копия
Дело № 11-52/2024 (№ 2-2861/2023)
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 апреля 2024 года
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
16 апреля 2024 года г. Екатеринбург
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Исаковой К. В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Метковец А. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муртазиной Н.А. к Акционерному обществу «Энергосбыт Плюс» о защите прав потребителей, возложении обязанности произвести перерасчет,
по апелляционной жалобе истца Муртазиной Н.А. на решение мирового судьи судебного участка № 2 Кировского судебного района, временно исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка №8 Кировского судебного района от 18.12.2023,
У С Т А Н О В И Л :
Муртазина Н. А. обратилась к мировому судье с иском к АО «Энергосбыт Плюс» о защите прав потребителей, возложении обязанности произвести перерасчет.
В обоснование исковых требований указано, что истец является собственником дома, расположенного по адресу: ***. Предоставлением коммунальной услуги по электроснабжению ее домовладения является ответчик, лицевой счет: ***. При заключении договора, был выбран вариант цены (тарифа): дифференцированная по 2 зонам суток цена (тариф), включающая в себя стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности (далее «тариф день/ночь»). Ответчик ежемесячно выставляет ей счета на оплату этой коммунальной услуги с учетом того, что дом оборудован многотарифным прибором учета электрической энергии РиМ489.18 с раздельными показателями по зонам суток «день-ночь». В счет на *** истец обнаружила, что начисление оплаты произошло по другому варианту цены (тарифа): одноставочная цена (тариф), включающий в себя стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности (далее «одноставочный тариф»). Ни письменного, ни устного уведомления о смене тарифа день/ночь на одноставочный тариф она ответчику не направляла. Одноставочный тариф является для нее экономически невыгодным, так как система отопления дома посредством электрического котла настроена таким образом, что основное потребление электроэнергии происходит в ночное время. Применение тарифа, не дифференцированного по зонам суток, поставщик произвел в одностороннем порядке и объяснил изданием Постановления РЭК Свердловской области № 4-ПК от 19.01.2023, которым было отменено применение тарифного расписания по тарифу «ночь» в выходные и праздничные дни, а также предложил написать заявление на перепрограммирование прибора учета для перехода вновь на дифференцированный тариф. Односторонний переход на расчеты по одноставочному тарифу, не дифференцированному по зонам суток, действующим законодательством не предусмотрен и является недопустимым. С *** тарифное расписание ее прибора учета не соответствовало действующему законодательству, таким образом, прибор учета утратил возможность представления корректных показаний прибора учета за расчетный период в сроки, установленные правилами, до момента перепрограммирования прибора учета и введения его в эксплуатацию. Согласно письму ответчика от *** прибор учета истца перепрограммирован ***, а также с *** возобновлен учет электрической энергии по тарифу день/ночь. В связи с чем, полагает, что имеются основания для перерасчета потребленной электроэнергии за *** г., исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления за период с 6 месяцев. Также истец указывает на то, что с *** г. стоимость электроэнергии рассчитана без применения понижающего коэффициента 0,7. Ответчик, при проверке правильности применения тарифов выяснил, что <***> расположено на территории Белоярского городского округа вне границ населенных пунктов. В связи с чем, *** при расчетах за коммунальную услугу электроснабжение в отношении собственников земельных участков в вышеуказанном ДНП применяется тариф согласно п. 1 Постановления РЭК Свердловской области от 19.01.2023 № 5-ПК «Население и приравненные к нему, за исключением населения и потребителей, указанных в строках 2-5». Для возможного применения понижающего коэффициента 0,7 ответчик предложил собственникам участков <***> предоставить технический паспорт, подтверждающий оборудование дома стационарной электрической плитой и (или) электроотопительной установкой, выданный государственной и муниципальной организацией технической инвентаризации. В <***> отсутствует централизованное газоснабжение, а также жилой дом истца оборудован стационарной электроплитой «Лысьва» ПЭВ20С, в связи с чем, в соответствии с п. 34 Постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614, имеется основание для применения социальной нормы с понижающим коэффициентом 0,7. Необходимые документы, а именно заявление и копия паспорта на электроплиту ответчику предоставлены, однако, ответчик оставил данное заявление без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие технического паспорта, подтверждающего оборудование дома стационарной электроплитой и (или) электроотопительной установкой. Просит обязать ответчика произвести перерасчет за электропотребление в *** г. в доме по адресу: *** по среднему за шесть месяцев (с ***) (средний показатель за 6 месяцев составляет 4 950,81 руб., в *** начислено 11 057,43 руб., в ***- 12 107,94 руб., в связи с чем, переплата за *** составила 6 106,62 руб., за *** г.- 7 157,13 руб.); обязать произвести перерасчет за электропотребление в период с 01.04.2023 в доме по адресу: *** с применением социальной нормы с понижающим коэффициентом 0,7 в соответствии с п. 36 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354. (Т1-4,21 руб., Т2 – 2 руб., переплата за *** г. составила- 2 655,50 руб., за ***- 1 497,92 руб., за *** – 3 729,50 руб., за ***-2 102,26 руб., за ***- 1 543,74 руб.).
В дополнение к исковому заявлению также было указано, что неправильное тарифное расписание прибора учета является неисправностью, которая не отражает механические или измерительные нарушения, а характеризуется невозможностью определить показания дифференцированно по зонам суток в применении к соответствующему тарифу, что противоречит характеристике многотарифности заявленной в паспорте прибора учета ВНКЛ.411152.052. В соответствии с п. 81 (12) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 при неправильном тарифном расписании многотарифного ПУ невозможно признать его вышедшим из строя, но, в связи с отсутствием возможности использования функции многотарифности (что не соответствует, заданной заводом производителем, характеристике), допустимо признать его неисправным и требующим установок нематериальных активов (перепрограммирования), которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии, и последующей эксплуатации ПУ. Изменения тарифа в одностороннем порядке, без заявления потребителя, недопустимо. О том, что тарифы будут изменены, начиная с *** ответчик уведомил только в квитанции за *** г. Основанием для расчета платы по среднему за 6 месяцев также является непредоставление показаний такого прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами. В связи с чем истец полагает, что имеются основания для перерасчета потребленной электроэнергии за *** г. по среднему за 6 месяцев. Также полагает, что имеются основания для применения понижающего коэффициента начиная с ***, поскольку до *** применялся понижающий коэффициент. Помимо этого, несмотря, на то, что на территории Свердловской области социальная норма не установлена, п. 34 Постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614 позволяет вне зависимости от наличие либо отсутствия социальной нормы, определить разнозначными (в целях применения льгот по оплате за потребленную электроэнергию): жилые дома, оборудованные стационарными плитами в установленном порядке (т.е. при наличии технического паспорта помещения, выданного БТИ); с жилыми домами, оборудованными стационарными электроплитами, без установленного порядка (т.е. без технического паспорта помещения, выданного БТИ, но при наличии технического паспорта (свидетельства) на соответствующую стационарную электроплиту), но при этом должно отсутствовать централизованное газоснабжение. Необходимое заявление и копия технического паспорта (свидетельства) на плиту предоставлены истцом ответчику ***. Помимо этого, в соответствии с п. 31 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, решение об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет. Понижающий коэффициент 0,7 был изначально применен при заключении договора и действовал до ***, что подтверждается платежными документами. В связи с чем, полагает, что имеются основания для применения понижающего коэффициента 0,7.
Решением мирового судьи судебного участка № 2 Кировского судебного района, временно исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка №8 Кировского судебного района, от 18.12.2023 исковые требования истца оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением мирового судьи, истец подала апелляционную жалобу, в которой просит решение мирового судьи отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование жалобы указано, что судом первой инстанции неправильно применены нормы права, регулирующие правоотношения между истцом и ответчиком, оставлен без внимания довод истца о несвоевременном извещении истца о переходе на одноставочный тариф, что прямо предусмотрено п. 68 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Необоснованно отклонены судом первой инстанции как достаточные для рассмотрения доказательства истца относительно установки электроплиты. Заявитель жалобы указывает, что суд мог истребовать у истца дополнительные доказательства для подтверждения обоснованности доводов о необходимости применения понижающего коэффициента, однако, данные действия истцу не предложил совершить.
Заявитель жалобы Муртазина Н. А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о дате, времени и месте проведения судебного заседания.
Представитель истца Муртазин А. В. (доверенность от ***) в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, на ее удовлетворении настаивал.
Представитель ответчика АО «Энергосбыт Плюс» Черыгова И. А. (доверенность от ***) в судебном заседании отметил, что апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были предметом оценки мирового судьи, решение мирового судья является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Решение суда первой инстанции постановлено при правильном применении норм материального права, все значимые для дела обстоятельства были учтены, им дана надлежащая оценка.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации на интернет-сайте Кировского районного суда г. Екатеринбурга.
При таких обстоятельствах, с учетом положений ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции определил рассмотреть гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика в отсутствие сторон.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
В соответствии с ч.1, 2 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что Муртазина Н.А. является потребителем эклектической энергии, поставляемой в жилой дом, расположенный по адресу: ***, принадлежащий ей на праве собственности.
Муртазиной Н.А. открыт лицевой счет № ***.
Учет электрической энергии, предоставляемой по вышеуказанному адресу, осуществляется на основании показаний индивидуального прибора учета электрической энергии, тип РиМ 489.18, заводской номер ***, *** года выпуска, дата поверки ***, дата следующей поверки *** год.
Судом также установлено и сторонами не оспаривалось, что гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Свердловской области на основании Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее также РЭК Свердловской области) от 25.09.2014 №137-ПК, а также организацией, поставляющей электроэнергию истцу, является ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» (ныне АО «ЭнергосбыТ Плюс»). Свердловский филиал АО «ЭнергосбыТ Плюс» является обособленным подразделением данного юридического лица.
В счете, выставленном ответчиком на оплату коммунальных услуг в ***, начисление оплаты произошло по варианту цены (тарифа): одноставочная цена (тариф), включающий в себя стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности (далее «одноставочный тариф»).
Истец при обращении в суд указывала, что при заключении договора поставки электроэнергии, был выбран вариант цены (тарифа): дифференцированная по 2 зонам суток цена (тариф), включающая в себя стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности (далее «тариф день/ночь»).
Ни письменного, ни устного уведомления о смене тарифа день/ночь на одноставочный тариф истец ответчику не направляла. Одноставочный тариф является для истца экономически невыгодным, так как система отопления дома посредством электрического котла настроена таким образом, что основное потребление электроэнергии происходит в ночное время.
Действия ответчика по переходу в одностороннем порядке на вариант оплаты (тарифа): одноставочная цена (тариф), включающий в себя стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности (далее «одноставочный тариф»), истец полагала незаконными, предъявив требования о перерасчете платы за период с *** года до перепрограммирования прибора учета.
Однако, суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами мирового судьи, находит действия ответчика законными.
В соответствии со ст.ст. 153,157 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно ст.544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с абзацем 2 пункта 6 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах предельных уровней цен (тарифов).
Пунктом 63 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (вместе с «Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», «Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике», предусмотрено, что исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке: цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах установленных Федеральной антимонопольной службой предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) (отдельно на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах социальной нормы потребления и сверх этой нормы, - в случае, если в соответствующем субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления).
Пунктами 38, 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №354 от 06.05.2011 (далее - Правила N354) предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). Тариф (цена) на коммунальный ресурс, действующий в соответствующем расчетном периоде, применяется ко всему объему потребления коммунального ресурса в этом расчетном периоде, в том числе к объему потребления коммунального ресурса в дни предыдущего календарного месяца, учтенному в соответствии с пунктом 37 настоящих Правил. В случае установления тарифов (цен) для потребителей, дифференцированных по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, размер платы за коммунальные услуги определяется с применением таких тарифов (цен), если у потребителя установлен индивидуальный, общий (квартирный) или комнатный прибор учета, позволяющий определить объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов.
В силу п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
На розничных рынках государственному регулированию подлежат, в том числе цены (тарифы) и предельные (минимальные) и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей. (Федеральный закон от 26.03.2003 года № 35-ФЗ) «Об электроэнергетике», Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике»).
Из Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утв. Указом Губернатора Свердловской области от 13.11.2010 № 1067-УГ, следует, что Комиссия реализует государственную функцию по регулированию цен (тарифов) на услуги, товары и продукцию, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации находится в ведении органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и осуществляет контроль за применением регулируемых государством цен (тарифов) и порядком регулирования цен (тарифов).
Пунктом 6 Постановления РЭК Свердловской области от 23.12.2011 № 211-ПК «О применении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Свердловской области» (вместе с «Разъяснениями по применению тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Свердловской области»), установлено, что при наличии двухтарифных приборов учета применяются тарифы, дифференцированные по зонам суток, в том числе: тарифы, установленные для пиковой (дневной) зоны, применяются в будние дни с 07.00 до 23.00 часов; тарифы, установленные для ночной зоны, применяются в будние дни с 23.00 до 07.00 часов, в выходные и праздничные дни - круглосуточно.
Постановлением РЭК Свердловской области от 27.12.2021 №248-ПК «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2022 год» утверждены Тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года, которые составляли для населения и приравненных к нему категорий потребителей, указанных в строках 2 - 5: одноставочный тариф: 1 полугодие 3,15 руб./кВт.ч, 2 полугодие 3,31 руб./кВт.ч; одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток: дневная зона (пиковая и полупиковая) 1 полугодие 3,59 руб./кВт.ч, 2 полугодие 3,81 руб./кВт.ч; ночная зона 1 полугодие 1,71 руб./кВт.ч, 2 полугодие 1,82 руб./кВт.ч.
Указанное постановление утратило силу с 01.12.2022 в связи с изданием Постановления РЭК Свердловской области от 28.11.2022 N236-ПК (ред. от 26.12.2022) «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год», которым также установлены одноставочные тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей, указанных в строках 2 - 5,, в размере 3,61 руб./кВт.ч; тариф на электрическую энергию в дневной зоне суток установлен в размере 5,15 руб./кВт.ч.; в ночной зоне – 2,00 руб./кВт.ч.
В соответствии с абз. 4 п. 70 Основ ценообразования интервалы тарифных зон суток (по месяцам календарного года) утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Данные функции до 25.11.2015 находились в компетенции Федеральной службы по тарифам. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2015 № 941, данные полномочия переданы Федеральной антимонопольной службе. Таким образом, полномочия по утверждению интервалов тарифных зон суток относятся к ведению Российской Федерации, в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов).
Приказ ФСТ России от 26.11.2013 № 1473-э «Об утверждении интервалов тарифных зон суток для населения и приравненных к нему категорий потребителей» содержит следующую дифференциацию интервалов зон суток: дневная зона- ежедневно с 07.00 до 23.00, ночная зона с 23.00 до 07.00 часов.
28.12.2022 Федеральной антимонопольной службой России издан приказ №1053/22 «Об отмене постановления от 28.11.2022 № 236-ПК «Об установления тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных с нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год», в связи с выявлением несоответствия указанного постановления действующему законодательству в сфере электроэнергетики, в частности п.70 Основ ценообразования, и, как следствие, приказу ФСТ России № 1473-э. РЭК Свердловской области предписано не позднее 01.02.2023 установить и ввести в действие тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей.
19.01.2023 РЭК Свердловской области приняты постановления №4-ПК, которым признано утратившим силу Постановление РЭК Свердловской области от 23.12.2011 №211-ПК «О применении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Свердловской области» с изменениями, внесенными Постановлением РЭК Свердловской области от 18.12.2013 N 143-ПК, и №5-ПК, которым установлены тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей, указанных в строках 2 - 5, по Свердловской области на 2023 год: одноставочный тариф 3,61 руб./кВт.ч; одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток: дневная зона (пиковая и полупиковая) 4,21 руб./кВт.ч; ночная зона 2,00 руб./кВт.ч.
До 01 января 2023 г. при расчете платы за электрическую энергию истцу применялся двузонный тариф с понижающим коэффициентом: дневная зона 3,81 руб./кВт.ч.; ночная 1,82 руб./кВт.ч.
Из квитанций за *** года, следует, что при расчете платы за электрическую энергию истцу применялся одноставочный тарифс понижающим коэффициентом 3,61 руб./кВт.ч.
В *** при расчете платы за электрическую энергию истцу применялся двузонный тариф с понижающим коэффициентом: дневная зона 4,21 руб./кВт.ч.; ночная 2 руб./кВт.ч.
Начиная с *** при расчете платы за электрическую энергию истцу применялся двузонный тариф без понижающего коэффицинта: дневная зона 6,01 руб./кВт.ч.; ночная 2,86 руб./кВт.ч
Прибор учета истца, перепрограммирован на две зоны суток, в соответствии с ФСТ России № 1473-э, в феврале 2023 г., что следует из квитанции за *** г.
В соответствии со ст.46 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в письме от 27.01.2023 разъяснил, что действие Постановления РЭК Свердловской области от 19.01.2023 №5-ПК распространяется на весь календарный 2023 год, рекомендовал ответчику размер платы за коммунальную услугу электроснабжения за январь 2023г. определять исходя из тарифов, утвержденных Постановлением РЭК Свердловской области от 19.01.2023 №5-ПК; в письме от 07.02.2023 указал, что потребители самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электрическую энергию один из вариантов тарифа: одноставочный тариф или тариф, дифференцированный по зонам (часам) суток (двухставочный или трехставочный). В настоящее время приборы учета электрической энергии запрограммированы на учет электроэнергии в выходные и праздничные дни круглосуточно по ночной зоне, то есть некорректно осуществляют распределение объема потребленного коммунального ресурса по зонам суток. Следовательно, при отсутствии перепрограммирования прибора учета электрической энергии расчет по показаниям таких прибора учета надлежит осуществлять по одноставочному тарифу. Собственникам надлежит самостоятельно с учетом экономической целесообразности определиться в необходимости перехода в расчетах платы за электрическую энергию с начисления по одноставочному тарифу на начисления по тарифам, дифференцированным по зонам (часам) суток. В случае принятия решения о необходимости расчетов платы по тарифам, дифференцированным по зонам (часам) суток, необходимо, чтобы прибор учета электрической энергии был перепрограммирован. Основанием для проведения перепрограммирования является заявление собственника (нанимателя) жилого помещения о его перепрограммировании для начисления платы по тарифам, дифференцированным по зонам суток (л.д.58).
В соответствии с абзацем 5 п. 70 Основ ценообразования № 1178 в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, выбор варианта цены (тарифа) производится только потребителем путем направления письменного уведомления гарантирующему поставщику с даты, указанной в уведомлении, но не ранее даты ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учета, позволяющих получать данные о потреблении электрической энергии по зонам суток (при выборе одноставочной, дифференцированной по 2 и 3 зонам судом цены (тарифа).
Соответственно, правильность применения ответчиком одноставочного тарифа за *** г., обусловлено было тем, что прибор учета настроен на две зоны суток, не в соответствии с ФСТ России № 1473-э.
Исходя из вышеизложенного, при отсутствии правильно настроенного тарифного расписания прибора учета, применение в расчетах двузонных тарифов недопустимо, так как в соответствии с пунктами 5.10, 9.5 ГОСТ 31818.11–2012, пунктом 5.1.2 ГОСТ 2.601 в (многотарифных) счетчиках должно быть запрограммировано правильное расписание.
Как следует из материалов дела, ответчиком начисление платы за электрическую энергию за *** г., осуществлялось истцу по утвержденным в установленном законом порядке тарифам, исходя их фактически потребленного объема электрической энергии, вся необходимая информация до потребителя была доведена, правильное тарифное расписание в приборе учета истца было настроено в *** г., соответственно ответчиком обоснованно применялся в спорный период одноставочный тариф, и не имеется законных оснований для применения в спорный период тарифов, указанных стороной истца в исковом заявлении.
В данном случае начисление ответчиком истцу платы без дифференциации по зонам суток было вызвано тем, что по состоянию на *** г., в приборе учета истца было настроено тарифное расписание, которое учитывало потребленную электроэнергию в выходные и праздничные дни по тарифу ночной зоны круглосуточно, то есть, не соответствующее приказу ФСТ России № 1473-э и постановлению №5-ПК от 19.01.2023 РЭК Свердловской области, которым установлены тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год.
Учитывая вышеизложенное, мировой судья пришел к обоснованному выводу, что за *** ответчиком правомерно при расчете потребленной электроэнергии был применен одноставочный тариф, без дифференциации по зонам суток.
Была дана оценка мировым судьей и доводу истца, озвученному в апелляционной жалобе, что он не был извещен своевременно о переводе на одноставочный тариф.
Мировой судья обоснованно отметил в связи с этим, что из квитанции за ***., следует, что истец был уведомлен о переводе на одноставочный тариф, причине такого перевода, размере тарифа, возможности произвести перепрограммирование электрического счетчика для перехода на тариф день/ночь. Ответчик уведомил истца о переводе на одноставочный тариф, в тот же месяц, когда было принято постановления РЭК СО № 5-ПК от 19.01.2023.
Помимо этого, суд первой инстанции справедливо отметил, что Постановление РЭК Свердловской области №5-ПК, которым установлены тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год является общедоступным нормативным актом.
Истец, обосновывая свои требования, также просил произвести начисление платы за потребленную электроэнергию за *** г., исходя из среднемесячных показаний за 6 месяцев, поскольку в указанный период счетчик был настроен по иному расписанию, следовательно, неправильное тарифное расписание прибора учета является неисправностью прибора учета.
Между тем, доказательств, подтверждающих, что в период с *** г. прибор учета электрической энергии был неисправен, истцом, в нарушении ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
Факт того, что в спорный период тарифное расписание прибора учета потребленной электроэнергии в доме истца было настроено на две зоны суток, не в соответствии с ФСТ России № 1473-э, не свидетельствует о его неисправности, объем потребленной энергии за сутки учтен правильно, о чем верно указал мировой судья.
В апелляционной жалобе озвучен довод, в соответствии с которым необоснованно отклонены судом первой инстанции как достаточные для рассмотрения доказательства истца относительно установки электроплиты. Заявитель жалобы указывает, что суд мог истребовать у истца дополнительные доказательства для подтверждения обоснованности доводов о необходимости применения понижающего коэффициента, однако, данные действия истцу не предложил совершить.
Между тем, мировой судья при рассмотрении гражданского дела в части требований истца о применении, начиная с ***, социальной нормы с понижающим коэффициентом, в соответствии с п. 36 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, верно применил номы материального права с учетом представленных сторонами доказательств, оснований для удовлетворения требований не усмотрел.
Суд апелляционной инстанции с оценкой доказательств мирового судьи соглашается, оснований для переоценки доказательств и выводов мирового судьи не находит.
В соответствии с п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Согласно п. 27 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением № 1178, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России), и включает величину тарифов с разбивкой по категориям (группам) потребителей.
Указанная форма утверждена приказом ФАС России от 10.03.2022 № 196/22 «Об утверждении регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» (далее - Приказ № 196/22).
На основании приложения № 1 к Приказу № 196/22 тарифы для населения и приравненных к нему категорий потребителей дифференцируются в зависимости от места проживания (городской или сельский населенный пункт), а также от степени благоустройства дома, то есть оборудования или не оборудования дома стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными установками. Иной дифференциации на настоящий момент законодательством не предусмотрено.
Согласно п. 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением № 1178 (далее - Основы ценообразования), при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских и сельских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, что подтверждается техническим паспортом жилого помещения, а также населению, проживающему в сельских населенных пунктах в домах, не оборудованных стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению исполнительного органа соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Для населения, проживающего в городских и сельских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, и населения, проживающего в сельских населенных пунктах, постановлением РЭК Свердловской области от 28.11.2022 № 235-ПК «Об установлении понижающего коэффициента к тарифам на электрическую энергию для населения Свердловской области» установлен понижающий коэффициент к тарифам на электрическую энергию в размере 0,7.
В соответствии с п. 34 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» оснащенность стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками жилого помещения в многоквартирном доме или жилого дома определяется в соответствии с техническим паспортом такого дома либо при его отсутствии - в соответствии с проектной документацией. Таким образом, понятие «дома, оборудованные в установленном порядке стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными установками» означает, что указанные технические характеристики внесены в технический паспорт дома.
Ттехнический паспорт дома оформляется в рамках технического учета (то есть технической инвентаризации и паспортизации) для целей учета жилищного фонда (ч. 4, ч. 5 ст. 19 ЖК РФ).
Согласно п. 5.2.47 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» уполномоченным на утверждение порядка осуществления государственного учета жилищного фонда федеральным органом исполнительной власти является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Согласно п. 3 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301, технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее - БТИ).
По указанному вопросу имеются разъяснения ФАС России, являющейся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
Так, согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 03.05.2018 № ВЮЗ1589/18, применение тарифов для населения с учетом понижающего коэффициента не зависит от топлива, используемого на приготовление пищи и отопление жилых помещений, в том числе и от наличия (или отсутствия) газопровода либо централизованного отопления, а зависит от оснащенности домов электрическими плитами и (или) электроотопительными установками, оборудованных в установленном порядке.
Административно-территориальное устройство Свердловской области, порядок его изменения, а также полномочия органов государственной власти Свердловской области в сфере административно-территориального устройства Свердловской области установлены Законом Свердловской области от 13 апреля 2017 года № 34-03 «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области».
Для оплаты электрической энергии по тарифам, установленным с понижающим коэффициентом, гражданам необходимо представить гарантирующему поставщику электрической энергии (исполнителю коммунальных услуг) документы, являющиеся основанием для отнесения данного гражданина к категории, для которой законодательством предусмотрено применение понижающего коэффициента (проживание гражданина в сельском населенном пункте либо в доме, оборудованном стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками).
В случае, если у гарантирующего поставщика электрической энергии отсутствуют документы, подтверждающие отнесение потребителя к тарифной группе, в отношении которой применяется тариф на электрическую энергию с понижающим коэффициентом (нахождение точки поставки электрической энергии в границах сельского населенного пункта, подтверждение условия проживания, а также оборудованность дома стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, то он обязан применять к потребителю тариф на электрическую энергию без учета понижающего коэффициента 0,7.
Решение об отнесении потребителя к соответствующей категории принимается гарантирующим поставщиком электрической энергии (исполнителем коммунальных услуг) на основании представленных документов, являющихся основанием для отнесения данного потребителя к соответствующей категории.
Как следует из ответа Администрации Белоярского городского округа от *** на судебный запрос, согласно генеральному плану Белоярского городского округа, утвержденному решением Думы Белоярского городского округа от 25.09.2013 № 70, <***> находится за переделами границ населенного пункта, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, на территории «территория сельскохозяйственного использования». Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости <***><***> находится за пределами границ населенного пункта.
Технический паспорт на дом, составленный уполномоченным органом, подтверждающий оборудование дома в установленном порядке стационарной электроплитой для пищеприготовления и (или) электроотопительной установкой, суду представлен не был.
Представленный истцом в материалы дела технический паспорт на жилой дом, составленный *** ИП Гревцевой К.С., из которого следует, что дом отапливается от электрокотла, мировой судья обоснованно во внимание не принял, поскольку он составлен лицом, не уполномоченным действующим законодательством на его составление. В любом случае, представленный истцом технический паспорт не содержит сведений, что дом оборудован стационарной электроплитой.
Сторона истца не лишена была возможности на стадии апелляционного обжалования представить доказательства в подтверждение своих доводов о необходимости применения понижающего коэффициента при расчете платы за коммунальную услугу, однако, таким правом не воспользовалась, иные доказательства для их оценки представлены не были.
Соглашается суд апелляционной инстанции и с выводом суда, не принявшим как надлежащее доказательство наличия в доме истца стационарной электроплиты свидетельства и руководства по эксплуатации панели электрической с силу отсутствия сведений о месте установки данной панели.
Таким образом, мировой судья обоснованно не нашел оснований для применения в отношении истца понижающего коэффициента при расчете платы за коммунальную услугу.
Иные доводы апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, суд второй инстанции соглашается с выводами, изложенными в решении суда от 18.12.2023, и полагает, что доводы апелляционной жалобы направлены исключительно на переоценку выводов мирового судьи, оснований для которой суд апелляционной инстанции не находит.
Таким образом, решение мирового судьи проверено в пределах доводов апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330, 224-225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
решение мирового судьи судебного участка № 2 Кировского судебного района, временно исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка №8 Кировского судебного района от 18.12.2023 по гражданскому делу по иску Муртазиной Н.А. к Акционерному обществу «Энергосбыт Плюс» о защите прав потребителей, возложении обязанности произвести перерасчет – оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Судья К. В. Исакова