№ 2-1564/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕНМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 октября 2023 года Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск
Северский городской суд Томской области в составе:
председательствующего – судьи Максимовой Е.С.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Синяковой Е.П.,
с участием прокурора Карасевой Н.Е.,
представителя ответчика МБОУ «Северская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» – Симон И.С.,
представителя третьего лица – Управления образования Администрации ЗАТО Северск – Свердловой Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Северске Томской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора ЗАТО г. Северск в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Северская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» об обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
прокурор ЗАТО г. Северск, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Северская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее – МБОУ «Северская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ») в котором с учётом уточнения исковых требований просит обязать МБОУ «Северская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» до 31.12.2024 устранить следующие нарушения: отсутствует система средств информационной поддержки и навигации для лиц с нарушением зрения, а именно отсутствует система радиоинформирования и звукового ориентирования (ГОСТ Р 59431-2021, пункты 5.1.3, 6.5.3 СП 59.13330.2020, пункт 10.3.1, приложение Г (рисунок Г.19) СП 136.13330.2012, пункт 14 Приказа от 11.07.2019 № 397/пр., подпункт «е» пункта 3 Порядка; перед внешним лестничным маршем отсутствуют предупреждающие наземные тактильные указатели, информирующие о наличии на пути движения лестничного марша (пункт 5.1.10 СП 59.13330.2020, пункт 5.8 СП 136.13330.2012, пункт 3 таблица 4 ГОСТ Р 52875-2018); ступени внешнего лестничного марша не являются одинаковыми по высоте в пределах одного марша (пункт 5.1.12 СП 59.13330.2020, подпункт «а» пункта 3 Порядка); поручни, установленные на внешнем лестничном марше, не отвечают нормативным требованиям,
а именно: отсутствуют горизонтальные завершающие участки, равные 0,3 м. (пункт 5.1.13 СП 59.13330.2020, пункт 5.2.7.2 ГОСТ Р 51261-2017); контрастное выделение краевых ступеней внешнего лестничного марша нанесено не в соответствии с пунктом 6.2.8 СП 59.13330.2020; лестничные марши не оснащены двусторонними опорными поручнями (пункт 5.1.13 СП 59.13330.2020, подпункты «а», «б» пункта 3 Порядка); на путях эвакуации имеется перепад высот более 0,014 м (пункт 9.3.8 СП 1.13130.2020, пункт 6.2.4 СП 59.13330.2020); отсутствуют низко расположенные настенные направляющие линии вдоль всего маршрута эвакуации (пункт 9.3.3.2 ГОСТ 34428-2018); в дверном проеме имеется перепад высот более 0,014 м (пункт 6.2.4 СП 59.13330.2020); на путях эвакуации имеется перепад высот более 0,014 м (по факту 0,28 м) (пункт 9.3.8 СП 1.13130.2020, пункт 6.2.4 СП 59.13330.2020); отсутствуют низко расположенные настенные направляющие линии вдоль всего маршрута эвакуации (пункт 9.3.3.2 ГОСТ Р 34428-2018); в здании учреждения отсутствует пандус или подъемное устройство, доступное для МГН (пункт 6.2.8 СП 59.13330.2020).
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой ЗАТО г. Северск
на основании поручения прокуратуры области проведена проверка соблюдения прав инвалидов на доступ к объектам социальной инфраструктуры в МБОУ «Северская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ». В связи с выявленными нарушениями прокурором ЗАТО г. Северск директору МБОУ «Северская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» 31.10.2022 внесено представление об устранении выявленных в ходе проверки нарушений. Согласно ответу на представление от 23.12.2022 № 405/02-11 представление прокурора ЗАТО г. Северск рассмотрено и удовлетворено, вместе с тем вышеуказанные нарушения до настоящего времени не устранены.
Представитель истца прокурор Карасева Н.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - директор МБОУ «Северская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» Симон И.С. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным письменном отзыве на исковое заявление и заявление об уточнении исковых требований.
Представитель третьего лица Управления образования Администрации ЗАТО Северск Свердлова Г.Н. в судебном заседании полагала требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным письменном отзыве на исковое заявление и заявление об уточнении исковых требований.
Заслушав представителей истца, ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе, в числе прочего обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ст. 2, п. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации человек, его права
и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, в Российской Федерации наряду с иными, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных
с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статьёй 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ установлено,
что реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи
и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией
по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.
Аналогично, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» определяет, что государственная политика
и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности,
на следующих принципах: признание приоритетности образования; обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав
и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения; свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения
и воспитания; обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии
с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.
Согласно части 3 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ установлено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам, (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно- зрелищным и другим учреждениям).
В силу статей 3,16 Закона Томской области от 10.09.2003 № 109-03 «О социальной поддержке инвалидов в Томской области» обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры признаётся приоритетным направлением социальной защиты инвалидов. Исполнительные органы государственной власти Томской области, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур.
Как следует из пунктов 5.1.3, 6.5.3 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утверждённого и введённого в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020
№ 904/пр) (далее - СП 59.13330.2020) система средств информационной поддержки
и навигации должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для МГН
на часы работы организации (учреждения или предприятия); Технические средства информации и сигнализации в местах массового посещения должны обеспечивать посетителям объекта возможности однозначной идентификации объектов и мест посещения, получения информации о размещении и назначении функциональных элементов, об ассортименте и характере предоставляемых услуг, надежной ориентации
в пространстве, своевременного предупреждения об опасности в экстремальных ситуациях, расположении путей эвакуации и т.п. При необходимости здание или сооружение по заданию на проектирование допускается дополнительно оборудовать звуковыми устройствами ориентирования и информирования для обеспечения навигации инвалидов по зрению. В силу п. 10.3.1 «СП 136.13330.2012. Свод правил. Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения», утверждённого Приказом Госстроя от 25.12.2012 № 112/ГС) системы обеспечения разборчивости звуковой информации следует применять согласно СП 59.13330 (далее - СП 136.13330.2012).
В силу п. 5.1.10 СП 59.13330.2020 информацию для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (отдельно стоящим опорам, стойкам и другим препятствиям, лестницам, пешеходным переходам и т.д.) следует обеспечивать устройством тактильно-контрастных наземных указателей по ГОСТ Р 52875 или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками.
Из п. 5.8 СП 136.13330.2012 следует, что тактильные наземные указатели (ТНУ) следует предусматривать согласно СП 59.13330, ГОСТ Р 52875.
Как следует из пп. 5.1.12, 5.1.13 СП 59.13330.2020 ширина лестничных маршей внешних лестниц на участках проектируемых зданий и сооружений должна быть не менее 1,35 м. Для таких лестниц на перепадах рельефа ширину проступей следует принимать от 0,35 до 0,4 м (или кратно этим значениям), высоту ступеней - от 0,12 до 0,15 м. Все ступени лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон ступеней должен быть не более 20%; с двух сторон одно- и многомаршевых внешних лестниц следует предусматривать непрерывные по всей их длине ограждения и поручни в соответствии с ГОСТ Р 51261. Перед нижним и верхним маршами внешней лестницы следует предусматривать завершающие части поручней, которые должны быть горизонтальными и выступать за границы лестничных маршей на 0,3 м. В стесненных условиях допускается выполнять завершающие части поручней под углом 90° во внешнюю сторону. Форма завершающих частей поручней должна быть травмобезопасной: с плавным завершением вниз, в сторону ограждения или стены и т.п.
В соответствии с п. 6.2.8 СП 59.13330.2020 на проступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило, желтого цвета, общей шириной 0,08 - 0,1 м. Допускается применение контрастных противоскользящих полос
с фотолюминесцентным покрытием, если это предусмотрено заданием на проектирование. Расстояние между краем контрастной полосы и краем проступи ступени - не более 0,04 м. В том случае, если лестница включает в себя несколько маршей, предупреждающая тактильная полоса обустраивается только перед верхней ступенью верхнего марша
и нижней ступенью нижнего марша. При перепаде высот пола в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные
для МГН.
В силу п. 9.3.8 СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утверждённый Приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194
«Об утверждении свода правил Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (далее - СП 1.13130) и п. 6.2.4 СП 59.13330.2020 Дверные проемы, предусмотренные на путях эвакуации МГН, относящихся к группе мобильности М4, не должны иметь порогов высотой более 1,4 см; дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов (при входе в жилой дом, общежитие, дом-интернат, выходе на балкон, лоджию и т.п.) их высота или перепад высот не должны превышать 0,014 м.
Как следует из п. 9.3.3.2 ГОСТ 34428-2018 низко расположенные настенные направляющие линии должны располагаться вдоль всего маршрута эвакуации на уровне от 0,2 до 0,4 м от поверхности пола до нижней кромки линии.
Как следует из материалов гражданского дела и установлено в судебном заседании учредителем и собственником МБОУ «Северская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» является городской округ ЗАТО Северск Томской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования Администрации ЗАТО Северск. Бюджетное учреждение является юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам, закреплённым за ним имуществом. Учредитель не несет ответственности по обязательствам Бюджетного учреждения, а бюджетное учреждение не отвечает по обязательствам учредителя (пп. 2, 4 8 устава МБОУ «Северская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее – Устав))
В силу п. 18 предметом деятельности бюджетного учреждения является образовательная деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с ограниченными возможностями.
Из подпункта 15 пункта 42 Устава следует, что к компетенции Бюджетного учреждения относится, помимо прочего, обеспечение в бюджетном учреждении необходимых условий содержания обучающихся.
В силу п. 47 Устава в бюджетное учреждение принимаются дети с лёгкими и умеренными формами умственной отсталости, не имеющие медицинских противопоказаний для пребывания в образовательной организации. Бюджетное учреждение в соответствии с действующим законодательством разрабатывает для обучающихся адаптированные образовательные программы с учётом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, а для детей-инвалидов – в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
31.10.2022 на основании проведённой прокуратурой ЗАТО г. Северск проверки соблюдения прав инвалидов на доступ к объектам социальной инфраструктуры, исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства
об антитеррористической защищённости в МБОУ «Северская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» заместителем прокурора ЗАТО г. Северск директору МБОУ «Северская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья» внесено представление № 22-2022
об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об антитеррористической защищённости. В частности, в представлении содержались требования о принятии в течение месяца со дня внесения представления мер к устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидом, причин и условий, им способствующих, в том числе обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание МБОУ «Северская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»; рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
23.12.2022 и 01.06.2023 МБОУ «Северская школа-интернат для обучающихся
с ОВЗ» в прокуратуру были представлены отчёты о частичном устранении нарушений, установленных по результатам проверки прокуратурой ЗАТО Северск.
Ответчиком разработан план по устранению законодательства о социальной защите инвалидов, 24.01.2023 заключен договор № 26 на техническое обслуживание системы видеонаблюдения и системы доступа контроля, 19.06.2023 заключён контракт № ** с ООО «Муссон», предметом которого является ремонт кабинетов, направлялись письма начальнику отдела ФГПН ФГКУ «Специальное управление ФПС № 8 МЧС России с просьбой дать разъяснение по поводу возможности или невозможности установки платформы лестничной и с наклонным перемещением в здании МБОУ «Северская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ», директору МКУ «Технический центр» с просьбой дать письменное заключение о технической возможности установки лифта или подъёмного устройства, начальнику Управления Администрации ЗАТО Северск, начальнику УКС Администрации ЗАТО Северск.
Таким образом, ответчиком предпринимались попытки к устранению выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений, в тоже время до настоящего времени часть требований, а именно: отсутствие системы средств информационной поддержки и навигации для лиц с нарушением зрения, а именно отсутствует система радиоинформирования и звукового ориентирования (ГОСТ Р 59431-2021, пункты 5.1.3, 6.5.3 СП 59.13330.2020, пункт 10.3.1, приложение Г (рисунок Г.19) СП 136.13330.2012, пункт 14 Приказа от 11.07.2019 № 397/пр., подпункт «е» пункта 3 Порядка; отсутствие перед внешним лестничным маршем предупреждающих наземных тактильных указателей, информирующих о наличии на пути движения лестничного марша (пункт 5.1.10 СП 59.13330.2020, пункт 5.8 СП 136.13330.2012, пункт 3 таблица 4 ГОСТ Р 52875-2018); ступени внешнего лестничного марша не являются одинаковыми по высоте в пределах одного марша (пункт 5.1.12 СП 59.13330.2020, подпункт «а» пункта 3 Порядка); поручни, установленные на внешнем лестничном марше, не отвечают нормативным требованиям, а именно: отсутствуют горизонтальные завершающие участки, равные 0,3 м. (пункт 5.1.13 СП 59.13330.2020, пункт 5.2.7.2 ГОСТ Р 51261-2017); контрастное выделение краевых ступеней внешнего лестничного марша нанесено не в соответствии с пунктом 6.2.8 СП 59.13330.2020; лестничные марши не оснащены двусторонними опорными поручнями (пункт 5.1.13 СП 59.13330.2020, подпункты «а», «б» пункта 3 Порядка); на путях эвакуации имеется перепад высот более 0,014 м (пункт 9.3.8 СП 1.13130.2020, пункт 6.2.4 СП 59.13330.2020); отсутствуют низко расположенные настенные направляющие линии вдоль всего маршрута эвакуации (пункт 9.3.3.2 ГОСТ 34428-2018); в дверном проеме имеется перепад высот более 0,014 м (пункт 6.2.4 СП 59.13330.2020); на путях эвакуации имеется перепад высот более 0,014 м (по факту 0,28 м) (пункт 9.3.8 СП 1.13130.2020, пункт 6.2.4 СП 59.13330.2020); в здании учреждения отсутствует пандус или подъемное устройство, доступное для МГН (пункт 6.2.8 СП 59.13330.2020), не устранены.
Ненадлежащее исполнение требований законодательства в области соблюдения прав инвалидов на доступ к объектам социальной инфраструктуры может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью инвалидов, создает опасные условия для неопределенного круга лиц.
Создание доступной для инвалидов и других маломобильных групп населения среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики, практические результаты которой должны обеспечить инвалидам и другим гражданам с ограниченными возможностями равные с другими гражданами возможности во всех сферах деятельности.
При изложенных обстоятельствах суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку требования законодательства ответчиком не исполнены.
Срок для исполнения выявленных нарушений до 31.12.2024 суд считает разумным.
При этом суд не может согласиться с доводами представителя ответчика МБОУ «Северская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» и третьего лица - Управления образования Администрации ЗАТО Северск о том, что требования СП 59.13330.2020,
СП 136.13330.2012 подлежат выполнению только при проектировании новых,
и прошедших реконструкцию, капитальный ремонт и модернизацию зданий, поскольку данный вывод сделан на неверном толковании закона. Так, в силу п. 4.1 СП 59.13330.2020 требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. В силу пп. 4.1, 4.2
СП 136.13330.2012 настоящий свод правил содержит требования, проектные мероприятия и элементы архитектурного решения для обеспечения доступа МГН в здания, сооружения и на территории их земельных участков. Положения нормативного документа допускают возможность выбора вариантов проектных решений исходя из комплекса требований, предъявляемых к проектируемому или реконструируемому объекту с целью обеспечения доступа к нему и использования его маломобильными гражданами. В зависимости от расчетной численности инвалидов, функциональной структуры учреждения и конструктивной структуры здания, а также с учетом принятой организации обслуживания посетителей, допускается один из двух вариантов организации доступности, в том числе вариант «Б» - для приспособления здания под новые функции, для реконструкции
и, частично, для капитального ремонта с учетом требований СП 59.13330.
В этой связи требования указанных сводов правил относятся не только
к проектированию новых зданий, но и к приспособлению, реконструкции существующих, зданий.
Вопреки утверждению ответчика о том, что уставом не предусмотрен приём на обучение детей с нарушением зрения, в силу п. 47 Устава бюджетное учреждение в соответствии с действующим законодательством разрабатывает для обучающихся адаптированные образовательные программы с учётом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, а для детей-инвалидов – в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, что не исключает приёма детей-инвалидов с нарушением зрения.
Таким образом, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора ЗАТО г. Северск в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Северская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» об обязании устранить нарушения удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Северская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
до 31.12.2024 устранить нарушения, выявленные в ходе проведённой прокуратурой ЗАТО г. Северск проверки соблюдения прав инвалидов на доступ к объектам социальной инфраструктуры, исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства
и законодательства об антитеррористической защищённости, а именно: отсутствует система средств информационной поддержки и навигации для лиц с нарушением зрения, а именно отсутствует система радиоинформирования и звукового ориентирования (ГОСТ Р 59431-2021, пункты 5.1.3, 6.5.3 СП 59.13330.2020, пункт 10.3.1, приложение Г (рисунок Г.19) СП 136.13330.2012, пункт 14 Приказа от 11.07.2019 № 397/пр., подпункт «е» пункта 3 Порядка; перед внешним лестничным маршем отсутствуют предупреждающие наземные тактильные указатели, информирующие о наличии на пути движения лестничного марша (пункт 5.1.10 СП 59.13330.2020, пункт 5.8 СП 136.13330.2012, пункт 3 таблица 4 ГОСТ Р 52875-2018); ступени внешнего лестничного марша не являются одинаковыми по высоте в пределах одного марша (пункт 5.1.12 СП 59.13330.2020, подпункт «а» пункта 3 Порядка); поручни, установленные на внешнем лестничном марше, не отвечают нормативным требованиям, а именно: отсутствуют горизонтальные завершающие участки, равные 0,3 м. (пункт 5.1.13 СП 59.13330.2020, пункт 5.2.7.2 ГОСТ Р 51261-2017); контрастное выделение краевых ступеней внешнего лестничного марша нанесено не в соответствии с пунктом 6.2.8 СП 59.13330.2020; лестничные марши не оснащены двусторонними опорными поручнями (пункт 5.1.13 СП 59.13330.2020, подпункты «а», «б» пункта 3 Порядка); на путях эвакуации имеется перепад высот более 0,014 м (пункт 9.3.8 СП 1.13130.2020, пункт 6.2.4 СП 59.13330.2020); отсутствуют низко расположенные настенные направляющие линии вдоль всего маршрута эвакуации (пункт 9.3.3.2 ГОСТ 34428-2018); в дверном проеме имеется перепад высот более 0,014 м (пункт 6.2.4 СП 59.13330.2020); на путях эвакуации имеется перепад высот более 0,014 м (по факту 0,28 м) (пункт 9.3.8 СП 1.13130.2020, пункт 6.2.4 СП 59.13330.2020); в здании учреждения отсутствует пандус или подъемное устройство, доступное для МГН (пункт 6.2.8 СП 59.13330.2020).
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Северский городской суд Томской области.
Председательствующий - судья Е.С. Максимова
УИД 70RS0009-01-2023-002294-26