к делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего – судьи Удычак Э.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО5,
cучастием представителя истца-помощника прокурора ФИО6,
представителя ответчика ФИО3 МО «<адрес>» по доверенности ФИО7
представителя ответчика Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» по доверенности ФИО8
представителя третьего лица Министерства строительства, транспорта, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея по доверенности ФИО9
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора <адрес> в интересах ФИО2 ФИО1 МО «<адрес>» и Комитету по управлению имуществом МО «<адрес>» о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в Майкопский городской суд в интересах ФИО2 к ФИО3 МО «<адрес>» и Комитету по управлению имуществом МО «<адрес>»о предоставлении жилого помещения.
Прокуратурой <адрес> по обращению ФИО2 проведена проверка исполнения законодательства, направленного на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по результатам которой установлено следующее.
ФИО2 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда МО «<адрес>».
При этом, до настоящего времени ФИО2не обеспечена жилым помещением из специализированного жилищного фонда, в связи с чем, она обратился с заявлением к прокурору с целью защиты его прав на жилище.
Просит, с учетом уточненных исковых требований, обязать ФИО3 муниципального образования «<адрес>» и Комитет по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>», в рамках осуществляемых государственных полномочий Республики Адыгея, после поступления дополнительного финансирования, обеспечить ФИО2благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных и санитарно-технических норм.
Представитель истца-помощник прокурора ФИО6 в судебном заседании уточненные заявленные требования поддержала и просила суд удовлетворить их в полном объеме.Отказалась от требований заявленных к Министерству строительства РА и просила перевести их в третьи лица, с учетом того, что ФИО10. стоит на учете под № и необходимо предоставить ей жилье за счет средств выделенных на 2023 год.
Представители ответчиков ФИО3 МО «<адрес>» и Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>», просили суд отказать в удовлетворении требований. Пояснили, что ФИО2 будет обеспечена жильем в 2023 году и нет оснований для такого иска. А его удовлетворение и возможное оспаривание может затянуть выдачу жилья.
Представитель третьего лица Министерства строительства, транспорта, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства РА просил суд учесть что в 2023 году Майкопу выделены средства в размере 71,4 млн. рублей на покупку квартир для детей сирот.
Заинтересованное лицо ФИО2в судебное заседаниене явилась о причинах неявки суд не уведомила.
Представитель третьего лица Министерства образования и науки РА просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав помощника прокурора <адрес> и пояснения сторон, исследовав материалы дела и поступившие возражения, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Прокурор в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ст. 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации за защитой прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Прокуратурой <адрес> по обращению ФИО2 проведена проверка исполнения законодательства, направленного на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по результатам которой установлено следующее.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу требований ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в качестве дополнительной гарантии прав на имущество жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ).
Законом Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению единовременной выплаты на ремонт жилого помещения» государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления, в том числе, муниципальное образование «<адрес>».
Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок.
Финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, производится за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам.
Органы государственной власти Республики Адыгея при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны, в том числе, обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми средствами в пределах лимитов, утвержденных в республиканском бюджете Республики Адыгея на очередной финансовый год и на плановый период на осуществление государственных полномочий.
Согласно ст. 1 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом несовершеннолетних членов их семьи осуществляется однократно по месту их жительства в соответствующем населенном пункте.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления жилых помещенийспециализированного жилищного фонда Республики Адыгея детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок).
Согласно п.п. 2, 5 Порядка, жилые помещения специализированного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются на основании решения Министерства строительства, транспорта, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея по договорам найма в соответствии со списком подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сформированным Министерством образования и науки Республики Адыгея.
Решение о предоставлении жилого помещения принимается уполномоченным органом в течение 30 календарных дней с момента предоставления Министерством образования и науки Республики Адыгея списка и является основанием для заключения договора найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Республики Адыгея по формированию специализированного жилищного фонда и предоставлению жилых помещений детям-сиротами детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений» министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея по формированию специализированного жилищного фонда и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии ч. 1 ст. 3 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению единовременной выплаты на ремонт жилого помещения (далее - Закона РА №) финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, производится за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам.
В силу ст. 5 Закона РА № органы государственной власти Республики Адыгея при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны, в том числе, обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми средствами в пределах лимитов, утвержденных в республиканском бюджете Республики Адыгея на очередной финансовый год и на плановый период на осуществление государственных полномочий.
Согласно подпункту 1 и подпункту 2 пункта 2 Порядка расходования субвенций, предоставленных местным бюджетам за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении переданных им государственных полномочий Республики Адыгея в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Кабинета Министров <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея:
является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея в части передачи субвенций местным бюджетам;
осуществляет предоставление субвенций местным бюджетам в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству на указанные цели в республиканском бюджете Республики Адыгея на очередной финансовый год и плановый период, и в соответствии с соглашением между Министерством и органами местного самоуправления.
Согласно пункту 4 и пункту 6 указанного Порядка уполномоченные органы местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) являются администраторами доходов от предоставления субвенции и ежегодно, до 15 декабря года, предшествующего году финансирования, представляют в Министерство бюджетную заявку на предоставление местным бюджетам субвенций по форме, утвержденной Министерством.
Средства республиканского бюджета Республики Адыгея, поступившие в форме субвенций, расходуются уполномоченными органами в соответствии с бюджетным законодательством и законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 постановления ФИО3 МО «<адрес>» Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № Комитет по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>» определен органом, уполномоченным осуществлять приобретение жилых помещений с целью создания специализированного жилищного фонда, в рамках реализации переданных государственных полномочий Республики Адыгея в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Проверкой установлено, что ФИО10 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда МО «<адрес>».
При этом, до настоящего времени ФИО2не обеспечена жилым помещением из специализированного жилищного фонда, в связи с чем, он обратился с заявлением к прокурору с целью защиты его прав на жилище.
Не обеспечение ФИО2жилым помещением из специализированного жилищного фонда, на протяжении уже ряда лет, противоречит основным задачам и целям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», грубо нарушает ее право на жилище.
Также судом, установлено, что ФИО2,. поставлена на учет под № и по утверждениям ответчиков должна в конце ДД.ММ.ГГГГ года получить жилье. Вместе с тем, обращение прокурора в суд с исковым заявлением, не может нарушить прав ФИО2, которая уже ряд лет состоит на учете, и указанное решение суда направлено в защиту указанной гражданки. Следовательно, доводы ответчиков о возможном оспаривании решения суд, которое может затянуть предоставление жилья суд, считает несостоятельным доводом, с учетом того, что право стороны на оспаривание решения суда, не должно и не может влиять на обязанность стороны выполнить требования закона, а также право на добровольное исполнение решения суда.
Следовательно, с учетом всего вышеизложенного, исковые требования прокурора <адрес> заявленные в защиту интересов ФИО2подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к ФИО3 МО «<адрес>», Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» о предоставлении жилого помещения – удовлетворить.
Обязать ФИО3 муниципального образования «<адрес>» и Комитет по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>», в рамках осуществляемых государственных полномочий Республики Адыгея, в рамках выделенных средств на 2023 год, обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных и санитарно-технических норм.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированногорешения.
Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий подпись Э.В.Удычак
Уникальный идентификатор дела 01RS0№-67
Подлинник решения находится в материалах дела №
в Майкопском городском суде Республики Адыгея.