ЧИТ 01813 БР получено заключение АБТУР от 28.10.2016 № ИС-3241 о согласовании осуществления указанной деятельности по объекту «Отработка запасов месторождения россыпного золота Право-Пешково» (заключение № ИС-3241);
лицензия ЧИТ 02528 БЭ получено заключение АБТУР от 28.10.2016 № ИС-3203 о согласовании осуществления указанной деятельности по объекту «Доработка остаточных запасов участка № 1 месторождения россыпного золота ,,, между разведочными линиями 148-235» (заключение № ИС- 3203);
лицензия ЧИТ 01815 БЭ получено заключение АБТУР от 28.10.2016 № ИС-3202 о согласовании осуществления указанной деятельности по объекту «Отработка остаточных запасов участка № 1 месторождения россыпного золота ,,, (в том числе в санитарно-защитной зоне сел Волочаевка Пешково, Кулакове, в связи с изменением её ширины с 500 м до 100 м)» (заключение № ИС-3202) (л.д. 33-75).
В соответствии с условиями указанных заключений является выполнение компенсационных мероприятий, предусмотренных проектом, в соответствии с Правилами организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 645 и приказа Росрыболовства от 21.01.2009 № 19 «Об осуществлении искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения в целях компенсации ущерба водным биологическим ресурсам и среде их обитания», действовавших на момент согласования указанной деятельности.
Согласно заключению № ИС-3242 величина вреда, причиненного водным биологическим ресурсам и среде их обитания, составляет 0,4142 т. рыбы, для восстановления причиненного вреда необходимо проведение компенсационных мероприятий по восстановлению водных биологических ресурсов в виде искусственного воспроизводства и выпуск молоди пеляди штучной навеской 0,5 гр. в количестве 36982 экз. в Ивано-Арахлейские озера Забайкальского края (л.д. 13-17).
В соответствии с заключением № ИС-3241 величина вреда причиненного водным биологическим ресурсам и среде их обитания, составляет 0,4047 т. рыбы, для восстановления причиненного вреда необходимо проведение компенсационных мероприятий по восстановлению водных биологических ресурсов в виде искусственного воспроизводства и выпуск молоди пеляди штучной навеской 0,5 гр. в количестве 36134 экз. в Ивано-Арахлейские озера Забайкальского края (л.д. 18-22).
По заключению № ИС-3203 величина вреда причиненного водным биологическим ресурсам и среде их обитания, составляет 0,4866 т. рыбы, для восстановления причиненного вреда необходимо проведение компенсационных мероприятий по восстановлению водных биологических ресурсов в виде искусственного воспроизводства и выпуск молоди пеляди штучной навеской 0,5 гр. в количестве 43446 экз. в Ивано-Арахлейские озера Забайкальского края (л.д. 23-27).
По заключению № ИС-3202 величина вреда причиненного водным биологическим ресурсам и среде их обитания, составляет 0,6051 т. рыбы, для восстановления причиненного вреда необходимо проведение компенсационных мероприятий по восстановлению водных биологических ресурсов в виде искусственного воспроизводства и выпуск молоди пеляди штучной навеской 0,5 гр. в количестве 54027 экз. в Ивано-Арахлейские озера Забайкальского края (л.д. 28-32).
Проверкой установлено, что срок действия лицензии ЧИТ 01813 БР, на основании которой получено заключение № ИС-3241 истек 30.11.2019. Приказом Дальнедра от 31.01.2020 № 201 лицензия ЧИТ 01813 БР исключена из Государственного реестра лицензий в связи истечением срока действия.
По заключению № ИС-3242 установлено, что лицензия ЧИТ 01721 БЭ, выданная ООО «Десна» 21.07.2006 на основании приказа Центрсибнедра от 13.11.2014 № 670 переоформлена на ООО «Нергеопром» и выдана лицензия ЧИТ 02527 БЭ.
Протоколом Дальнедра от 19.10.2023 № 508-3 (ст. 5-7) лицензия ЧИТ 02527. БЭ переоформлена на ООО ГРК «ЗАБГОЛД» и 08.11.2023 выдана лицензия ЧИТ 019224 БЭ.
По заключению № ИС-3203 установлено, что протоколом ТКР Центрсибнедра от 17.04.2019 № 10-09-56/19-19-заб ООО «Нергеопром» по лицензии ЧИТ 02528 БЭ проектная документация «Доработка остаточных запасов участка № 1 месторождения россыпного золота ,,, между разведочными линиями 148-235» отменена, согласована новая проектная документация «Отработка остаточных запасов участка № 1 месторождения россыпного золота ,,,».
По заключению № ИС-3202 установлено, что протоколом ТКР Центрсибнедра от 04.07.2018 № 10-09-56/56-18-заб ООО «Нергеопром» по лицензии ЧИТ 018138 БЭ проектная документация «Отработка остаточных запасов участка № 1 месторождения россыпного золота ,,, (в том числе в санитарно-защитной зоне сел Волочаевка, Пешково, Кулаково, в связи с изменением её ширины с 500 м до 100 м)» отменена, согласована новая проектная документация «Доработка остаточных запасов месторождения россыпного золота ,,,».
Согласно п. 7 Положения мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий, осуществляются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов.
Мероприятия по устранению последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства биоресурсов осуществляются в порядке, устанавливаемом в соответствии со ст. 45 Федерального закона № 166-ФЗ.
Статьей 45 Федерального закона 166-ФЗ установлено, что Порядок организации искусственного воспроизводства водных биоресурсов устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Правил организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2014 № 99, искусственное воспроизводство водных биоресурсов осуществляется в соответствии с планами искусственного воспроизводства водных биоресурсов, утвержденными Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Порядком подготовки и утверждения планов искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, утвержденным приказом Минсельхоза России от 20.10.2014 № 395, предусмотрено, что подготовку и утверждение планов искусственного воспроизводства водных биоресурсов осуществляет Федеральное агентство по рыболовству и его территориальные органы.
Территориальный орган Федерального агентства по рыболовству утверждает Планы для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, планирующих осуществлять искусственное воспроизводство без предоставления водных биоресурсов, в пользование в целях осуществления искусственного воспроизводства за счет собственных средств и компенсации ущерба, причиненного, водным биоресурсам, и среде их обитания при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, в случае согласования указанной деятельности соответствующими территориальными органами Федерального агентства по рыболовству.
В Планы включаются объем и состав работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов на основании заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей об осуществлении искусственного воспроизводства водных биоресурсов без предоставления водных биоресурсов в пользование (далее - заявление на воспроизводство), поданных в порядке, установленном в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 45 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
По информации Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ООО «Нергеопром» компенсационные мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов-по заключениям №№ ИС-3202, ИС-3203, ИС-3241, ИС-3242 не проведены, что является нарушением ч. 1 ст. 50, ст. 45 Федерального закона № 166-ФЗ.
Согласно представленных ответчиком договоров на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов в целях компенсации ущерба, причиненного водным биоресурсам и среде их обитания заключенных между ООО «Нергеопром» и Ангаро-Байкальским территориальным Управлением Федерального агентства по рыболовству, заключенных 13.11.2023 за № 16-К/2024, № 20-К/2024, № 19-К/2024, № 18-К/2024, сроки исполнения компенсационных мероприятий, а именно выпуска молоди установлены до 31.10.2024 (л.д. 137-143).
Таким образом, в настоящее время ООО «Нергеопром» мероприятия по устранению, последствий негативного воздействия деятельности по добыче недр на указанных участках не произведена.
В силу ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституции Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона РФ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением водных биоресурсов, обитающих в прудах, обводненных карьерах, которые могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности.
Не проведение ответчиком ООО «Нергеопром» мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среду их обитания посредством искусственного воспроизводства причиняет ущерб водным биологическим ресурсам, что нарушает законные интересы Российской Федерации.
Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, принимая во внимание юридически значимые обстоятельства, приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора.
Ссылка представителя ответчика на то, что сроки исполнения данной обязанности еще не истекли, сама по себе говорит о том, что такая обязанность существует. Заключение договоров, а также включение в план мероприятий по искусственному воспроизводству и выпуску молоди на 2024 год, гарантией исполнения указанной обязанности по проведению компенсационных мероприятий не является. Решение суда в данном случае послужит гарантом исполнения ответчиком установленной законом обязанности.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, ст. 199, ст. 206 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Читинского межрайонного природоохранного прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Нергеопром» об обязании провести компенсационные мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов - удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственность «Нергеопром» (ИНН 7513005938, ОГРН 1023801749212) в установленном законом порядке, в срок до 31.12.2024 провести компенсационные мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов, предусмотренные заключениями Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о согласовании деятельности от 26.10.2016 № ИС-3202, ИС-3203, ИС-3241, ИС-3242.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке, апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос, о правах и обязанностях которых, не был разрешен судом.
Апелляционные жалобы подаются через Нерчинский районный суд Забайкальского края в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий -
Мотивированное решение изготовлено 10 июня 2024 года.