Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1617/2024 (2-6679/2023;) от 05.12.2023

УИД 32RS0027-01-2023-000663-65

Дело № 2-1617/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2024 года            гор. Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе

председательствующего судьи Сочень Т.Ю.

при секретаре     Нехаевой Ю.А.,

с участием представителя истца, действующего на основании доверенности № 88-2023 от 01.09.2023, и.о. старшего помощника прокурора Фокинского района г. Брянска Бушма В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Фокинского района г. Брянска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Фокинского района города Брянска обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации, Комитету по ЖКХ Брянской городской администрации об обязании поставить на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости, водопровод (ул. Транспортная, 24), ссылаясь на то, что проведенной прокуратурой района проверкой исполнения законодательства в сфере учета бесхозяйных объектов водоснабжения, выявлены нарушения в части непринятия мер по постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, а также по принятию в муниципальную собственность указанных объектов. Согласно данным на территории Фокинского района г. Брянска имеется объект водоснабжения, по которому на протяжении длительного времени не принято мер по постановке его на учет в качестве бесхозяйного - водопровод (протяженностью 0,068 км.) по адресу г. Брянск, ул. Транспортная, д. 24. На основании изложенного, истец просил обязать Брянскую городскую администрацию в пределах своей компетенции выполнить мероприятия, связанные с постановкой на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости - водопровод (протяженностью 0,068 км.) по адресу г. Брянск, ул. Транспортная, д. 24.

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены ППК «Роскадастр», ООО «Прометей».

Определением суда от 15.06.2023 года производство по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Фокинского района г. Брянска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий в части требований к ответчику Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации прекращено, в связи с отказом представителя истца от исковых требований к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации. Комитет исключен из числа соответчиков по гражданскому делу, привлечен в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.

Дело рассмотрено на основании ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителя ответчика Брянской городской администрации, представителей третьих лиц: Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации, МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, Управления имущественных отношений Брянской области, Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, МУП «Брянский городской водоканал», Управления Росреестра по Брянской области, ППК «Роскадастр», ООО «Прометей», надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания, не сообщивших суду об уважительных причинах неявки.

В судебном заседании представитель истца и.о. старшего помощника прокурора Фокинского района г. Брянска Бушма В.Н. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила суд требования удовлетворить, против предоставления срока исполнения решения суда не возражала.

Выслушав лицо, участвующее в деле, изучив и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что проведенной прокуратурой проверкой исполнения законодательства в сфере учета бесхозяйных объектов водоснабжения выявлены нарушения в части непринятия мер по постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, а также по принятию в муниципальную собственность указанных объектов.

На территории Фокинского района г. Брянска имеется следующий объект, по которому на протяжении длительного времени не принято мер по постановке его на учет в качестве бесхозяйного – уличный водопровод, протяженностью 0,068 км., расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Транспортная, д. 24.

Согласно сведениям Управления имущественный отношений Брянской области от 27.02.2024, водопровод протяженностью 0,068 км и земельный участок, расположенные по адресу: г. Брянск, ул. Транспортная, 24, в реестре государственного имущества Брянской области не значатся.

Как следует из письма МУП «Брянский городской водоканал» от 27.02.2024 г., объект недвижимости – водопровод, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Транспортная, 24, на балансе МУП «Брянский городской водоканал» не находится, сведения о принадлежности земельного участка по указанному адресу не имеется, техническая документация отсутствует, представлены схемы системы водоотведения и водопроводной сети с указанием спорного водопровода.

Согласно сведениям Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации от 29.02.2024 г., в реестре муниципальной собственности города Брянска и в перечне бесхозяйного недвижимого имущества водопровод и земельный участок по адресу: г. Брянск, ул. Транспортная, 24, отсутствует. Сведениями о собственнике, правообладателе, пользователе указанного имущества Управление не располагает.

Исходя из ответа ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» № 1-2/1268 от 02.05.2023 г., в архиве учетно – технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации Брянской области на объекты недвижимости – водопровод и земельный участок, расположенные по адресу: г. Брянск, ул. Транспортная, 24, сведений о принадлежности не имеется.

Спорный объект имущества – водопровод и земельный участок по адресу: г. Брянск, ул. Транспортная, 24, также отсутствуют в реестре федерального имущества, что подтверждается сведениями из МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях от 28.02.2024.

Как следует из материалов дела, собственник указанных объектов недвижимости не определен, ни у кого на балансе данное имущество не числится, в реестрах федеральной и государственной собственности не состоит.

Согласно «Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008)», утвержденному приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2018-ст (ред. от 13 октября 2017 г.), сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида.

Сооружения являются объектами, прочно связанными с землей.

Примерами сооружений могут служить такие объекты, как магистральные трубопроводы, линии связи и электропередачи.

Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.

Из изложенного следует, что объектами недвижимости могут считаться водопроводы в совокупности со всеми устройствами, составляющими единый функциональный комплекс.

Таким образом, спорный объект обладает признаками, указанными в ст. 130 ГК РФ и является недвижимым имуществом.

В силу положений ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1).

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3).

Исходя из вышеприведенных норм, для признания вещей бесхозяйными необходимо представить доказательства того, что бесхозяйная вещь не имеет собственника или собственник ее неизвестен, или собственник отказался от права собственности на данную вещь.

В реестрах федерального, государственного имущества Брянской области указанные объекты недвижимости не значатся. Сведений об указанных объектах недвижимости в реестре муниципальной собственности г. Брянска не имеется.

Таким образом, спорные объекты не имеют собственника, то есть являются бесхозяйным недвижимым имуществом. Доказательств обратного в материалах дела не имеется и суду не представлено.

В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании п. 4.3 ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водопроводная сеть включает в себя комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу ч. 5 ст. 8 названного Федерального закона в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети, которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В силу ст. 44 Устава города Брянска городская администрация - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Брянской области. Городская администрация является уполномоченным органом по осуществлению муниципального контроля, установление организационной структуры которого, полномочий, функций и порядка деятельности осуществляется в соответствии с настоящим Уставом.

Согласно п.п. 6 п. 2 ст. 45 Устава города Брянска к исполнительно-распорядительным полномочиям городской администрации относятся вопросы организации в границах города Брянска электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п. 5-6 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей с обязательным приложением к заявлению документов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации.

В соответствии с п. 30 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1532, в случае если здание, сооружение, помещение, машино-место не имеет собственника или его собственник неизвестен, органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в целях постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества направляют в орган регистрации прав соответствующее заявление с приложением документа, подтверждающего, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе: документа, подтверждающего, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданного органами учета государственного и муниципального имущества; документа, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу частей 1 - 3, 6 - 7 ст. 67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно дополнительно представленным актуальным сведениям, выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.

При таких обстоятельствах, в соответствии с вышеприведенными положениями закона, суд приходит к выводу о том, что уличный водопровод, протяженностью 0,068 км по ул. Транспортной, д. 24 г. Брянска, является бесхозяйным объектом недвижимого имущества.

Поскольку спорный объект не имеет собственника, осуществление мер по постановке спорного недвижимого имущества на учет как бесхозяйного подлежит возложению на ответчика.

При этом, отсутствие собственника такого объекта и уполномоченной организации, осуществляющей контроль за техническим состоянием указанного объекта недвижимости, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния водных и земельных ресурсов, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации. Отсутствие указанных выше мер по обеспечению надлежащего технического состояния спорного объекта не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.

При таких обстоятельствах непринятие ответчиком мер в соответствии со своей компетенцией может повлечь неблагоприятные последствия, лишает возможности осуществления комплекса специальных мер по безопасному функционированию данных объектов, локализации и уменьшению последствий возможных аварий и катастроф. В случае непринятия заявленных в иске мер нарушаются права неопределенного круга лиц, в том числе, и на качественное предоставление услуг по водоснабжению.

Исходя из анализа приведенных норм права, организация мероприятий, направленных на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения, в том числе бесхозяйных, оформление права муниципальной собственности на бесхозяйные системы, относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Факт передачи спорного объекта на техническое обслуживание МУП «Брянский городской водоканал» не создает правовой определенности вещного права на водопровод и не освобождает орган местного самоуправления от установленной законом обязанности по обеспечению водоснабжения и водоотведения в границах городского поселения, соответственно выявлению и постановке на учет бесхозяйных объектов.

Поскольку орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

При этом суд в порядке статьи 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая высокую финансовую затруднительность мероприятий по устранению указанных нарушений, необходимость подготовки технической документации, считает необходимым установить срок исполнения решения суда до 28.02.2025 года.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Фокинского района г. Брянска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать Брянскую городскую администрацию в срок до 28.02.2025 года в пределах своей компетенции выполнить мероприятия, связанные с постановкой на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости – уличный водопровод по ул. Транспортной г. Брянска, д. 24, протяженностью 0,068 км.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий        Т.Ю. Сочень

Мотивированное решение суда изготовлено 06.03.2024.

2-1617/2024 (2-6679/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Фокинского района г.Брянска
Ответчики
Брянская городская администрация
Комитет по ЖКХ Брянской городской Администрации
Другие
Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях
МУП «Брянский горводоканал»,
ООО Прометей
Управление имущественных и земельных отношения Брянской городской администрации
Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации
Филиал ППК Роскадастра по Брянской области
Управление Росреестра по Брянской области
Суд
Советский районный суд г. Брянска
Судья
Сочень Татьяна Юрьевна
Дело на странице суда
sovetsky--brj.sudrf.ru
05.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
05.12.2023Передача материалов судье
05.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2024Судебное заседание
28.02.2024Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее