Дело №
УИД 41RS0№-15
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>
РЕШЕНИЕ
«09» октября 2023 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лобановская Евгения Александровна, при секретаре ФИО5, рассмотрев жалобу ФИО4 на постановление инспектора ДПС ОВ ДПС ГИБДД УМВД России по <адрес> Камчатского края от 24.07.2023 №, которым ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением инспектора ДПС ОВ ДПС ГИБДД УМВД России по Елизовскому району Камчатского края (далее – должностное лицо) от 24.07.2023 № ФИО4 за нарушение п. 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением ФИО2 РФ от 23 октября 1993 года № 1090 (с изменениями) (далее по тексту – ПДД РФ), привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 500 рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица, ФИО4 обратился с жалобой в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края, в которой просил постановление должностного лица от 24.07.2023 № отменить. В обоснование жалобы указал, в частности, следующее. 30 мая 2023 года в 17:30 он управлял автомашиной «БМВ Х-6», государственный регистрационный знак №, был остановлен возле АЗС «ННК» по ул. <адрес> г. Петропавловске-Камчатском сотрудниками ДПС ОВ ДПС ГИБДД ОМВД России по Елизовскому району Камчатского края лейтенантом полиции ФИО6 и старшим лейтенантом полиции ФИО7 ФИО4 по требованию вышеуказанных сотрудников для проверки были переданы все необходимые документы на право управления и пользования транспортным средством, а именно водительское удостоверение и свидетельство о регистрации транспортного средства, так как автомашина им была приобретена 30.05.2023, страховой полис ОСАГО отсутствовал. В ходе проверки документов инспектора ДПС ОВ ДПС ГИБДД ОМВД России по Елизовскому району Камчатского края пояснили, что автомашина «БМВ Х-6», государственный регистрационный знак №, снята с регистрационного учета, в связи с чем, свидетельство о регистрации транспортного средства будет изъято. Подождав 20 минут в машине, ФИО4 пришел к выводу, что может продолжить движение дальше, так как свидетельство о регистрации транспортного средства сотрудниками ДПС уже изъято, о том, что в отношении него будут составляться какие-либо административные материалы, ему никто из инспекторов ДПС не сказал. Когда ФИО4 начал движение на автомашине «БМВ Х-6», государственный регистрационный знак №, сотрудники ДПС ОВ ДПС ГИБДД ОМВД России по Елизовскому району Камчатского края его не преследовали, чтобы остановить и объяснить, что он им необходим для составления административных материалов. Дело по ч. 2 ст. 12.25 КРФоАП в отношении ФИО4 не возбуждали, что свидетельствует, что попытки уехать (скрыться) от инспекторов ДПС ОВ ДПС ГИБДД ОМВД России по Елизовскому району у него не было. 04.08.2023 ФИО4 на Почте России получены: копия определения <адрес> о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.05.2023; копия протокола <адрес>; копия постановления по делу об административном правонарушении № от 24.07.2023, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 12.3 КРФоАП. С вынесенным постановлением ФИО4 не согласен. Указал, что он передал инспектору ДПС ОВ ДПС ГИБДД ОМВД России по Елизовскому району Камчатского края ФИО8 свидетельство о регистрации транспортного средства «БМВ Х-6», государственный регистрационный знак №, выданное МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю на законных основаниях. В нарушении п. 3 ст. 28.7 КРФоАП копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования направлена ФИО4 только 26.07.2023 за исх. №. Полагал, что нарушен срок проведения административного расследования, установленный ч. 5 ст. 28.7 КРФоАП. Определение о продлении срока проведения административного расследования ему не высылалось, и было ли такое продление, ему не известно. Согласно сообщению (уведомлению) от 26.06.2023, полученному ФИО4 04.07.2023, ему надлежало явиться 24.07.2023 в 09:55 в ОВ ДПС Госавтоинспекции ОМВД России по Елизовскому району для составления в отношении него протокола об административном правонарушении по ст. 12.3 ч. 1 КРФоАП (нарушение в сообщении (уведомление) совершенно 30.05.2023 в 17:30 на 16 км. + 100 м. автодороги Морпорт-Аэропорт Елизовского района Камчатского края), а также для рассмотрения указанного протокола - 24.07.2023 в 10 час. 10 мин. При этом в сообщении (уведомлении) статья 25.1 КРФоАП и статья 51 Конституции РФ не разъяснены в полном объеме, как предусматривает КРФоАП, в сообщении (уведомлении) содержится только выдержка с данных статей, статья 28.2 ч. 4.1 КРФоАП ему не разъяснена. В указанное время при рассмотрении дела по ч. 1 ст. 12.3 КРФоАП, а именно 24.07.2023 в период времени с 9 час. 55 мин. до 10 час. 10 мин., тем же должностным лицом он приглашен 24.07.2023 на 10 час. 00 мин. на рассмотрение дела по ст. 12.1 ч. 1 КРФоАП и 24.07.2023 на 10 час. 05 мин. на составление протокола по ст. 12.37 ч. 2 КРФоАП. Считает, что назначение на рассмотрение трех административных дел в один промежуток времени является недопустимым. Протокол <адрес> нельзя считать доказательством по делу, в связи с тем, что он составлен с нарушением законодательства Российской Федерации: согласно сообщения (уведомления) 24.07.2023 в 09 час. 55 мин. ФИО4 надлежало явиться в ОВ ДПС Госавтоинспекции ОМВД России по Елизовскому району для составления в отношении него протокола об административном правонарушении по ст. 12.3 ч. 1 КРФоАП - при этом протокол составлен 24.07.2023 в 15 час. 27 мин.; согласно сообщения (уведомления) нарушение совершенно было на 16 км. + 100 м. автодороги Морпорт-Аэропорт Елизовского района Камчатского края в протоколе место нарушения указано ул. <адрес> <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском; в протоколе <адрес> об административном правонарушении имеются исправления, ошибки, местами он не читаем; в протоколе <адрес> об административном правонарушении не указано что прилагается к протоколу, графа не заполнена. Постановление по делу об административном правонарушении № не соответствует требованиям, установленным ст. 29.10 КРФоАП, содержит исправления. В нарушении ч. 1 ст. 29.5. КРФоАП дело об административном правонарушении Камчатском рассмотрено инспектором ДПС ОВ ДПС ГИБДД ОМВД России по Елизовскому району Камчатского края младшим лейтенантом полиции ФИО3 в г. Елизово, а не направлено для рассмотрения по территориальности в Госавтоинспекцию по г. Петропавловску-Камчатскому.
ФИО4, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, причины своей неявки не сообщил, ходатайство об отложении рассмотрения жалобы в суд не направил. В силу положений части 2 статьи 25.1 КоАП РФ судьёй принято решение о рассмотрение дела в отсутствии ФИО4, поскольку его неявка не препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств настоящего дела и разрешению его в соответствии с законом.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2, 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. По делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090.
Как установлено п. 1.1 ПДД РФ, Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
Как установлено п. 1.3 ПДД РФ участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
В соответствии с п. 2.1.1 ПДД РФ, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории; регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам); в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист и документы на перевозимый груз (транспортная накладная, заказ-наряд, сопроводительная ведомость), а также специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов; документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак "Инвалид".
Основанием привлечения к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 12.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является
управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства.
Согласно постановлению должностного лица от 24.07.2023 №, 30.05.2023 в 17:30 на ул. <адрес> г. Петропавловске-Камчатском ФИО4 управлял транспортным средством BMW Х6 г.р.н. №, не имея при себе регистрационных документов на данное транспортное средство, чем нарушил п. 2.1.1 ПДД РФ.
Установив указанные обстоятельства, должностное лицо пришло к выводу о виновности ФИО4 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначило наказание в пределах санкции статьи.
Вместе с тем, вынесенное по делу должностным лицом постановление нельзя признать законным и обоснованным ввиду следующего.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Частью 3 ст. 30.6 названного Кодекса установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ч. 2 ст. 28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.
Материалами дела установлено, что 30.05.2023 инспектором ДПС ОВ ДПС ГИБДД России по Елизовскому району вынесено определение <адрес> о возбуждении дела об административном правонарушении.
При этом, в нарушение ч. 3.1 ст. 28.7 КоАП РФ копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования ФИО4 в течение суток под расписку не вручена, по почте также в указанный срок не направлена.
В соответствии с ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен.
Материалы дела не содержат данные о продление срока проведения административного расследования, а наличие протокола об административном правонарушении, датированного 24.07.2023, свидетельствует о нарушении срока проведения административного расследования.
Административное расследование вправе проводить должностные лица, перечисленные в части 4 статьи 28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также прокурор (пункт 2 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности. Не являются административным расследованием процессуальные действия, совершенные в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в рамках предварительного расследования по уголовному делу, возбужденному в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, и впоследствии прекращенному.
Вместе с тем, материалы дела не содержат каких-либо информации и документов, свидетельствовавших бы о фактическом проведении административного расследования.
В соответствии с ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
В силу ч. 3 ст. 28.5 КоАП РФ в случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.
Учитывая то обстоятельство, что материалы дела не содержат определение о продлении срока проведения административного расследования, протокол <адрес> об административном правонарушении составлен с нарушением предусмотренного законом срока (ч. 5 ст. 28.7, ч. 3 ст. 28.5 КоАП РФ).
В соответствии с п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Письмом от 26.06.2023 № ФИО4 извещен о необходимости явиться в ОВ ДПС Госавтоинспекции ОМВД России по Елизовскому району 24.07.2023 в 09:55.
Этим же извещением ФИО4 уведомлен о рассмотрении протокола об АП 24.07.2023 в 10:10, при том, что в соответствии с ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.
Следует отметить, что нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержат запрета на составление протокола об административном правонарушении и вынесение после этого постановления по делу об административном правонарушении в случае, если это не влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Лицу, привлекаемому к административной ответственности, должна быть предоставлена возможность воспользоваться гарантиями, предусмотренными данным Кодексом.
В рассматриваемом случае разница в 15 минут между составлением протокола и вынесением постановления по делу об административном правонарушении представляется неразумной, не позволяющей лицу, в отношении которого ведется производство по делу, ознакомиться с материалами дела и при необходимости воспользоваться правом на защиту.
Кроме того, установлено, что фактически протокол <адрес> был составлен не в 09:55 24.07.2023, а в 15:27 24.07.2023. Следовательно, постановление № было также вынесено не в указанное в извещении от 26.06.2023 № время.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом деле должностными лицами полиции допущен ряд процессуальных нарушений, которые носят существенный характер, поскольку не были созданы необходимые условия для обеспечения гарантий процессуальных прав ФИО4, что нарушает право на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно положениям ст. 29.4, 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и разъяснениям данным Пленумом Верховного Суда РФ в абз. 4 и 5 п. 4 Постановления от 24 марта 2005 года № 5 возможность возвращения неправильно оформленного протокола и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми он составлен, имеется только при подготовке дела к рассмотрению.
Допущенное при составлении протокола об административном правонарушении нарушение обязывало должностное лицо при подготовке дела к рассмотрению, вынести определение о возвращении протокола, должностному лицу, его составившему, однако этого сделано не было.
На стадии рассмотрения настоящей жалобы на постановление такая возможность утрачена, так как в силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях возвращение протокола об административном правонарушении возможно только при подготовке дела к рассмотрению.
Вышеизложенные обстоятельства при подготовке дела к рассмотрению не разрешались, дело рассмотрено с вынесением обжалуемого постановления, в связи с чем у судьи отсутствуют правовые основания для возвращения протокола должностному лицу, его составившему.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела должностным лицом допущены грубые нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, постановление 24.07.2023 № о привлечении ФИО4 к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносятся решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для вынесения обжалуемого постановления возникли 30.05.2023, в связи с чем, на день рассмотрения жалобы истек срок привлечения к административной ответственности по данной категории дел, установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, следовательно, производство по делу подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения ФИО4 к административной ответственности.
В силу положений ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за пределами сроков давности привлечения к административной ответственности независимо от доводов жалобы (протеста) не может обсуждаться вопрос о виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В связи с отменой постановления по приведенным выше основаниям, связанными с существенным нарушением процессуальных требований, не подлежат обсуждению доводы заявителя указанные им в жалобе, влекущие обсуждение наличия либо отсутствия в действиях ФИО4 состава административного правонарушения, что может повлиять на выводы о его виновности во вмененном административном правонарушении.
В связи с прекращением производства по делу, на основании истечения срока давности привлечения к административной ответственности, вопрос о виновности либо невиновности ФИО4 во вмененном ему правонарушении обсуждаться не может.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО4, - удовлетворить.
Постановление инспектора ДПС ОВ ДПС ГИБДД УМВД России по Елизовскому району Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФИО4, отменить.
Производство по настоящему делу прекратить, на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.А. Лобановская