РЕШЕНИЕ
г.Шадринск 22 мая 2020 года
Судья Шадринского районного суда Курганской области Антонов А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ГКУ «Управление социальной защиты населения №2» на постановление начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Курганской области Лазарева А.В. от 28 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении ГКУ «Управление социальной защиты населения №2», и на представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 28 февраля 2020 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Курганской области Лазарева А.В. от 28 февраля 2020 года ГКУ «Управление социальной защиты населения №2» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Кроме того, директору ГКУ «Управление социальной защиты населения №2» начальником отдела - главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Курганской области Лазаревым А.В. 28 февраля 2020 года внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Правонарушение выразилось в том, что коллективным договором ГКУ «Управление социальной защиты населения №2» не предусмотрена обязанность индексировать размер заработной платы работников в соответствии с условиями действующего законодательства. В нарушение требований ст.ст.130,134 ТК РФ, индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работникам ГКУ «Управление социальной защиты населения №2» в 2019 году не произведена.
Не согласившись с данным постановлением, а также представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, директор ГКУ «Управление социальной защиты населения №2» Захарова Л.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просит указанные акты отменить, указывая, что ГКУ «Управление социальной защиты населения №2» создано на основании постановления Правительства Курганской области от 09.12.2014 года № 471 и является государственным учреждением, функции и полномочия учредителя которого, от имени Курганской области, осуществляет Главное управление социальной защиты населения Курганской области. Источником финансирования деятельности ГКУ «Управление социальной защиты населения №2» являются средства областного бюджета. В связи с действующим законодательством, обязанность по включению в коллективный договор государственного учреждения, финансируемого из бюджета, положений об индексировании заработной платы работникам, отсутствует. Бюджетные ассигнования на текущую деятельность учреждений, подведомственных Главному управлению социальной защиты на 2019 год, в том числе и на заработную плату, утверждены Законом Курганской области от 27.12.2018 года №163 «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». Средства на индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работникам ГКУ «УСЗН №2» в 2019 году данным Законом не предусмотрены. Ввиду отсутствия в нормативных правовых актах, регулирующих оплату труда работников ГКУ «УСЗН №2», положений, предусматривающих осуществление ее индексации в 2019 году, у директора ГКУ «УСЗН №2» отсутствовали правовые основания для осуществления индексации заработной платы работников ГКУ «УСЗН №2».
В судебном заседании законный представитель ГКУ «Управление социальной защиты населения №2» Захарова Л.В. доводы жалобы поддержала, дополнительно пояснила, что поскольку ГКУ «УСЗН №2» не имеет своего бюджета, и денежные средства выделяются из областного бюджета, распределителем которых является Главное управление социальной защиты населения Курганской области, у ГКУ отсутствовала возможность самостоятельно произвести индексацию заработной платы работников ГКУ. Также, в соответствии с Трудовым кодексом РФ государственные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, однако нормативный правовой акт, предусматривающий индексацию заработной платы работников ГКУ в 2019 году, не принимался.
Представитель Государственной инспекции труда в Курганской области в судебное заседание также не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Предоставил письменный отзыв, согласно которому просил в удовлетворении жалобы отказать.
Исследовав представленные письменные доказательства, судья приходит к следующему.
Частью 1 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривается административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса.
В силу ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Согласно ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:
федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета
государственными учреждениями субъектов Российской Федерации -за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации
муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, на основании поручения Федеральной службы по труду и занятости от 30.12.2019 года№№ Государственной инспекцией труда в Курганской области проведена проверка исполнения действующего трудового законодательства в сфере соблюдения трудовых прав работников управлений социальной защиты населения, в ходе которых выявлен факт не произведения индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работникам ГКУ «Управление социальной защиты населения №2» в 2019 году.
Указанный факт послужил основанием для вынесения постановления начальником отдела - главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Курганской области Лазаревым А.В., в соответствии с которым ГКУ «Управление социальной защиты населения №2» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Кроме того, директору ГКУ «Управление социальной защиты населения №2» начальником отдела главным государственным
инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Курганской области Лазаревым А.В. 28 февраля 2020 года внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Вместе с тем, при рассмотрении дела об административном правонарушении и назначении наказания должностным лицом не учтено следующее.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В судебном заседании установлено, что действующая структура учреждений социальной защиты населения Курганской области определена Постановлением Правительства Курганской области №471 от 09.12.2014 года «О создании государственных казенных учреждений Курганской области».
Главное управление социальной защиты населения Курганской области является органом исполнительной власти Курганской области, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения, опеки и попечительства на территории Курганской области.
Государственные казенные учреждения «Управления социальной защиты населения» являются учреждениями, подведомственными Главному управлению социальной защиты населения Курганской области.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом (ч. 4).
Частью 7 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ установлено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Бюджетные ассигнования на текущую деятельность учреждений, подведомственных Главному управлению социальной защиты населения, в том числе и на заработную плату, утверждены Законом Курганской области №163 от 27.12.2018 года «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
Средства на индексацию заработной платы работникам государственных учреждений Курганской области в 2019 году данным законом не предусмотрены.
Признавая ГКУ «Управление социальной защиты населения №2» виновным в нарушении требований ст. 134 ТК РФ, выразившегося в том, что индексация заработной платы в 2019 году в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги учреждением не проводилась, должностным лицом не учтено, что ГКУ «Управление социальной защиты населения №2» является государственным казенным учреждением, финансируемым за счет субвенций из бюджета Курганской области, а использование бюджетных ассигнований на оплату труда финансируемых из областного бюджета, осуществляется в соответствии с правовыми актами Правительства Курганской области.
Соответственно ГКУ «Управление социальной защиты населения №2» не имело полномочий самостоятельно повышать уровень реального содержания заработной платы, включающего индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Данный факт также подтверждается Постановлением Правительства Курганской области от 12.12.2017 года №447 «О повышении заработной платы работников государственных учреждений Курганской области», согласно которому именно органы государственной власти субъектов наделены полномочиями по повышению, в том числе индексации, заработной платы работников государственных учреждений.
Кроме того, согласно ответу на запрос Министра труда и социальной защиты Курганской области от 03.02.2020 года №02-08-85, Правительство Курганской области сообщает, что в связи с предельным дефицитом бюджета Курганская область не может принять дополнительные расходные обязательства на повышение заработной платы работников, в том числе и работников казенных учреждений, подведомственных Главному управлению соцзащиты, за исключением категорий, обозначенных в указах Президента Российской Федерации и федеральных законах, что также исключает возможность ГКУ произвести индексацию заработной платы работников, поскольку казенное учреждение не вправе принимать на себя обязательства сверх доведенных до них лимитов бюджетных ассигнований.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Учитывая, что административным органом не доказано наличие в действиях ГКУ «Управление социальной защиты населения №2» состава административного правонарушения, судья считает необходимым постановление по делу об административном правонарушении отменить и производство по делу прекратить.
Поскольку судом по результатам рассмотрения жалобы установлено отсутствие в действиях ГКУ «Управление социальной защиты населения №2» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, следовательно, внесенное в адрес ГКУ «Управление социальной защиты населения №2» представление об устранении причин и условий способствовавших совершению данного административного правонарушения, является незаконным и необоснованным, в связи с чем оно также подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья,
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Курганской области Лазарева А.В. №45-20-ПР/1 от 28 февраля 2020 года о привлечении Государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения №2» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 28 февраля 2020 года, внесенное начальником отдела - главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Курганской области Лазаревым А.В. в адрес Государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения №2» - отменить, производство по делу - прекратить.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его получения в Курганский областной суд через Шадринский районный суд.
Судья А.С. Антонов