РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
18 декабря 2019 года г. Старый Оскол
Судья Старооскольского городского суда Белгородской области Семендяева Н.В.,
с участием заявителя – защитника ООО «Агропромышленный комплекс «ПРОМАГРО», в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении – Рачка С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «АПК «ПРОМАГРО» Рачка С.И. на постановление о назначении административного наказания по делу № 424/156,
установила:
Постановлением исполняющей обязанности начальника Старооскольского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области – главным инспектором города Старый Оскол и Старооскольского района по использованию и охране земель Аникеевой М.В. ООО «АПК «ПРОМАГРО» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Согласно постановлению, в ходе проверки 11.09.2019 года установлено, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб. общей площадью 473+/-8 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, для обслуживания столярной мастерской, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит ООО «АПК «ПРОМАГРО» на праве собственности на основании постановления администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 28.10.2016 № 4652, договора купли-продажи земельного участка (под зданием, строением, сооружением) № 16/16 от 28.11.2016, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 22.02.2017 сделана запись регистрации №.
Земельный участок с кадастровым номером № учтен в ЕГРН в границах, сведений о которых достаточно для определения их на местности. Согласно проведенным в натуре с помощью рулетки измерительной металлической Р50УЗК (регистрационный номер №, свидетельство о поверке ФБУ «Белгородский ЦСМ» № СП-102489 от 31.11.2018) промерами установлено, что площадь земельного участка составляет 473,0 кв.м. В границах земельного участка с кадастровым номером № расположено нежилое здание – столярная мастерская.
Также в ходе проведения проверки установлено, что с южной стороны перед фасадом здания ООО «АПК «ПРОМАГРО» самовольно занят и используется без правоустанавливающих документов земельный участок площадью 522,0 кв.м. из земель, государственная собственность которых не разграничена. Самовольно занятый земельный участок огорожен бетонным забором с земельным участком с кадастровым номером №, доступ третьи лицам на территорию ограничен (имеется металлическая дверь с висящим замком, на момент проверки дверь была открыта).
ООО «АПК «ПРОМАГРО» использует данный земельный участок без правоустанавливающих документов, то есть заняло его самовольно, что является нарушением ст. 7.1 КоАП РФ.
Общество с ограниченной ответственностью «Агропромышленный комплекс «ПРОМАГРО», не согласившись с данным постановлением, обратилось в суд с жалобой. В жалобе просит признать ООО «АПК «ПРОМАГРО» невиновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ в связи с отсутствием состава правонарушения, постановление отменить либо снизить штраф до размера ниже минимального. Автор жалобы указал, что ООО «АПК «ПРОМАГРО» остается заинтересованным в получении вышеназванного земельного участка во владение и пользование (аренду) и готово надлежащим образом оформить правоустанавливающие документы на данный земельный участок, в настоящее время предприняты действия по оформлению земельного участка в виде подачи пакета документов в МАУ «МФЦ» Старооскольского городского округа по Белгородской области. Считает, что должностным лицом, вынесшим постановление, оставлено без внимания ходатайство представителя ООО «АПК «ПРОМАГРО» о назначении административного штрафа менее минимального размера.
В судебном представитель ООО «АПК «ПРОМАГРО» Рачок С.И. доводы жалобы поддержал.
Представитель Старооскольского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области Абсатарова Н.М. в письменных возражениях на жалобу ООО «АПК «ПРОМАГРО» просила обжалуемое постановление оставить без изменения.
Выслушав представителя ООО «АПК «ПРОМАГРО», в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении – Рачка С.И., проверив материалы дела, доводы возражений, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делу об административных правонарушениях являются всесторонне, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Объективная сторона включает в себя, в том числе, действия по пользованию земельным участком без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. При этом для названных действий квалифицирующими признаками являются наличие разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженного с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю. Субъектом административного правонарушения является лицо, использующее земельные участки без правоустанавливающих документов.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Земельного Кодекса РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории, которая утверждается органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, при отсутствии оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельных участков, предусмотренных п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации, разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Результатом предоставления муниципальной услуги является выдача разрешения на использование земель или земельного участка в виде уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Исходя из положений п. 1 ст. 26 Земельного Кодекса РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно положениям п.п. 2-4 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ (в ред. от 02.08.2019 г.) «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Статьей 28 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» определено, что Государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Форма выписки, состав сведений, включаемых в нее, а также требования к ее формату в электронной форме определяются в соответствии со статьей 62 настоящего Федерального закона. Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки. При этом специальная регистрационная надпись на документе, выражающем содержание сделки и представленном в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора прав. Форма специальной регистрационной надписи, состав включаемых в нее сведений и требования к ее заполнению, а также требования к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
В силу ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.
Таким образом, приведенные нормы предусматривают обязанность по оформлению документов на право пользования земельным участком.
Под предоставлением в аренду или в собственность земельного участка действующее законодательство подразумевает совершение землепользователем действий, направленных на формирование земельного участка и заключение договора аренды или купли-продажи земельного участка, основания для которых предусмотрены главой 5 Земельного Кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что ООО «АПК «ПРОМАГРО» самовольно заняло и использует без правоустанавливающих документов земельный участок площадью 522,0 кв.м. Самовольно занятый земельный участок огорожен бетонным забором с земельным участком с кадастровым номером №, доступ третьи лицам на территорию ограничен.
Документы, подтверждающие наличие оформленных в установленном законом порядке земельно-правовых отношений ООО «АПК «ПРОМАГРО» на земельный участок на кадастровом плане территории площадью 522,0 кв.м. не представлены.
Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок в виде административного штрафа на юридических лиц - в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Факт совершения ООО «АПК «ПРОМАГРО» указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются исследованными в судебном заседании письменными материалами дела, в том числе актом проверки, схематическим чертежом земельного участка, фототаблицей, протоколом об административном правонарушении от 28 октября 2019 года.
Обжалуемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом, с соблюдением установленного для этой категории дел срока давности привлечения к административной ответственности, в постановлении имеются ссылки на доказательства, отвечающие требованиям ст. 26.2 КоАП РФ, нарушений норм процессуального права при производстве по делу не допущено, наказание виновному юридическому лицу назначено в пределах санкции соответствующей статьи КоАП РФ и является соразмерным содеянному.
Сама по себе справка ПАО «Сбербанк» о наличии ссудной задолженности ООО «АПК «ПРОМАГРО» перед кредитной организацией в размере 600 000 000 рублей 00 копеек, приобщенная к материалам дела по ходатайству защитника юридического лица Рачка С.И., без учета совокупности иных сведений, свидетельствующих о материальном положении привлеченного в административной ответственности юридического лица, не дает оснований суду для снижения в соответствии с п.3.2 ст.4.1 КоАП РФ штрафа, назначенного административным органом. Иные доводы заявителя о снижении наказания в связи с установленными, по его мнению, смягчающими обстоятельствами, позволяющими считать их исключительными: добровольное исполнение предписания, оказание содействия административному органу в установлении обстоятельств дела, ненамеренный характер действий, отсутствие наступления негативных последствий, - должностным лицом административного органа, рассмотревшим дело, таковыми не признаны. Суд также не усматривает оснований считать данные обстоятельства исключительными.
Принимая во внимание изложенное выше, оснований для отмены либо изменения обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении, в том числе независимо от доводов жалобы заявителя, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь 30.5-30.8 КоАП РФ,
решила:
Постановление исполняющей обязанности начальника Старооскольского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области – главного инспектора города Старый Оскол и Старооскольского района по использованию и охране земель Аникеевой М.В. от 29 октября 2019 года по делу №424/156 о назначении административного наказания ООО «АПК «ПРОМАГРО» – оставить без изменения, жалобу защитника Рачка С.И. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд через Старооскольский городской суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья Старооскольского
городского суда Н.В. Семендяева