УИД 57RS0022-01-2023-002526-33 производство №-2-2706/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 октября 2023 года город Орел
Заводской районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Щербакова А.В.,
при секретаре Григорьевой Е.В.,
с участием: истца Агошковой Н.А., ее представителя Дмитровской Ж.Н. /ордер (номер обезличен) от (дата обезличена)/, представителя ответчика Чеботаревой О.В. /доверенность (номер обезличен) от (дата обезличена)/,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Агошковой Натальи Анатольевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии и назначении пенсии,
установил:
истец Агошкова Н.А. обратилась в суд с иском к ответчику - Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области, заявив требования о признании права на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста на три года в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
В обоснование заявленных требований указала, что при обращении к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС, в назначении пенсии ей было отказано. Считает указанный отказ необоснованным, поскольку на момент аварии, то есть с (дата обезличена) по (дата обезличена) она проживала в (адрес обезличен), Орловского района, Орловской области, а с (дата обезличена) по ноябрь 1987 года имела регистрацию в (адрес обезличен) Орловского района, Орловской области, затем была зарегистрирована и проживала в (адрес обезличен), указанные населенные пункты были отнесены к территории зоны проживания с льготным социально – экономическим статусом, в связи с чем полагает, что имеет право на досрочное назначение пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста.
В судебном заседании истец Агошкова Н.А., ее представитель – адвокат Дмитровская Ж.Н. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили суд признать за истцом право на досрочное назначение пенсии со снижением пенсионного возраста на три года в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации №-1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом периода ее проживания в с. Становой Колодезь с 26.04.1986 по 30.11.1987, обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии ей с момента обращения в Пенсионный фонд с заявлением, то есть с 29.06.2023, поскольку необходимого возраста 52 года она достигла 27.03.2022, Агошкова Н.А. суду пояснила, что она на момент аварии на Чернобыльской АЭС проживала с родителями в с. Становой Колодезь, обучалась в Становоколодезьской средней школе, которую окончила 30.06.1987, получала медицинскую помощь в Станово-Колодезьской врачебной амбулатории, в Плещеевской больнице. Факт проживания ее вместе с членами семьи в с. Становой Колодезь в период с 26.04.1986 по 30.11.1987 подтверждается представленными документами и показаниями свидетелей.
Оспаривая обоснованность предъявленных требований, представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области по доверенности Чеботарева О.В. в судебном заседании указала на то, что постоянное проживание на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом подтверждается регистрацией в паспорте или справкой жилищных органов о регистрации по месту жительства. Поскольку факт регистрации Агошковой Н.А. на загрязненной территории в спорный период не подтвержден документально, права на уменьшение возраста на три года для назначения пенсии досрочно она не имеет, между тем, с учетом наличия периода проживания на загрязненной территории в течении 7 лет, 1 месяца 7 дней, истец имеет право на досрочное назначение пенсии с 54 лет.
Суд, выслушав стороны, допросив свидетеля, изучив материалы дела, находит исковые требования Агошковой Н.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона №-400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 №-350-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 №-350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» за гражданами, достигшими до 01.01.2019 возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013 №-400-ФЗ «О страховых пенсиях», сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
Как установлено статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 №-400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на 31.12.2018) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с Законом РФ №-1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон) гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, назначается пенсия по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста.
В силу статьи 34 данного Закона гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно примечанию к статье 35 Закона РФ от 15.05.1991 года №-1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 №-166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения при наличии трудового стажа не менее пяти лет.
На основании части 3 статьи 7 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством РФ не реже чем один раз в 5 лет.
В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от (дата обезличена) (номер обезличен)-р, действовавшем до (дата обезличена), указаны населенные пункты – (адрес обезличен) и (адрес обезличен), Орловского района, Орловской области, как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с (дата обезличена) по (дата обезличена).
В связи с принятием Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 №-403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
В силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 20) и международными актами о правах человека каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ допускается только на основании закона.
Статьей 3 Федерального закона №-5242-1 от 25.06.1993 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Однако, регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.
При разрешении спора судом было установлено, что (дата обезличена) Агошкова Н.А. обратилась в ОСФР по Орловской области с заявлением о назначении пенсии со снижением пенсионного возраста в связи с проживанием на территории зоны с льготно-экономическим статусом.
Решением (номер обезличен) ОСФР по Орловской области Агошковой Н.А. было отказано в праве на снижение пенсионного возраста в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, поскольку период проживания на загрязненной территории, подтвержденный документально, составил в общей сложности 7 лет 1 месяц 7 дней, что дает ей право на назначение пенсии по достижении 54 лет.
В соответствии с паспортом гражданина РФ (номер обезличен) истец Агошкова Н.А., (дата обезличена) года рождения, уроженка (адрес обезличен), Орловского района, с (дата обезличена) по (дата обезличена) была зарегистрирована по адресу: Орловская область, Орловский район, (адрес обезличен), а с (дата обезличена) по настоящее время – (адрес обезличен), сведения о других регистрациях отсутствуют.
Между тем, факт проживания истца в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в (адрес обезличен), Орловского района, Орловской области подтверждается записями ее медицинской карты, где указаны ее обращения в Плещеевскую ЦРБ в июне, июле 1986 года, мае 1987 года, место жительства – (адрес обезличен).
Из посемейного журнала учета прививок Станово-Колодезьской врачебной амбулатории также следует, что по месту жительства (дата обезличена) ей были сделаны соответствующие прививки.
Согласно справке (номер обезличен) от (дата обезличена) Становоколодезьской средней общеобразовательной школе, расположенной в (адрес обезличен), Агошкова Н.А. обучалась в данном образовательном учреждении с (дата обезличена) по (дата обезличена).
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО5 и ФИО6 подтвердили факт постоянного проживания истца в (адрес обезличен) вместе с родителями в спорный период.
Не доверять показаниям вышеназванного свидетеля у суда оснований не имеется, его показания суд счел правдивыми и согласованными как с материалами дела, так и с пояснениями самого истица в судебном заседании.
В Определении Верховного Суда РФ от 04.06.2004 указано, что каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом РФ, в том числе и показания свидетелей (Бюллетень Верховного Суда РФ № 7, июль 2005).
На основании части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
В силу статьи 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Учитывая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о доказанности факта постоянного проживания Агошковой Н.А. в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в (адрес обезличен), Орловского района, Орловской области.
Поскольку истец в оспариваемый период постоянно проживала в населённом пункте, относящимся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, суд считает, что Агошкова Н.А. имеет право на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста на три года с учетом периода проживания, засчитанного ответчиком, в соответствии со статьей 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В связи с тем, что Агошкова Н.А. необходимого возраста достигла (дата обезличена), а к ответчику с заявлением обратилась (дата обезличена), суд полагает, что пенсия ей должна быть назначена с (дата обезличена), так как в соответствии с частью 1 статьи 22 ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Агошковой Натальи Анатольевны (паспорт (номер обезличен) выдан (дата обезличена) Межрайонным отделом УФМС России по Орловской области, код подразделения 570-030) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области (ИНН (номер обезличен)) о признании права на досрочное назначение пенсии и назначении пенсии удовлетворить.
Признать за Агошковой Натальей Анатольевной право на назначение досрочной пенсии в соответствии со статьей 34 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения пенсионного возраста на три года.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области назначить и производить выплату пенсии Агошковой Наталье Анатольевне с 29.06.2023.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Заводской районный суд г.Орла в течение месяца со дня составления его полного текста.
Мотивированное решение составлено 26.10.2023.
Судья А.В. Щербаков