Р Е Ш Е Н И Е
(Заочное)
Именем Российской Федерации
21 марта 2024 года г.Павловский Посад
Павлово-Посадский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Ванеева С.У.,
при секретаре судебного заседанияНажесткиной Н.Г.,
с участием истца Королевой Т.В., старшего помощника Павлово-Посадского городского прокурора Московской области Нагайцевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-286/2024 по иску Королевой Татьяны Владимировны кДарий Василию Александровичу о взыскании в счет возмещения материального ущерба,
у с т а н о в и л :
Королева Т.В.обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) к Дарий В.А. о взыскании в счет возмещения материального ущерба, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ произошло ДТП с участием автомобилей <данные изъяты> государственный регистрационный знак № под управлением Дария Василия Александровича и других транспортных средств, в том числе автомобиля марки <данные изъяты>» государственный регистрационный знак №, под управлением водителя ФИО, в результате которого ФИО причинены телесные повреждения, от которых последний скончался на месте дорожно-транспортного происшествия. По данному факту следственным отделом МО МВД России «Павлово-Посадский», 06.01.2022, возбуждено уголовное дело № №,попризнакам преступления,предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ.В рамках данного уголовного дела предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения,повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, повлекшее по неосторожности смерть человека, Дарию Василию Александровичу.Как установлено приговором суда от 12.05.2023, вступившим в законную силу 17.10.2023 Определением апелляционной инстанции, и подтверждается материалами уголовного дела, приговором Павлово-Посадского городского суда Московской области от 12 мая 2023 года Дарий Василий Александрович признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 264 Уголовного кодекса РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 2 (два) года 6 (шесть) месяцев с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 2 (два) года, с отбыванием наказания в виде лишения свободы в колонии-поселении.Королева Татьяна Владимировна признана по уголовному делу потерпевшей, так как на момент смерти ФИО приходилась ему супругой.В связи с чем истица просит взыскать с Дарий В.А.в счет возмещения материального ущерба в размере 190 450 руб. 00 коп.и в счет компенсации причиненного морального вреда в размере 1500000 руб. 00 коп.
Истец Королева Т.В. в судебном заседании заявленные уточненные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Ответчик Дарий В.А. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещался о времени и месте судебного заседания по месту регистрации по адресу: <адрес>, о чем свидетельствует приобщенный к материалам дела конверт, об уважительных причинах неявки не сообщал, заявления о признании исковых требований не предоставлял.
Помощник Павлово-Посадского городского прокурора Московской области Нагайцева С.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований истца в сумме определенной на усмотрение суда.
В соответствии со ст. 35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, при этом они несут процессуальные обязанности, установленные действующим ГПК РФ и иными федеральными законами, при неисполнении которых наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
В соответствии со ст. 119 ГПК РФ, при неизвестности места пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика.
Поскольку последнее место жительства ответчиков суду известно, неизвестно только место пребывания ответчиков, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие ответчиков в соответствии со ст.119 ГПК РФ.
Учитывая, что место жительства ответчиков известно, оснований для назначения адвоката в качестве представителя ответчиков в соответствии со ст. 50 ГПК РФ не имеется.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, суд находит, что уточненные исковые требования Королевой Т.В.кДарий В.А. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в частипо следующим основаниям.
Из материалов настоящего гражданского дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ произошло ДТП с участием автомобилей <данные изъяты> государственный регистрационный знак № под управлением Дария Василия Александровича и других транспортных средств, в том числе автомобиля марки <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, под управлением водителя ФИО, в результате которого ФИО причинены телесные повреждения, от которых последний скончался на месте дорожно-транспортного происшествия. По данному факту следственным отделом МО МВД России «Павлово-Посадский», 06.01.2022, возбуждено уголовное дело № №, по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ.
В рамках данного уголовного дела предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, повлекшее по неосторожности смерть человека, Дарию Василию Александровичу.
Как установлено приговором суда от 12.05.2023, вступившим в законную силу 17.10.2023 Определением апелляционной инстанции, и подтверждается материалами уголовного дела, приговором Павлово-Посадского городского суда Московской области от 12 мая 2023 года Дарий Василий Александрович признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 264 Уголовного кодекса РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 2 (два) года 6 (шесть) месяцев с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 2 (два) года, с отбыванием наказания в виде лишения свободы в колонии-поселении.
Королева Татьяна Владимировна признана по уголовному делу потерпевшей, так как на момент смерти ФИО приходилась ему супругой.
Согласно статье 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
На основании статьи 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10 от 20.12.1994 года «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
В соответствии с п. 2 указанного Постановления под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
При определении размера компенсации морального вреда степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств при причинении морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий. Важнейшим критерием при определении размера компенсации являются требования разумности и справедливости.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 определено, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. Поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсация, по мнению суда, должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.
Согласно п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 года №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» при рассмотрении дел о компенсации морального вреда в связи со смертью потерпевшего иным лицам, в частности членам его семьи, иждивенцам, суду необходимо учитывать обстоятельства, свидетельствующие о причинении именно этим лицам физических или нравственных страданий. Указанные обстоятельства влияют также и на определение размера компенсации этого вреда. Наличие факта родственных отношений само по себе не является достаточным основанием для компенсации морального вреда.
Поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается.
Таким образом, факт причинения морального вреда в виде нравственных и физических страданий полностью доказан обстоятельствами настоящего гражданского дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Разрешая спор, суд руководствуется вышеприведенными нормами права и исходит из того, что в материалах дела имеются доказательства факта причинения ответчиком, смерти супруга истца, вследствие чего, она испытывает страдания, являющиеся основанием для взыскания морального вреда.
На основании изложенного, учитывая фактические обстоятельства, при которых истцу был причинен моральный вред, то обстоятельство, что сам по себе факт смерти человека не может не причинить его родным и близким людям соответствующих нравственных страданий в виде глубоких переживаний, полученного стресса, чувства потери и горя, принимая во внимание виновное поведение ответчика, совершения им преступления, объем и характер, причиненных истцу нравственных страданий, выраженных в переживаниях в связи с утратой супруга, а также учитывая принцип разумности и справедливости, характер причиненных истцу нравственных страданий, суд считает размер компенсации морального вреда в размере 1 500 000 руб. чрезмерным и считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца в возмещении морального вреда денежную компенсацию в размере 1 000 000 рублей.
Также подлежат взысканию требования истца о компенсации причиненных убытков по оплате ритуальных услуг по следующим основаниям.
Статьей 15 ГК РФ установлено: лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно положениям абзаца второго части 3 ст. 1079 ГК РФ, вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях (статья 1064).
В соответствии со ст. 1094 ГК РФ лица, ответственные за вред, вызванный смертью потерпевшего, обязаны возместить необходимые расходы на погребение лицу, понесшему эти расходы. Пособие на погребение, полученное гражданами, понесшими эти расходы, в счет возмещения вреда не засчитывается.
Перечень необходимых расходов, связанных с погребением, содержится в Федеральном законе от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Согласно ст. 3 вышеуказанного Закона погребение - обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).
Согласно ч. 1, 3 ст. 5 ФЗ "О погребении и похоронном деле" волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме: быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими.
В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Таким образом, в силу статьи 5 ФЗ "О погребении и похоронном деле" вопрос о размере необходимых расходов на погребение должен решаться с учетом необходимости обеспечения достойного отношения к телу умершего и его памяти.
По смыслу ст. 12 ФЗ "О погребении и похоронном деле" погребение определяется как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. В состав действий по погребению включаются услуги по предоставлению гроба и других ритуальных предметов (венки и другое), перевозка тела (останков) умершего на кладбище, организация подготовки места захоронения, непосредственное погребение, установка ограды, памятника на могилу.
Затраты на погребение могут возмещаться на основании документов, подтверждающих произведенные расходы на погребение, т.е. размер возмещения не поставлен в зависимость от стоимости гарантированного перечня услуг по погребению, установленного в субъекте РФ или в муниципальном образовании, предусмотренного ст. 9 Федерального закона N8-ФЗ от 12.01.1996 "О погребении и похоронном деле".
В связи с чем, требования Королевой Т.В. о взыскании с Дарий В.А. компенсации причиненных убытков по оплате ритуальных услуг в размере 190 450 рублей, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, -
р е ш и л :
Исковое заявление Королевой Татьяны Владимировны удовлетворить частично:
Взыскать с Дарий Василия Александровичав пользу Королевой Татьяны Владимировны компенсацию причиненных убытков по оплате ритуальных услуг в размере 190 450 рублей, а также компенсацию морального вреда, причиненного преступлением, в размере 1 000 000 рублей, а всего взыскать с него 1 190 450 (один миллион сто девяносто тысяч четыреста пятьдесят) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Королевой Татьяны Владимировныо взыскании компенсацию морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца, ответчики также вправе подать в Павлово-Посадский суд заявления об отмене этого решения в течение семи суток со дня получения копии решения суда.
Решение изготовлено в окончательной форме 26.03.2024.
Председательствующий С.У. Ванеев