РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> 13 июля 2023 года
Казбековский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Арсланханова З.Р.,
при секретаре - ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по исковому заявлению Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора к администрации муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан о возложении обязанности создать места накопления твердых бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд с иском к администрации муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан о возложении обязанности создать места накопления твердых бытовых отходов.
В судебном заседании истец –Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор ФИО2 поддержал исковые требования, изложенные в исковом заявлении, и пояснил суду, что Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой установлены нарушения в деятельности администрации муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан (далее по тексту –Администрация), при реализации полномочий по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципальных образований<адрес> Республики Дагестан (далее - Муниципальные образования).Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов. В пункте 18 части 1 статьи 14 названного Федерального закона предусмотрено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов. В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; под накоплением отходов — складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.Таким образом, реализация предусмотренных пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пунктом 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» полномочий на территории муниципальных образований отнесена к компетенции Администрации.Требования к площадкам накопления отходов определены в статье 13.4 данного Федерального закона, согласно которой накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.Постановлением Правительства Российской Федерации №от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила), которые определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.В силу 3 данных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации. Согласно пункта 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий ДД.ММ.ГГГГ-21 (далее по тексту - Санитарные правила).В соответствии с пунктом 3 Санитарных правил на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Также должны быть предусмотрены контейнеры для каждого вида отходов или группы однородных отходов, исключающие смешивание различных видов отходов или групп отходов, либо групп однородных отходов (пункт 7 Санитарных правил).В целях реализации указанных полномочий постановлением администрации муниципального района «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - Реестр), согласно которым на территории населенных пунктов «<адрес>», «<адрес>», «<адрес>», «<адрес>», «<адрес>», «<адрес>», «<адрес>», «<адрес>», «<адрес>» и «<адрес>» определены места и количество площадок накопления твердых коммунальных отходов.Вместе с тем, в нарушение пункта 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» Администрацией на территориях муниципальных образований района по настоящее время не созданы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, предусмотренные Реестром, и отвечающих предъявленным требованиям закона.Нарушения были выявлены в ходе прокурорской проверки деятельности администрации, в связи с чем в адрес органа местного самоуправления внесено представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды № от ДД.ММ.ГГГГ.Согласно поступившему ответу на представление от ДД.ММ.ГГГГ требования прокурора не исполнены, нарушения не устранены, контейнерные площадки не созданы.Выявленное в деятельности Администрации нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного статьи 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории республики.В связи с этим просит суд возложить на администрацию муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов натерритории населенных пунктов «<адрес>», «<адрес>», «<адрес>», «<адрес>», «<адрес>», «<адрес>», «<адрес>», «<адрес>», «<адрес>» и «<адрес>» <адрес>, в соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением администрации муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан,и соответствующие требованиям СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Представитель ответчика – администрации муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан по доверенности –НуцаловБасирСахрудиновичисковые требования прокурора Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры признал в полном объеме и просил суд удовлетворить их. На основании части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ФИО3 заявлено ходатайство о рассмотрении гражданского дела без его участия.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в <адрес> доверенности ФИО5 и Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан по доверенности ФИО6 исковые требования прокурора Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры считают обоснованными и подлежащими удовлетворению. Также на основании части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской ФедерацииАдигузеловым Н.А. и ФИО6 заявлены ходатайства о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие.
Исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с частью 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск, а согласно части 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Частью 2 статьи 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Согласно части 4.1 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В данном случае суд приходит к выводу, что признание исковых требований представителем ответчика - администрации муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан подлежит принятию, так как указанные требования Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора законны, обоснованы и доказаны истцом представленными доказательствами в их совокупности.
Признание исковых требованийМахачкалинского межрайонного природоохранного прокурорапредставителем ответчика –администрации муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
При подаче искового заявления Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор, по основаниям подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, освобожден от уплаты государственной пошлины.
В силу требований части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 61.1 и части 2 статьи 61.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации государственная пошлина, взимаемая по делам судами общей юрисдикции и мировыми судьями, должна зачисляться в бюджеты муниципальных районов либо в бюджеты городских округов в зависимости от территориального расположения соответствующего суда или судебного участка.
Между тем, администрация муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем у суда отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об удовлетворении исковых требований к такому ответчику.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора к администрации муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан,в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов натерритории населенных пунктов «<адрес>», «<адрес>», «<адрес>», « <адрес>», «<адрес>», «<адрес>», «<адрес>», «<адрес>», «<адрес>» и «<адрес>» <адрес>, в соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением администрации муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан,и соответствующие требованиям СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Казбековский районный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий
судья З.Р.Арсланханов
Решение отпечатано в совещательной комнате.