УИД 61RS0043-01-2024-000035-04
№ 2-232/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
«15» марта 2024 г. ст. Милютинская
Морозовский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Писаренко В.В., секретаря судебного заседания Ивановой Л.А., с участием помощника прокурора Милютинского района Ростовской области Безденежного В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Милютинского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации МО «Милютинское сельское поселение», «Об обязании устранить нарушения жилищного законодательства и законодательства о муниципальной собственности»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Милютинского района обратился в Морозовский районный суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации МО «Милютинское сельское поселение», которым просит суд обязать ответчика создать на территории сельского поселения социальный жилищный фонд социального использования для предоставления жилых помещений малоимущим гражданам.
В судебном заседании помощник прокурора Безденежный В.П. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.
Ответчик Администрация МО «Милютинское сельское поселение» о рассмотрении дела извещен, явку представителей в судебное заседание не обеспечил, возражений на иск не представил.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Ознакомившись с доводами искового заявления, изучив материалы дела, выслушав помощника прокурора, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с п. 6 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1.1 ст. 12 Областного закона от 28.12.2005 № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Согласно ч. 2 ст. 19, п. 1, 4, 9 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, который включает осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, к которому относятся, в том числе жилые помещения фонда социального использования.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд социального использования представляет собой совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.
При этом, законодатель разделяет понятие муниципального жилищного фонда в зависимости от целей использования на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд.
Согласно ч.1 ст. 91.1 ЖК РФ по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования одна сторона - лицо, указанное в части 1 статьи 91.2 настоящего Кодекса (наймодатель), обязуется передать другой стороне - гражданину, указанному в части 1 статьи 91.3 настоящего Кодекса (нанимателю), жилое помещение, предусмотренное в статье 91.5
настоящего Кодекса, во владение и пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Статьей 91.5 ЖК РФ установлено, что предметом договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования может быть жилое помещение в наемном доме социального использования, за исключением комнат (части квартиры), или являющийся наемным домом социального использования жилой дом.
Учет граждан, имеющих в соответствии с частью 1 статьи 91.3 настоящего Кодекса право на заключение договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, осуществляется органом местного самоуправления (ч.1 ст.91.13 ЖК РФ).
Частью 1 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ч. 7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что прокурором Милютинского района проведена проверка исполнения администрацией Милютинского сельского поселения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, а также жилищного законодательства, в частности, касающегося учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилых помещениях и принятия мер к созданию жилищного фонда социального использования.
В ходе проверки установлено, что на территории Милютинского сельского поселения муниципальный жилищный фонд социального использования не создан.
Вопросы местного значения, касающиеся обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан, инвалидов жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда социального использования ответчиком не решаются.
В целях устранения вышеуказанных нарушений прокуратурой района главе администрации сельского поселения 23.06.2023 внесено преставление.
Согласно ответу администрации сельского поселения от 21.07.2023, нарушения, указанные в представлении прокурора района, фактически не устранены.
Отсутствие муниципального жилого фонда социального использования, свидетельствует о бездействии ответчика по вопросу обеспечения малоимущих граждан, признаны нуждающимися в жилых помещениях, жилыми помещениями по договору социального найма.
Фактические меры к созданию муниципального жилого фонда социального использования ответчиком не приняты.
Статья 45 ГПК РФ наделяет прокурора правом обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних граждан.
Применение меры прокурорского реагирования в виде обращения в суд, с данным иском, в сложившейся ситуации, учитывая ценность защищаемых прав, является оправданным.
При указанных обстоятельствах, суд находит заявленные прокурором исковые требования, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 173, ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Милютинского района - удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Милютинское сельское поселение» создать социальный жилищный фонд социального использования.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Морозовский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Решение изготовлено 15.03.2024 г.
Судья