2-370/2024
25RS0033-01-2024-000434-43
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Черниговка 17 июля 2024 года
Черниговский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Патлай Ю.В.,
при помощнике судьи Шкодич Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Приморского края» к ФИО2 о взыскании неправомерно полученной денежной выплаты,
установил:
Представитель КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» по доверенности ФИО3 обратилась в суд с названным исковым заявлением к ответчику, в обоснование которого указала, что ФИО2 на основании социального контракта на осуществление предпринимательской деятельности от ДД.ММ.ГГГГ предоставлена государственная социальная помощь в размере 350000 рублей. В соответствии с постановлением Правительства Приморского края от 03 марта 2020 года № 172-пп «Об утверждении положения о размерах, условиях, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта» проверяется факт осуществления получателем государственной социальной помощи предпринимательской деятельности. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 не предоставила отчет об исполнении мероприятий программы социальной адаптации. ДД.ММ.ГГГГ принято решение о расторжении социального контракта и прекращении оказания государственной социальной помощи. Ответчиком необоснованно получена сумма в размере 350000 рублей, сумму в размере 19475 рублей 73 копейки ФИО2 внесла на счет КГКУ «ЦСПН ПК» добровольно. Ссылаясь на положения статьи 1102 ГК РФ, просит суд взыскать с ФИО2 в пользу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» сумму неправомерно полученной государственной социальной помощи в рамках социального контракта в размере 330524 рубля 27 копеек.
Представитель КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» ФИО6 в судебное заседание не явилась, предоставила заявление о возможности рассмотрения дела без ее участия, на исковых требованиях настаивала, не возражала против вынесения заочного решения по делу.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещалась надлежащим образом, однако судебная повестка, направленная в ее адрес заказным письмом с уведомлением, возвращена в адрес суда в связи с истечением срока хранения. Кроме того, о месте и времени судебного заседания ФИО2 извещалась телефонограммой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно разъяснениям, изложенным в абз. 2 пункта 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», извещение будет считаться доставленным адресату, если он не получил его по своей вине в связи с уклонением адресата от получения корреспонденции.
В пункте 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года №25 разъяснено, что статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Сам факт неполучения извещений, своевременно направленных ответчику, не свидетельствует о ненадлежащем направлении корреспонденции судом, а с учетом всех обстоятельств расценивается как отказ от получения судебного извещения.
На основании части 1 статьи 233 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии сторон в порядке заочного производства.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки) определяет Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
В абзаце восьмом статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Программа социальной адаптации - разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.
Законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим одиноко проживающим гражданам принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ).
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац 4 части 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ).
Согласно частям 1 - 3 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены предмет социального контракта, права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи, виды и размер государственной социальной помощи, порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, срок действия социального контракта, порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия.
Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 2.1 статьи 10 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
В силу пункта 1.3 Положения о размерах, условиях, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного постановлением Правительства Приморского края от 03 марта 2020 года №172-пп, основными принципами назначения государственной социальной помощи являются: добровольность участия, обязательность исполнения условий социального контракта и мероприятий программы социальной адаптации, индивидуальный подход при определении мероприятий программы социальной адаптации, целевой характер оказания государственной социальной помощи.
В проекте программы социальной адаптации указываются планируемые обязательные мероприятия, сроки исполнения мероприятий и представления отчетности о выполнении мероприятий с приложением документов, подтверждающих факт исполнения мероприятий (при наличии документов).
Программа социальной адаптации подписывается заявителем и всеми членами Комиссии в день заседания Комиссии (пункт 4.2 Положения)
Как усматривается из материалов дела, по заявлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении и выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» отделением по Ханкайскому муниципальному округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» ДД.ММ.ГГГГ принято решение о назначении ФИО2 государственной социальной помощи на основании социального контракта.
ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией совместно с ФИО2 составлена и согласована программа социальной адаптации для предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности в качестве налогоплательщика на профессиональный доход по направлению: предоставление услуг в области аппаратной косметологии, на срок действия социального контракта, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между и.о. начальника отделения по Ханкайскому муниципальному округу КГКУ «ЦСПН ПК» и ответчиком ФИО2 на осуществление ответчиком предпринимательской деятельности.
ДД.ММ.ГГГГ на расчетный счет ФИО2 перечислены денежные средства в размере 350000 рублей.
Срок исполнения мероприятия программы социальной адаптации по предоставлению подтверждающих документов на приобретение оборудования и комплектующих – сентябрь – ноябрь 2023 года.
Согласно пункту 3.2 социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ заявитель обязан встать на учет в налоговом органе <адрес> в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; представить исполнителю документы, подтверждающие факт расходования средств с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход в целях получения возмещения расходов; приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить исполнителю подтверждающие документы, указанные в пункте 5.5 Положения; ежемесячно представлять исполнителю документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации; осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в срок, предусмотренный программой социальной адаптации, а также после окончания срока действия социального контракта и т.д.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 не предоставила отчет об исполнении мероприятий программы социальной адаптации.
Из протокола заседания межведомственной комиссии по согласованию программы социальной адаптации для предоставления государственной социальной помощи на условиях социального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что межведомственной комиссией рассматривался вопрос о расторжении социального контракта с ФИО2 и прекращении оказания государственной социальной помощи. На вопрос о том, будет ли возобновлена индивидуальная предпринимательская деятельность, члены комиссии ответа не получили. ФИО2 самовольно покинула заседание комиссии. Отделением принято решение о расторжении социального контракта и прекращении оказания государственной социальной помощи.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Отделением по адресу регистрации ФИО2 направлялись уведомления и квитанции о возврате в краевой бюджет средств государственной социальной помощи в размере 330524 рубля 27 копеек.
Сумму в размере № ФИО2 внесла на счет КГКУ «ЦСПН ПК» добровольно.
На момент рассмотрения дела излишне выплаченная сумма в размере № ответчиком не возвращена.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5.11 Положения о размерах, условиях, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного постановлением Правительства Приморского края от 03 марта 2020 года №172-пп, структурное подразделение КГКУ проводит мониторинг условий жизни получателя государственной социальной помощи (семьи получателя государственной социальной помощи) со дня окончания срока действия социального контракта. По результатам, полученным в ходе мониторинга, структурное подразделение КГКУ принимает решение о целесообразности заключения с гражданином нового социального контракта или оказания ему (его семье) иных мер социальной поддержки или услуг. Мониторинг проводится в том числе: по мероприятию, указанному в подпункте «б» пункта 1.7 настоящего Положения: в течение 12 месяцев ежемесячно проверяется факт государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.
Непредоставление получателем государственной социальной помощи отчета о выполнении программы социальной адаптации в срок, установленный программой социальной адаптации, без уважительных причин и использование социального пособия на иные товары (услуги); неисполнение (несвоевременное исполнение) получателем государственной социальной помощи (членами семьи получателя государственной социальной помощи) мероприятий программы социальной адаптации без уважительных причин; прекращение индивидуальной предпринимательской деятельности является основанием для досрочного расторжения социального контракта и оказания государственной социальной помощи (пункт 5.13).
В этих случаях в соответствии с пунктами 5.16, 5.18 Положения получатель государственной социальной помощи обязан вернуть в полном объеме денежные средства, фактически израсходованные на оплату основных средств, материально-производственных запасов, лицензии на ПО и (или) на осуществление отдельных видов деятельности, имущественных обязательств, а также возмещение расходов, связанных с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход.
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм. Эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации государственной социальной помощи (п. 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 ноября 2020 года; п. 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2022), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12 октября 2022 года).
Исходя из характера и предназначения предоставленной ФИО2 меры социальной поддержки, эта социальная выплата по своей правовой природе может быть отнесена к денежным суммам, перечисленным в подпункте 3 статьи 1109 ГК РФ и не подлежащим возврату в качестве неосновательного обогащения при отсутствии недобросовестности со стороны гражданина или счетной ошибки, наличие которых обязана доказать сторона, требующая возврата выплаченных сумм.
В ходе судебного разбирательства не нашло подтверждение то обстоятельство, что предоставленная на основании социального контракта выплата была использована ФИО2 на осуществление предпринимательской деятельности, в результате которой материальное положение семьи ответчика было улучшено, то есть цели и задачи социальной программы фактически не реализованы.
Доказательствами, исследованными при рассмотрении дела по существу, подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ на расчетный счет ФИО2 были перечислены денежные средства в размере №. ФИО2 под роспись была ознакомлена со сроками предоставления отчетности по расходованию денежных средств, указанных в программе социальной адаптации от ДД.ММ.ГГГГ, однако в установленный срок отчет о расходовании денежных средств не предоставила. На момент проведения заседания межведомственной комиссии деятельность по направлению «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» не осуществлялась. Со слов ФИО2 стало известно, что аппараты и кушетка находятся у нее дома.
Данное обстоятельство свидетельствует о недобросовестности со стороны ответчика, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьями 333.19, 333.20 и 333.36 НК РФ, поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199, 233-244 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
Исковое заявление Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Приморского края» (№) к ФИО2 (№ №) о взыскании неправомерно полученной государственной социальной помощи в рамках социального контракта - удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Приморского края» необоснованно полученные денежные средства в размере №
Взыскать с ФИО2 в пользу Черниговского муниципального округа государственную пошлину в размере №
Ответчик вправе подать в Черниговский районный суд Приморского края заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
В окончательной форме решение принято 17 июля 2024 года.
Судья Ю.В. Патлай