Дело № 2а-89/2019
УИД 69RS0027-01-2019-000184-28
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 ноября 2019 года поселок городского типа Сандово
Тверская область
Сандовский районный суд Тверской области в составе председательствующего и.о. судьи Глебова С.А.
Рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Сандовского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Сандовский район» Тверской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Сандовский район» Тверской области в связи с непринятием мер по организации сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов и мусора, несанкционированно расположенных на землях населенного пункта поселка Сандово в 200-х метрах в юго-западном направлении от территории ИП Жесткова А.И. по адресу п. Сандово, ул. Заводская, д. 5 и о возложении обязанности организовать сбор и вывоз твердых коммунальных отходов и мусора,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Сандовского района, в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивировав его следующим.
Прокуратурой проведена проверка исполнения законов в сфере регулирования сбора, хранения, захоронения твердых бытовых и промышленных отходов.
В ходе проведенной проверки установлено, что на землях населенного пункта поселка Сандово (кадастровый номер 69:28:0070156) в 200-х метрах в юго-западном направлении от территории пилорамы ИП Жесткова А.И. по адресу п. Сандово, ул. Заводская, д. 5 наличествуют отходы деревообработки (горбыль) 150 куб. м., а также имеются кучи щепы, коры деревьев 150 куб. м., наличие которых нарушает права граждан на охрану здоровья, поддержание благоприятной окружающей природной среды.
Обращение в суд в порядке ст. 39 КАС РФ, в защиту прав неопределенного круга лиц, мотивировано невозможностью определить конкретное количество лиц, права которых нарушены.
Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Сандовский район» Тверской области и возложить организовать сбор и вывоз твердых коммунальных отходов и мусора, несанкционированно расположенных на землях населенного пункта поселка Сандово в 200-х метрах в юго-западном направлении от территории ИП Жесткова А.И. по адресу п. Сандово, ул. Заводская, д. 5.
Административный истец – прокурор Сандовского района Тверской области просил о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства и в судебное заседание не явился.
Административный ответчик представитель администрации Сандовского района Тверской области, осведомленный о наличии данного дела в суде, с исковыми требованиями прокурора согласился в полном объеме, не возражал против рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства, в судебное заседание не явился.
Представитель заинтересованного лица – администрации муниципального образования городского поселения «Поселок Сандово» Тверской области, осведомленный о наличии данного дела в суде, возражений не представил, в судебное заседание не явился.
Исследовав материалы дела, оценив допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Положения ст.ст.41,42 Конституции Российской Федерации закрепили право каждого на благоприятную окружающую среду, экологическое и санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Аналогичные положения закреплены в ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды», в ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В соответствии с ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно положениям ч.2 ст.2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
При этом, в ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды», закреплено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды и т.д.
В соответствии с п.18 соглашения № 1 от 27.12.2018 о передаче органам местного самоуправления Сандовского района части полномочий по решению вопросов местного значения органов местного самоуправления городского поселения «Поселок Сандово», «Городское поселение» передало Сандовскому району полномочия по решению вопросов местного значения в том числе: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору ) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно проведенной проверки, установлено, что в 200-х метрах в юго-западном направлении от территории ИП Жесткова А.И. по адресу п. Сандово, ул. Заводская, д. 5 наличествуют отходы деревообработки (горбыль) 150 куб. м., а также имеются кучи щепы, коры деревьев 150 куб. м. Указанная свалка образовалась в результате производственной деятельности ИП Жесткова А.И.
Наличие данной несанкционированной свалки, ответчиком не оспаривается.
В соответствии со ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений п.18 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Данная обязанность органов местного самоуправления поселения закреплена и ч.1 ст.8, ч. 2 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с ч.1 ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Администрацией муниципального образования «Сандовский район», на которую, в целях охраны окружающей среды, в соответствии с соглашением № 1 от 27.12.2018 Законом возложена обязанность по организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, должных мер по устранению образовавшей свалки, не предпринято, что нарушает права граждан (неопределенного круга лиц), на охрану здоровья, поддержание благоприятной окружающей природной среды.
Администрация муниципального образования «Сандовский район» Тверской области является исполнительно - распорядительным органом муниципального образования муниципального образования «Сандовский район» Тверской области и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения п. Сандово.
Таким образом, вышеуказанными правовыми нормами обязанность по решению вопросов местного значения, а именно по организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов городского поселения, возложена на органы местного самоуправления поселения.
Согласно акта проверки от 21.10.2019 прокуратурой Сандовского района выявлены нарушения на территории городского поселения «Поселок Сандово» района Тверской области, выразившиеся в наличии на землях населенного пункта поселка Сандово (кадастровый номер 69:28:0070156) в 200-х метрах в юго-западном направлении от территории пилорамы ИП Жесткова А.И. по адресу п. Сандово, ул. Заводская, д. 5 отходов деревообработки (горбыль) 150 куб. м., а также кучи щепы, коры деревьев 150 куб. м.
Ранее, а именно 16.09.2019 прокурором Сандовского района в адрес администрации Сандовского района направлялось представление об устранении нарушений действующего законодательства, выразившееся в непринятии мер по организации сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов и мусора, несанкционированно расположенных на землях населенного пункта поселка Сандово в 200-х метрах в юго-западном направлении от территории ИП Жесткова А.И. по адресу п. Сандово, ул. Заводская, д. 5.
Согласно ответа на представление от 10.10.2019 администрацией Сандовского района предприняты меры по уборке территории путем предоставления отходов населению в качестве социальной помощи (вывоз отходов деревообработки на дрова), а также путем контролируемого сжигания. Обязуются убрать территорию до 01.12.2019.
Анализируя исследованные доказательства, суд считает установленным, что в 200-х метрах в юго-западном направлении от территории пилорамы ИП Жесткова А.И. по адресу п. Сандово, ул. Заводская, д. 5 имеются отходы деревообработки (горбыль) 150 куб. м., а также кучи щепы, коры деревьев 150 куб. м. наличие которых нарушает права граждан на охрану здоровья, поддержание благоприятной окружающей природной среды.
Администрацией Сандовского района Тверской области полномочия по организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов, переданные администрацией городского поселения «Поселок Сандово» к осуществлению, исполняются ненадлежащим образом.
Таким образом, административные исковые требования прокурора о признании незаконным бездействия административного ответчика по организации по организации сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов и мусора и о возложении на него обязанности организовать сбор и вывоз твердых коммунальных отходов и мусора, несанкционированно расположенных на землях населенного пункта поселка Сандово в 200-х метрах в юго-западном направлении от территории ИП Жесткова А.И. по адресу п. Сандово, ул. Заводская, д. 5, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Решая вопрос о сроке исполнения решения суда, суд принимает во внимание возможные последствия не своевременного устранения нарушений, влияющих на права граждан на охрану здоровья, поддержание благоприятной окружающей природной среды и объем предстоящих работ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Сандовского района к администрации муниципального образования «Сандовский район» Тверской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Сандовский район» Тверской области в связи с непринятием мер по организации сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов и мусора, несанкционированно расположенных на землях населенного пункта поселка Сандово (кадастровый номер 69:28:007156) в 200-х метрах в юго-западном направлении от территории ИП Жесткова А.И. по адресу п. Сандово, ул. Заводская, д. 5 в количестве 150 куб. м. (отходы деревообработки (горбыль)), а также 150 куб. м. (отходы в виде щепы, коры деревьев).
Возложить на администрацию муниципального образования «Сандовский район» Тверской области обязанность организовать сбор и вывоз твердых коммунальных отходов и мусора, несанкционированно расположенных на землях населенного пункта поселка Сандово (кадастровый номер 69:28:007156) в 200-х метрах в юго-западном направлении от территории ИП Жесткова А.И. по адресу п. Сандово, ул. Заводская, д. 5 в количестве 150 куб. м. (отходы деревообработки (горбыль)), а также 150 куб. м. (отходы в виде щепы, коры деревьев) в срок до 31.12.2019.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Сандовский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий С.А. Глебов