Дело № 37RS0019-01-2023-000162-24
(2 –650/2024)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 июля 2024 года г. Иваново
Советский районный суд гор. Иваново
в составе председательствующего судьи Маракасовой Д.В.
при секретаре Наумовой П.А.,
с участием:
представителя ответчика Варфоломеевой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново гражданское дело иску Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области к ТСЖ «Иволга» о понуждении устранить нарушения жилищного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области первоначально обратилась в Октябрьский районный суд г. Иваново суд с иском к ООО «ГК «Жилищный стандарт» о понуждении устранить нарушения жилищного законодательства. Требования мотивированы тем, что согласно реестру лицензий Ивановской области ООО «ГК «Жилищный стандарт» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии Л045-01299-37/00151973 от 25.04.2022, в том числе, осуществляет деятельность по управлению домом № 21 по ул. 2-я Чайковского, г. Иваново (далее - МКД). На основании решения Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - Служба, Ивгосжилинспекция) от 07.03.2023 № 227-Р инспектором Службы был проведен внеплановый инспекционный визит в отношении ООО «ГК «Жилищный стандарт» с целью проверки фактов, изложенных в обращении № вх-2020-019/1-14 от 15.02.2023 по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества МКД и соблюдения лицензионных требований. В результате инспекционного визита от 10.03.2023 установлены следующие нарушения: ограждения общих балконов в МКД повреждены, местами погнуты, не имеют креплений, имеют повреждения окрасочного слоя, следы коррозии, эвакуационные люки на общих балконах местами не окрашены, имеют следы коррозии, что является нарушением лицензионных требований, установленных пп. «а», «б» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее - Положение № 1110), обязательных требований, установленных п.п. 9, 27 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (далее - Минимальный перечень), пп. «а», «б» п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее - Правила № 491), п.п. 4.2.1.5, 4.2.4.3, 4.2.4.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее - Правила № 170); выявлены разрушения балконных плит, на некоторых участках поверхности балконных плит оголение арматуры, что является нарушением лицензионных требований, установленных пп. «а», «б» п. 3 Положения № 1110, обязательных требований, установленных пп. «а», «б» п. 10 Правил № 491, п.п. 4.2.1.5, 4.2.4.2 Правил № 170, п. 9 Минимального перечня; в правом, левом крыле МКД, на лестничных клетках верхних этажей, имеется повреждение отделочного слоя в виде сухих следов протечек, что является нарушением лицензионных требований, установленных п.п. «а», «б» п. 3 Положения № 1110, обязательных требований, установленных п. 4.3.1, 4.6.1.1, 4.10.2.1 Правил № 170), п.п. 7, 11 раздела I Минимального перечня, п.п. «а», «б» п. 10, п.п. «з» пункта 11 Правил № 491. Результаты данной проверки оформлены актом от 10.03.2023 №7-ая. На основании указанного акта проверки Службой выданы рекомендации от 10.03.2023 и вынесено Предписание от 10.03.2023 №1-ая со сроком исполнения до 13.06.2023 и предоставлением информации об исполнении до 15.06.2023. Мероприятия (работы), подлежащие исполнению в целях устранения выявленных нарушений по Предписанию: устранить разрушения балконных плит, на некоторых участках поверхности балконных плит оголение арматуры. Ввиду истечения срока исполнения предписания, а также принимая во внимание, что предписание не отменено, не изменено, незаконным не признано, Службой направлен запрос от 15.06.2023 за № исх-8789-019/1-08 о подтверждении исполнения Предписания в срок до 13.06.2023. Документы, подтверждающие исполнение предписания, управляющей организацией не представлены. В связи с непредставлением ООО ГК «Жилищный стандарт» информации по исполнению предписания Службой 12.07.2023 проведено обследование общего имущества МКД, по результатам которого установлено, что предписание не исполнено. На основании изложенного, истец просит суд обязать ответчика в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения жилищного законодательства в содержании общего имущества многоквартирного дома № 21 по ул. 2-я Чайковского г. Иваново, а именно: устранить разрушения балконных плит МКД, на некоторых участках поверхности балконных плит оголение арматуры.
Протокольным определением Октябрьского районного суда г. Иваново от 22.03.2024 произведена замена ответчика ООО ГК «Жилищный стандарт» на ТСЖ «Иволга».
Определением Октябрьского районного суда г. Иваново от 22.03.2024 дело передано по подсудности в Советский районный суд г. Иваново (л.д.126-127).
В судебное заседание представитель Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области не явился, извещен надлежащим образом о дате судебного заседания.
Представитель ответчика Варфоломеева Г.А., не возражала относительно удовлетворения требований, пояснила, что предприняты все меры для исполнения предписания, проводится капитальный ремонт фасада, в том числе проводятся работы по ремонту балконных плит. Работы выполнены частично, срок по договору подряда установлен до 30.09.2024. В связи с чем просила продлить срок исполнения решения до указанной даты.
Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что приказом Службы ГЖИ Ивановской области от 07.12.2023 указанный МКД исключен из реестра лицензий ООО ГК «Жилищный стандарт» с 01.01.2024.
В отношении указанного МКД протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений от 05.09.2023 избрана форма управления – ТСЖ «Иволга» (л.д.96-102).
Протоколом общего собрания собственник оповещений от 26.02.2024 установлен срок проведения капремонта фасада – до 31.10.2024 (л.д.103-107).
11.03.2024 заключен договор подряда № 11/03-24И с ИП Н.Н.В. и утверждена смета.
Срок исполнения договора - 30.09.2024.
В соответствии с ч.1 ст.20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, и правил содержания общего имущества в многоквартирном доме данными липами.
В соответствии с п.4 ч.12 ст. 20 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Согласно п. 1.3 Постановления Правительства Ивановской области от 13.12.2021 № 608-п «Об утверждении Положения о региональном государственном жилищном контроле (надзоре) и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ивановской области», органом, уполномоченным на осуществление государственного жилищного надзора на территории Ивановской области, является Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области.
Согласно п.3 ч.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (за исключением сетей связи, необходимых для оказания услуг связи собственникам помещений в многоквартирном доме или нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме по договорам социального найма).
Согласно ч.3 ст.39 ЖК РФ, правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.1 и ч.1.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Согласно ч.1.2 указанной статьи состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч.2.2 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения.
Согласно п.3 ч.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (за исключением сетей связи, необходимых для оказания услуг связи собственникам помещений в многоквартирном доме или нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме по договорам социального найма).
Согласно абз.4 п.9 Минимального перечня работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, включают в себя также выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках.
Согласно п. 4.2.1.5. Правил № 170 не допускается ослабление креплений выступающих деталей стен: карнизов, балконов, поясков, кронштейнов, розеток, тяги и др., разрушение и повреждение отделочного слоя, в том числе облицовочных плиток.
Согласно п. 4.2.3.1. Правил № 170 местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
Согласно п. 4.2.4.3. Правил № 170 отсутствие или неправильное выполнение сопряжений сливов и гидроизоляционного слоя с конструкциями, потеки на верхней поверхности балконных плит, ослабление крепления и повреждение ограждений балкона и лоджий должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
Разрушение консольных балок и плит, скалывание опорных площадок под консолями, отслоения, разрушения и обратный уклон (к зданию) пола балконов и лоджий следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
Согласно п. 4.2.4.5. Правил № 170 металлические ограждения, сливы из черной стали, цветочные ящики должны периодически окрашиваться атмосфероустойчивыми красками. Цвет краски должен соответствовать указанному в колерном паспорте фасада.
С учетом приваленных выше положений ЖК РФ суд приходит к выводу, что ТСЖ «Иволга» является лицом, ответственным за содержание общего имущества, ненадлежащее состояние которого установлено истцом в ходе инспекционного визита.
При таких обстоятельствах требования подлежат удовлетворению.
При определении срока исполнения решения суда, учитывая дату начала управления МКД, которая позднее даты выдачи предписания, а также принятые ответчиком меры к исполнению предписания, суд, исходя из срока проведения капремонта установленного договором, полагает необходимым согласиться с доводом представителя ответчика о продлении указанного срока до 30.09.2024.
В соответствии с ч. 1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
Поскольку иск, удовлетворен, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, которую должен был оплатить при подаче искового заявления неимущественного характера в размере 300 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-199, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области к ТСЖ «Иволга» о понуждении устранить нарушения жилищного законодательства удовлетворить.
Возложить на ТСЖ «Иволга» (ИНН 370001001) обязанность в срок до 30 сентября 2024 устранить нарушения жилищного законодательства в содержании общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Иваново, ул. 2-я Чайковского, д.21, а именно устранить разрушения балконных плит многоквартирного дома, на некоторых участках балконных плит оголение арматуры.
Взыскать с ТСЖ «Иволга» государственную пошлину в доход бюджета городского округа Иваново в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Д.В. Маракасова
В полном объеме решение изготовлено 10 июля 2024 года.