Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1609/2024 (2-8605/2023;) ~ М-7198/2023 от 19.12.2023

Дело № 2-1609/2024 (2-8605/2023)

УИД:

        РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 апреля 2024 года                                          город Новосибирск

Центральный районный суд г. Новосибирска в составе:

председательствующего судьи                                                                  Хитренко А.И.

при секретаре судебного заседания                                                        Кравченко Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Новосибирска, действующего в интересах несовершеннолетней Крыловой В. Р. к Министерству здравоохранения <адрес> о возложении обязанности бесплатно обеспечить медицинскими изделиями, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий,

у с т а н о в и л:

<адрес>, действующий в интересах несовершеннолетней Крыловой В.Р., обратился в суд с указанным иском и просил обязать Министерство здравоохранения по Новосибирской области обеспечить Крылову В.Р., за счет средств областного бюджета, изделиями медицинского назначения: датчиками FreeStyle Libre системы флеш-мониторинга в количестве 27 штук в год, до момента отмены осуществления самоконтроля гликемии по медицинским показаниям.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что прокуратурой района по обращению Крыловой М.В., действующей в интересах несовершеннолетней дочери Крыловой В.Р. была проведена проверка по факту непредоставления последней системы флеш-мониторинга глюкозы – ФМГ FreeStyle Libre. В ходе проверки установлено, что Крылова В.Р. является ребенком-инвалидом в связи с поставленным диагнозом «сахарный диабет первого типа». Согласно медицинским документам истцу показано применение системы флеш-мониторирования FreeStyle Libre на постоянно основе, что обусловлено возрастом несовершеннолетнего, вариабельностью гликемии и необходимостью осуществления самоконтроля гликемии. Таким образом, использование системы флеш-мониторинга является жизненно необходимым для несовершеннолетнего.

Представитель истца помощник прокурора Центрального района г. Новосибирска Андроханова А.В., действующая по поручению, на основании служебного удостоверения, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, дала соответствующие пояснения.

Законный представитель Крыловой В.Р.Крылова М.В. в судебном заседании полагала исковые требования подлежащими удовлетворению, дала соответствующие пояснения.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Новосибирской области в судебное заседание не явился, извещен, ранее направил суду письменные возражения в которых заявленные исковые требования не признал по изложенным в них основаниям, указал, что истец обеспечена системой непрерывного мониторинга.

Представитель третьего лица ГБУЗ НСО "Городская клиническая поликлиника " в судебное заседание не явился, извещен, причины неявки суду не сообщил.

Суд в соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, установил следующее.

Судом установлено, что Крыловой В.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., согласно выписному эпикризу ГБУЗ НСО «ГНОКБ» установлен диагноз: «Сахарный диабет 1 типа» (л.д. 11).

Законный представитель обратилась в прокуратуру с заявлением о необеспечении ее ребенка указанной системой.

Прокуратура полагая, что ребенок должен быть обеспечен системой непрерывного мониторинга FreeStyle Libre, провела проверку по факту соблюдения Министерством здравоохранения НСО требований законодательства об обеспечении детей-инвалидов необходимой системой флэш-мониторинга, которой установлено, что несовершеннолетний указанной системой флэш-мониторинга не обеспечена, что послужило основанием обращения в суд с данным иском.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В связи с не обеспечением ребенка-инвалида указанным лекарственным препаратом, прокурор обратился в суд с указанным иском в интересах несовершеннолетнего.

Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 утверждены Перечень социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В Перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10-Е14).

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, входят препараты для лечения сахарного диабета.

При этом, указанным Перечнем системы непрерывного мониторинга FreeStyle Libre не предусмотрены.

Распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2023 года № 3285-р «О распределении субсидий бюджетам субъектам РФ в 2023 - 2024 годах в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий по обеспечению детей с сахарным диабетом 1 типа» субъектам Российской Федерации выделены субсидии на предоставление в 2023 - 2024 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий по обеспечению детей с сахарным диабетом 1 типа системами непрерывного мониторинга глюкозы в рамках реализации федерального проекта «Борьба с сахарным диабетом» государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 22 января 2021 №22н был утвержден Стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение), согласно пункту 2.2 которого по возрастной категории – дети по коду заболевания E10.9 Инсулинзависимый сахарный диабет без осложнений, предусмотрены медицинские услуги для лечения заболевания и контроля за лечением в виде исследования уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования.

Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2023 года № 2353 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее – Программа), согласно которой установлен перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно.

Гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы при следующих заболеваниях и состояниях, к числу которых относятся болезни эндокринной системы (раздел III Программы).

За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляются обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно (раздел V Программы).

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Новосибирской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, которая включает в себя перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В рамках Программы (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляются первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная медицинская помощь (раздел II Программы).

В перечень препаратов, отпускаемых населению по рецептам врачей бесплатно, отнесены препараты для лечения сахарного диабета (приложение №1 к Программе).

Из пункта 35 Приложения следует, что предусматривается комплексное лечение тяжелых форм сахарного диабета и гиперинсулинизма на основе молекулярно-генетических, гормональных и иммунологических исследований с установкой помпы под контролем систем суточного мониторирования глюкозы.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:

1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;

3) на основе клинических рекомендаций;

4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минздрава России от 22 января 2021 № 22н «Об утверждении стандарта медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение» (утвержден стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение), согласно которому медицинские услуги для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением включают в себя лабораторные исследования - исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования.

Согласно части 15 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (пункт 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ).

Таким образом, предоставление инвалиду, страдающему заболеванием «сахарный диабет» (социально значимое заболевание), медицинских изделий, не входящих в программу государственных гарантий, осуществляется бесплатно, если решением врачебной комиссии ему по жизненным показаниям рекомендовано использование этих медицинских изделий.

В судебном заседании истцу и законному представителю несовершеннолетнего судом было предложено представить относимые и допустимые доказательства наличия показаний для обеспечения изделием конкретного наименования (FreeStyle Libre), не входящего в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, а так же доказательства невозможности использования изделия иного наименования.

А так же судом разъяснялось право ходатайствовать о назначение по делу судебной экспертизы.

Однако, в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, таких доказательств суду представлено не было. Ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявлено.

Представленные законным представителем несовершеннолетнего в материалы дела фотографии с показаниями передатчика непрерывного мониторинга глюкозы СТ-100СТ14 и датчика глюкозы СТ-202, якобы свидетельствующие о том, что мониторинг по сахару указанных систем имеет большое расхождение, в сравнении с системой FreeStyle Libre, не являются допустимым доказательством в смысле статьи 60 Гражданского кодекса РФ, указанные доводы основаны на личном суждении законного представителя, не подтверждены материалами исследования, в связи с чем, не могут быть приняты судом во внимание.

В материалы дела представлено заключение врачебной комиссии ГБУЗ НСО «ГКП №22» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 51), согласно которому, несовершеннолетней показан непрерывный контроль гликемии и использование непрерывного мониторинга глюкозы, однако ссылки на необходимость применения для указанного мониторинга именно системы FreeStyle Libre в заключении врачебной комиссии не указана.

Как уже указано судом выше, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы для установления необходимости использования для непрерывного контроля гликемии и непрерывного мониторинга глюкозы системой FreeStyle Libre ни истцом, ни законным представителем несовершеннолетнего не заявлено, несмотря на то, что суд в судебном заседании ставил вопрос о назначении по делу судебной экспертизы.

Таким образом, в материалы дела не представлено доказательств нуждаемости истца в непрерывном мониторинге гликемии и непрерывного мониторинга глюкозы именно системой FreeStyle Libre, подтвержденных заключением врачебной комиссии.

Между тем, учитывая содержание заключения врачебной комиссии ГБУЗ НСО «ГКП №22» от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости непрерывного мониторинга глюкозы, утверждение распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р соответствующих субсидий предоставляемых из федерального бюджета в 2023 - 2024 годах бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий по обеспечению детей с сахарным диабетом 1 типа, ответчиком были закуплены для несовершеннолетнего:

- передатчик непрерывного мониторинга глюкозы СТ-100С14 (1 единица);

- датчики глюкозы СТ-202 в количестве 6 штук (на один квартал), что подтверждается представленной в материалы дела копий реестра рецептов, по которым отпущены лекарственные средства.

Согласно указанному реестру, датчики получены законным представителем Крыловой В.Р. ДД.ММ.ГГГГ.

Данное обстоятельство не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

Согласно общедоступной информации, CT14 – инновационная система непрерывного мониторинга уровня глюкозы с диапазоном измерений от 1,7 до 25 ммоль/л (30-450 мг/дл) и интервалом измерений всего 3 минуты.

Таким образом, несовершеннолетняя обеспечена системами непрерывного мониторинга гликемиии.

Как уже указано выше, доказательств нуждаемости несовершеннолетней именно в системе FreeStyle Libre материалы дела не содержат.

Суд, анализируя представленные по делу доказательства, с учетом их оценки на относимость и допустимость, приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства было установлено, что несовершеннолетняя, по состоянию своего здоровья, нуждается в обеспечении изделиями непрерывного мониторинга глюкозы, ответчик обеспечил несовершеннолетнюю соответствующим медицинским изделием. Доказательств того, что данное изделие не соответствует требованиям законодательства, не подходит лицу ввиду индивидуальных особенностей, в материалы дела не представлено, равно как и не представлено доказательств того, что несовершеннолетняя нуждается именно в системе мониторинга FreeStyle Libre по жизненно важным показаниям, в связи с чем, основания для удовлетворения иска у суда отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

р е ш и л:

Исковые прокурора Кировского района г. Новосибирска, действующего в интересах несовершеннолетней Крыловой В. Р. к Министерству здравоохранения Новосибирской области о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями - оставить без удовлетворения.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение суда составлено 2024 года.

Судья                            Хитренко А.И.

2-1609/2024 (2-8605/2023;) ~ М-7198/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Кировского района города Новосибирска
Информация скрыта
Крылова Марина Валерьевна
Ответчики
Министерство здравоохранения Новосибирской области
Другие
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Городская клиническая поликлинника № 22"
Суд
Центральный районный суд г. Новосибирска
Судья
Хитренко Анастасия Игоревна
Дело на сайте суда
centralny--nsk.sudrf.ru
19.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.12.2023Передача материалов судье
21.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2024Судебное заседание
26.02.2024Судебное заседание
03.04.2024Судебное заседание
23.04.2024Судебное заседание
07.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.06.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее