Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-423/2023 ~ М-352/2023 от 26.06.2023

Дело №2-423/2023

55RS0009-01-2023-000414-27

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июля 2023 года                             р.п. Большеречье

Большереченский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Костючко Ю.С.,

при секретаре судебного заседания Малининой Т.М.,

при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Петровской О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Большереченского района Омской области в защиту интересов муниципального образования к МБОУ «Могильно-Посельская СОШ» о возложении обязанности по обеспечению проведения обследования технического состояния здания силами специализированной организации,

УСТАНОВИЛ:

    Исполняющий обязанности прокурора Большереченского района Омской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов муниципального образования к МБОУ «Могильно-Посельская СОШ» о возложении обязанности по обеспечению проведения обследования технического состояния здания силами специализированной организации. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о муниципальной собственности, о градостроительной деятельности, о правах несовершеннолетних в деятельности МБОУ «Могильно-Посельская СОШ» установлено, что учреждение осуществляет деятельность в здании, расположенном по адресу: Омская область, Большереченский район, с.Могильно-Посельское, ул.Чехова, д.120А, принадлежащем на праве собственности Администрации Большереченского муниципального района, переданном образовательному учреждению в оперативное управление. Однако в нарушение Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст.210 ГК РФ, ч.ч.6,7,8,9 ст.55.24, ст.55.25 ГрК РФ, Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденного Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 г. № 312 (ВСН 58-88 (р), Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного Приказом Росстандарта от 27.12.2012 г. № 1984-ст, техническое обследование эксплуатируемого здания в установленном порядке силами специализированной организации не проводилось, что может привести к ухудшению состояния муниципального имущества, а также его повреждению. Для устранения допущенных нарушений в адрес руководителя МБОУ «Могильно-Посельская СОШ» прокурором района 27.03.2023 года внесено представление, из ответа на которое следует, что вышеуказанные мероприятия не проводились, ведется сбор коммерческих предложений от потенциальных исполнителей услуг для того, чтобы определить цену договора, данные средства будут заложены ПФХД на 2024 год. Просит суд обязать МБОУ «Могильно-Посельская СОШ» обеспечить в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу проведение обследования технического состояния здания, расположенного по адресу: Омская область Большереченский район, с.Могильно-Посельское, ул.Чехова, д.120А, силами специализированной организации.

Помощник прокурора Большереченского района Омской области Шаталина Д.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала, по изложенным в иске основаниям. Пояснив, что подтверждением того, что МБОУ «Могильно-Посельская СОШ» является лицом ответственным за эксплуатацию здания служат положения Устава, в котором указано на то, что при осуществлении права оперативного управления имуществом учреждение обязано не допускать ухудшения технического состояния имущества (за исключением ухудшений, связанных с нормативным износом в процессе эксплуатации), осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества. Согласилась с увеличением срока исполнения решения суда до одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика МБОУ «Могильно-Посельская СОШ», а также представители третьих лиц Администрации Большереченского муниципального района Омской области, Комитета по образованию Администрации Большереченского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимали, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом.

Администрация Большереченского муниципального района Омской области представила возражения на исковое заявление, в которых указали, что согласно п. 4.1. ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния, введенного в действие Приказом Госстандарта от 27.12.2012 № 1984-ст (далее - ГОСТ 31937-2011) обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.

Требования к специализированным организациям, проводящим обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений, определяются органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного строительного надзора.

Пунктом 4.2. ГОСТ 31937-2011 установлено, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят в соответствии с предварительно разработанными программами.

Таким образом, разработка данной программы является обязательным и необходимым условием для проведения обследования и мониторинга здания.

В свою очередь, в исковом заявлении и.о. прокурора Большереченского района не дана оценка данному пункту, не установлено кто и в каком порядке должен разрабатывать программу, сколько времени требуется на ее разработку. При этом, по мнению администрации, данное обстоятельство должно учитываться при вынесении решения, поскольку напрямую влияет на объем прав и обязанностей образовательной организации (утверждается она образовательной организацией или требуется волеизъявление иного лица). Кроме того, считают, что срок, необходимый для разработки программы, должен учитываться при установлении срока исполнения решения суда.

Также находят обращение прокурора в суд с исковым заявлением излишней мерой, поскольку в ответе на представление МБОУ «Могильно-Посельская COШ» было указано, что ведется сбор коммерческих предложений от потенциальных исполнителей услуг для определения цены договора и планируется предусмотреть данные денежные средства в ПФХД на 2024 год.

Помимо этого, обращают внимание суда на то, что в исковом заявлении и имеется ссылка на нормы Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ).

Однако Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 №985, в который входил ГОСТ 31937-2011, признан утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 № 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. № 985». В новый перечень ГОСТ 31937-2011 не входит.

Более того, ГОСТ 31937-2011 включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный Приказом Госстандарта от 02.04.2020 № 687 (п.110). На основании изложенного, просили суд в удовлетворении требований отказать, рассмотреть дело без участия представителя Администрации Большереченского муниципального района Омской области.

Комитет по образованию Администрации Большереченского муниципального района Омской области просили рассмотреть дело без участия их представителя и увеличить срок исполнения решения суда до 01.06.2023 года.

Выслушав участвующего в деле прокурора, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Определить круг лиц, права которых могут быть нарушены в данном случае, определить невозможно.

Согласно ст.ст.1,4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей, соблюдения гарантий их прав.

В соответствии с п.15 ч.3, п.2 ч.6, ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, за невыполнение или ненадлежащее выполнение которых, а также реализацию не в полном объеме образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

    В силу п.2 ч.3 вышеуказанной статьи Федерального закона №273-ФЗ к компетенции образовательной организации также отнесены материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

    Согласно п.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

    Действуя на основании ст.ст.215,216 ГК РФ, собственник, в частности, правомочен закрепить имущество, находящееся в муниципальной собственности, за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.

Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (ст.ст.294,296 ГК РФ).

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч.6 ст.55.24 ГрК РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

В частях 7,8 ст.55.24 ГрК РФ раскрываются понятия эксплуатационного контроля за техническим состоянием зданий, а также технического обслуживания и текущего ремонта зданий, сооружений.

В частности, эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

Согласно ч.9 ст.55.24 ГрК РФ эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.

Статьей 55.25 ГрК РФ установлено, что лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.

Если иное не предусмотрено федеральным законом, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.

Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 (вместе с ВСН 58-88 (р)) утверждены ведомственные строительные нормы Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», согласно п.3.1. которого техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории.

Контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики (п.3.2 Положения).

Результаты осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В этих документах должны содержаться: оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтах (п.3.9 Положения).

Статьей 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

В развитие указанных выше положений закона с 01.01.2014 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2012 года № 1984-ст в качестве национального стандарта Российской Федерации введен ГОСТ 31937-2011, который является нормативной основой для контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической безопасности зданий и сооружений.

Данный стандарт регламентирует требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности зданий и сооружений. Кроме того, настоящий стандарт распространяется на проведение работ, в частности по обследованию технического состояния зданий и сооружений для оценки возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости их восстановления и усиления конструкций.

Пункт 3.4 ГОСТ 31937-2011 определяет, что обследование технического состояния здания (сооружения) - это комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих конструкций и определения их фактической несущей способности.

При этом специализированная организация - это физическое или юридическое лицо, уполномоченное действующим законодательством на проведение работ по обследованиям и мониторингу зданий и сооружений (п. 3.5 ГОСТ 31937-2011).

Под оценкой технического состояния понимается установление степени повреждения и категории технического состояния строительных конструкций или зданий и сооружений в целом, включая состояние грунтов основания, на основе сопоставления фактических значений количественно оцениваемых признаков со значениями этих же признаков, установленных проектом или нормативным документом (п.3.8 ГОСТ 31937-2011).

Из п.4.1 ГОСТ 31937-2011 следует, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.

Требования к специализированным организациям, проводящим обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений, определяются органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного строительного надзора.

Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через 2 года после ввода их в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет (п.4.3 ГОСТ 31937-2011).

Согласно п.4.4. ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по инициативе собственника объекта.

Согласно п.5.1.2. ГОСТ 31937-2011 при обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния).

При обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются:- грунты основания, фундаменты, ростверки и фундаментные балки;- стены, колонны, столбы;- перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны и др.);- балконы, эркеры, лестницы, подкрановые балки и фермы;- связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжения конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания (п.5.1.3. ГОСТ 31937-2011).

По результатам обследования технического состояния здания составляют паспорт конкретного здания, если он не был составлен ранее, или проводят уточнения паспорта, если он был составлен ранее (пункт 5.1.19).

Таким образом, согласно указанным нормам права, обследование и мониторинг технического состояния здания образовательного учреждения должны проводиться не реже 1 раза в 10 лет, силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.

Из материалов дела следует, что МБОУ «Могильно-Посельская СОШ» является самостоятельным юридическим лицом, бюджетным учреждением.

Учредителем данного учреждения и собственником его имущества является Администрация Большереченского муниципального района Омской области. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Комитет по образованию администрации Большереченского муниципального района Омской области. Права собственника в отношении закрепленного за Учреждением имущества осуществляет в пределах своей компетенции Комитет по образованию администрации Большереченского муниципального района Омской области (п.1.5 Устава).

Образовательное учреждение расположено по адресу: Омская область, Большереченский район, с.Могильно-Посельское, ул.Чехова, д.120 А, в нежилом здании, принадлежащем муниципальному образованию Большереченский муниципальный район, закрепленном за МБОУ «Могильно-Посельская СОШ» на праве оперативного управления на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Большереченский район» № от 09.02.2005 года (л.д.45,68-69).

Из пункта 3.14 Устава образовательного учреждения следует, что именно образовательное учреждение является лицом ответственным за эксплуатацию здания, так как в Уставе указано, что при осуществлении права оперативного управления имуществом учреждение обязано не допускать ухудшения технического состояния имущества (за исключением ухудшений, связанных с нормативным износом в процессе эксплуатации), осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества.

В ходе проведенной прокурором проверки установлен факт отсутствия проведения специализированными организациями в порядке, предусмотренными приведенными выше частями 1 и 2 ст. 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент зданий и сооружений», пунктами 4.1., 4.3., 4.4. ГОСТа 31937-2011 обследования технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения в соответствии с требованиями законодательства и государственных стандартов.

В связи с выявленными нарушениями, Прокурором Большереченского района в адрес директора МБОУ «Могильно-Посельская СОШ» внесено представление.

Доказательств устранения выявленных нарушений суду представлено не было, ответчиком данное обстоятельство не оспаривалось.

При указанных обстоятельствах суд находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Указание в возражениях на иск на добровольный характер требований ГОСТа 31937-2011 правового значения не имеет, поскольку выявленные нарушения препятствуют безопасной эксплуатации здания школы, создают потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровья обучающихся детей.

При определении срока исполнения решения суда суд находит разумным его установление до 01.06.2024 года, ввиду того, что для его исполнения требуется выделение денежных средств.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

     Исковые требования прокурора Большереченского района Омской области удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Могильно-Посельская средняя общеобразовательная школа» обеспечить до 01.06.2024 года проведение обследования технического состояния здания, расположенного по адресу: Омская область, Большереченский район, с.Могильно-Посельское, ул.Чехова, д.120 А, силами специализированной организации.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Большереченский районный суд Омской области в течении месяца со дня принятия его в окончательной форме.

    Судья          Ю.С. Костючко

2-423/2023 ~ М-352/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Большереченского района
Ответчики
МБОУ "Могильно-Посельская СОШ"
Другие
Комитет по образованию Администрации Большереченского муниципального района Омской области
Администрация Большереченского муниципального района Омской области
Суд
Большереченский районный суд Омской области
Судья
Костючко Ю.С.
Дело на сайте суда
bolsherechencourt--oms.sudrf.ru
26.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.06.2023Передача материалов судье
27.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2023Подготовка дела (собеседование)
06.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.07.2023Судебное заседание
21.07.2023Судебное заседание
24.07.2023Судебное заседание
25.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2023Дело оформлено
30.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее