Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бодайбо 23 марта 2022 г.
Дело № 2-159/2022
Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе: судьи Ермакова Э.С., при секретаре Полкановой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Старковой Натальи Михайловны к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 4 г. Бодайбо» о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании оплаты времени вынужденного прогула и денежной компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
Старкова Наталья Михайловна обратилась в Бодайбинский городской суд с указанным исковым заявлением, в котором просит: 1) признать незаконным приказ директора Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 4 г. Бодайбо» (далее «МКОУ «ООШ № 4») от 25 ноября 2020 года * об отстранении её от работы в должности заведующей библиотеки, 2) взыскать в её пользу 139 338 рублей 07 копеек суммы оплаты времени вынужденного прогула со дня незаконного отстранения от работы и по день восстановления на работе и 10 000 рублей в качестве денежной компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истица указала, что приказом от 25 ноября 2020 года * она была отстранена от работы в должности заведующей библиотеки МКОУ «ООШ № 4» как не прошедшая вакцинацию от новой короновирусной инфекции COVID-19.
Полагает свой отказ от прохождения прививки лекарственными препаратами Гам-КОВИД-ВАК-М, КОВИД-глобулин (Спутник Лайт, ЭпиВакКорона, КовиВак), проходящими в настоящее время согласно данным информационного сайта Государственного реестра лекарственных средств клинические исследования (испытания) сроком до 31 декабря 2022 года, правомерным, соответствующим требованиям части 1 ст. 21 Конституции РФ, части 1 ст. 43 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», части 1 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», предусматривающим принципы добровольности участия пациентов в клиническом исследовании лекарственных препаратов, а так же возможность отказа от профилактических прививок.
Отстранение от работы ввиду отказа от участия в медицинском эксперименте не может, по мнению Старковой Н.М., являться основанием для отстранения от работы, поскольку является формой дискриминации.
Поскольку отстранение от работы истицы является незаконным, она в период с 26 ноября 2021 года лишилась заработка, который согласно произведенному ею расчету составил 139 338 рублей 07 копеек, а так же претерпела нравственные страдания размер денежной компенсации которых она оценивает в сумме 10 000 рублей.
В судебном заседании истец – Старкова Н.М. исковые требования поддержала и привела доводы, аналогичные содержанию искового заявления.
Представитель ответчика – МКОУ «ООШ № 4» Драгун О.В., действующая на основании доверенности от 10 января 2022 года, иск не признала и поддержала ранее представленные суду возражения, согласно которым не смотря на наличие гарантированного гражданину в части 1 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» права на отказ от профилактических прививок при осуществлении иммунопрофилактики, работодатель в силу положений части 2 этой статьи, а так же на основании ст. 76 ТК РФ вправе отстранять от работы тех работников, для которых вакцинация является обязательной в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года № 825.
Согласно перечню, приведенному в пункте 12 этого постановления, граждане, работающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, подлежат обязательной вакцинации.
В Национальный календарь прививок, утверждаемый в соответствии со ст. ст. 1, 9, 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» была внесена прививка против короновирусной инфекции SARS-CoV-2. При этом к приоритету первого уровня лиц, подлежащих вакцинации, были отнесены работники образовательных учреждений.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Иркутской области от 15 октября 2021 года № 69 установлена обязанность работников образовательных учреждений по вакцинации от CoVID-19 по медицинским показаниям.
Таким образом, по мнению представителя ответчика, Старкова Н.М. как работник образовательного учреждения, чья деятельность связана с высоким риском инфекционных заболеваний, в силу приведенных выше положений действующего законодательства подлежала обязательной вакцинации.
Приказом директора МКОУ «ООШ № 4» от 7 октября 2021 года определен перечень работников, в числе которых указана Старкова Н.М., которые должны были в срок до 24 ноября 2021 года представить работодателю имеющиеся сертификаты о прохождении вакцинации либо документально подтвержденные противопоказания к профилактической прививке против CoVID-19 или информацию об отказе от прохождения вакцинации.
Поскольку таких документов истица не представила, написала заявление об отказе от прохождения вакцинации и не предоставила документов, свидетельствующих о противопоказаниях к профилактической прививке, приказом директора МКОУ «ООШ № 4» от 25 ноября 2021 года * она была правомерно отстранена от работы без сохранения заработной платы.
Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения поданного Старковой Н.М. искового заявления к МКОУ «ООШ № 4» о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании оплаты времени вынужденного прогула и денежной компенсации морального вреда.
Конституцией Российской Федерации гарантировано, что каждый имеет право на охрану здоровья (часть 1 статьи 41). При этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3 статьи 17).
В соответствии со ст. 21 Трудового Кодекса Российской Федерации работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать трудовую дисциплину; выполнять установленные нормы труда; соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников; незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе, имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).
Согласно части 2 ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (абзац 8). В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (абзац 9).
Частью 1 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» предусмотрено право гражданина на отказ от профилактических прививок.
Вместе с тем, частью 2 ст. 5 указанного закона закреплено положение о том, что отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года № 825 утвержден «Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок» в пункте 12 которого предусмотрено, что к работам, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, отнесены работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Статьей 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» установлено, что профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации. Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (части 2 и 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 3).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 февраля 2021 г. № 47н «О внесении изменения в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. № 125н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2021 г., регистрационный № 62438) в национальный календарь прививок была внесена прививка против короновирусной инфекции SARS-CoV-2. При этом к приоритету первого уровня лиц, подлежащих вакцинации, были отнесены работники образовательных учреждений.
В силу положений пункта 6 части 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Иркутской области от 15 октября 2021 года № 69 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) отдельным категориям (группам) граждан в Иркутской области по эпидемическим показаниям» установлено, что на территории Иркутской области профилактические прививки по эпидемическим показаниям против коронавирусной инфекции (COVID-19) проводятся гражданам, подлежащим вакцинации, в том числе обязательной, включая работников образовательных организаций.
Как следует из материалов дела, приказом директора МКДОУ «ООШ № 4» от 7 ноября 2021 года *, изданным на основании пункта 6 части 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, части 2 ст. 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ, пункта 18.3 СП 3.1.3.2.3. 146-13, Приказа Минздрава России от 21 марта 2014 года № 125н, а так же в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача по Иркутской области от 15 октября 2021 года № 69, был определен перечень работников, относящихся к категории подлежащих обязательной вакцинации, в том числе Старкова Н.М. – заведующая библиотекой (пункт 1).
Предписано в срок до 24 ноября 2021 года предоставить работодателю имеющиеся сертификаты о прохождении вакцинации, документально подтвержденные противопоказания к профилактической прививке против новой короновирусной инфекции CoVID-19 или информацию об отказе от прохождения вакцинации (пункт 2); работникам, согласным на прохождение вакцинации – до 25 ноября 2021 года поставить профилактическую прививку первым компонентом или однокомпонентной прививки, в срок до 25 декабря 2021 года – вторым компонентом вакцины; сертификаты о прохождении вакцинации представить в течение 1 дня с момента их получения (пункт 3).
В случае отказа работника от прохождения вакцинации (при отсутствии документально подтвержденных противопоказаний к профилактической прививке) он будет отстранен от работы (не допущен к работе) без начисления заработной платы на период до прохождения вакцинации или отмены Постановлением Главного государственного санитарного врача по Иркутской области (пункт 4).
С данным приказом Старкова Н.М. ознакомлена под роспись 12 ноября 2021 года.
Приведенные выше обстоятельства, в частности ссылка в тексте приказа * на Постановление Главного государственного санитарного врача по Иркутской области от 15 октября 2021 года № 69, ознакомление работников с данным документом объективно указывают на его издание 7 ноября 2021 года, а не 7 октября 2021 года. Последняя дата является допущенной технической ошибкой и не влечет признание этого документа подложным.
В адресованном на имя директора МКОУ «ООШ № 4» заявлении от 25 ноября 2021 года она прямо отказалась от прохождения прививки против короновирусной инфекции, в связи с чем, приказом директора образовательного учреждения от 25 ноября 2021 года * Старкова Н.М. была отстранена от работы, выполнение которой связано с высоким риском заболеваний инфекционными болезнями, в связи с отказом от профилактической прививки против короновирусной инфекции (при отсутствии сведений о противопоказаниях) на период эпидемиологического неблагополучия. Заработную плату указанным работникам предписано не начислять.
25 ноября 2021 года Старкова Н.М. была ознакомлена с этим приказом, а 26 ноября 2021 года ей было вручено уведомление об отстранении от работы до предоставления сертификата о получении профилактической прививки от CoVID-19, заключение о наличии антител к CoVID-19, справку, подтверждающую противопоказания к профилактической прививке.
Однако таких документов истица не представила ни работодателю до 25 ноября 2021 года, ни в последующем. Не предоставлено ею таких доказательств и в настоящее судебное заседание в порядке ст. 56 ГПК РФ.
В судебном заседании истица дополнительно пояснила, что медицинских противопоказаний к прививке, подтвержденных документами, она не имела, тестов на наличие достаточных антител для устойчивости к CoVID-19 не сдавала, а от прохождения прививки против этого вирусного заболевания отказалась добровольно ввиду опасений за своё здоровье, поскольку препараты Гам-КОВИД-ВАК-М, КОВИД-глобулин (Спутник Лайт, ЭпиВакКорона, КовиВак) только проходят в настоящее время согласно данным информационного сайта Государственного реестра лекарственных средств клинические исследования сроком до 31 декабря 2022 года. Кроме того, полагала, что прохождение вакцинации согласно части 1 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» носит исключительно добровольный характер. Понуждение к такой вакцинации противоречит Конституции РФ, а отстранение её от работы по данному основанию является формой дискриминации её.
Однако данные доводы не могут быть приняты во внимание.
Так, положения части 1 ст. 5 приведенного выше закона об отказе гражданина от профилактических прививок, сформулированные в качестве общего правила, не является абсолютным, а влечет за собой правое последствие в виде указанной в части 2 этой статьи возможности отстранения от работ, связанных с высоким риском инфекционными заболеваниями.
К такому риску прямо отнесено выполнение работ в образовательных учреждениях.
Данное ограничение прав корреспондируется с нормой части 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом в 1966 г. на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН и ратифицированном Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1973 г. № 4812-VIII, закреплено, что государство принимает меры, направленные на предупреждение и лечение эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбу с ними, то есть меры, направленные на защиту общественного здоровья. Действие некоторых гражданских и политических прав может быть ограничено, если это необходимо для защиты общественного здоровья.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2013 года № 1867-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Г. на нарушение ее конституционных прав Федеральным законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» правовые последствия отсутствия профилактических прививок, предусмотренные абзацем 4 части 2 ст. 5 закона, в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3 Конституции Российской Федерации) и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав.
Старкова Н.А. выполняет работу в должности заведующей библиотекой образовательного учреждения – МКОУ «ООШ № 4», которая связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями в условиях осложненной эпидемиологической обстановки и требует обязательного проведения профилактических прививок по признаку 1 уровня приоритета вакцинации в соответствии с национальным календарем прививок, в который внесена прививка против короновирусной инфекции SARS-CoV-2.
Отсутствие вакцинации создает угрозу риска возникновения заболеваний и его дальнейшего распространения не только у самой истицы, но и у других лиц, в том числе детей, обучающихся в этом образовательном учреждении.
Поскольку предусмотренные приказом директора МКОУ «ООШ № 4» от 7 ноября 2021 года * документы, подтверждающие прохождение указанной профилактической прививки в срок до 25 ноября 2021 года, а равно о наличии противопоказания к профилактической прививке против новой короновирусной инфекции CoVID-19, истицей представлены не были, у ответчика имелись предусмотренные ст. 76 ТК РФ, абзацем 4 части 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 года № 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок», Национальным календарем профилактических прививок, являющимся Приложением № 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 21 марта 2014 года № 125н, пунктом 6 части 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановлением Главного государственного санитарного врача по Иркутской области от 15 октября 2021 года № 69, основания для отстранения истицы от работы.
В этих условиях, приказ директора МКОУ «ООШ № 4» от 25 ноября 2021 года * об отстранении Старковой Н.М. от работы в должности заведующей библиотекой до предоставления документов: сертификата о получении профилактической прививки от CoVID-19, заключения о наличии антител к CoVID-19, справки, подтверждающей противопоказания к профилактической прививке, является законным и обоснованным.
Поскольку отстранение истицы от работы было произведено в соответствии с требованиями ст. 76 ТК РФ, предусмотренные ст. ст. 234 ТК РФ основания для взыскания в её пользу с ответчика оплаты времени вынужденного прогула за период с 26 ноября 2021 года и по день восстановления её на работе, а так же 10 000 рублей оплаты времени вынужденного прогула, отсутствуют. В удовлетворении этих требований истице должно быть отказано.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 4 ░. ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 25 ░░░░░░ 2021 ░░░░ * ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 26 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, 10 000 ░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░