УИД 51RS0001-01-2021-006876-48
Дело № 2-4449/2021
Изготовлено 28 декабря 2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2021 года город Мурманск
Октябрьский районный суд г. Мурманска в составе:
председательствующего судьи Свиридовой Ж.А.,
при помощнике Жолниной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска в защиту интересов Мельник Е.Н. к Администрации г. Мурманска об обязании предоставления жилого помещения в связи с признанием дома аварийным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского административного округа г. Мурманска обратился в суд в защиту интересов Мельник Е.Н. с иском к Администрации г. Мурманска об обязании предоставления жилого помещения в связи с признанием дома аварийным.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Октябрьского административного округа г. Мурманска по обращению Мельник Е.Н. проведена проверка соблюдения администрацией г. Мурманска жилищных прав заявителя при расселении из аварийного жилья.
В ходе проверки установлено, что Мельник Е.Н. является собственником комнаты общей площадью 19,6 кв.м., жилой площадью 13,8 кв.м. в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: г. Мурманск, <адрес> фактически в ней проживает.
Постановлением администрации города Мурманска № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом по адресу: г. Мурманск, <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Указанный дом включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Мурманской области» на 2019-2025 годы и подпрограмму «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017» на 2018-2024 годы муниципальной программы. Вместе с тем, до настоящего времени Мельник Е.Н. не предоставлено жилое помещение. Каких-либо мер со стороны администрации города к переселению заявителя из аварийного дома не предпринималось.
Ссылаясь на нормы действующего законодательства, уточнив исковые требования, просит суд обязать администрацию г. Мурманска обеспечить Мельник Е.Н., 1955 года рождения, равнозначным отдельным благоустроенным жилым помещением в границах муниципального образования г. Мурманска отвечающим установленным нормам и требованиям действующего законодательства по договору мены.
Представитель истца Прокурор Октябрьского административного округа г. Мурманска Бугайчук И.И. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в иске.
Истец Мельник Е.Н. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика, третьего лица Комитета имущественных отношений г. Мурманска Куринская В.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, поддержала отзыв на исковое заявление, в котором указано, что в соответствии с региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилого фонда в Мурманской области срок окончания переселения установлен- 01.09.2025, в связи с чем, нарушений жилищных прав Мельник Е.Н. не имеется. Кроме того указала, что в материалы дела не представлено доказательств того, что помещение, в котором проживает истец, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или иным основаниям.
Представители третьих лиц Министерства строительства Мурманской области, Фонда содействия реформированию ЖКХ в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, мнения относительно заявленных требований не представили.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд не находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Исходя из положений указанной правовой нормы жилищное законодательство исходит из необходимости обеспечить безопасность жилища. Используя доступные праву средства, оно должно способствовать тому, чтобы жилье находилось в состоянии, не угрожающем жизни и здоровью граждан. Если жилое помещение оказалось в таком состоянии, что проживать в нем небезопасно, то оно не должно использоваться в качестве жилья.
Соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать контроль за соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам (пункт 6 статьи 2 Жилищного кодекса РФ).
При этом жилищное законодательство признает жилым помещением только помещение, которое отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам (статья 15 Жилищного кодекса РФ). Законодательством предписывается, что при пользовании жилыми помещениями должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные требования (часть 4 статьи 17 Жилищного кодекса РФ). Закон предусматривает, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания (статья 85 Жилищного кодекса РФ).
Судом установлено, что Мельник Е.Н. является собственником комнаты общей площадью 19,6 кв.м., жилой площадью 13,8 кв.м. в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: г. Мурманск, <адрес> фактически в ней проживает, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статье 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся, в том числе, и полномочия по определению оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания.
Статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок и основания признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, предусмотрены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47.
Согласно пункту 7 указанного Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
На основании полученного заключения межведомственной комиссии соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49).
Из материалов дела следует, что постановлением администрации города Мурманска № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом по адресу: г. Мурманск, <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства принят Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 185-ФЗ, Фонд).
Указанный Закон № 185-ФЗ устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда (ст. 1).
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона № 185-ФЗ под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, ст. 86, ч. 2 и ч. 3 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.В силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Региональная программа переселения должна содержать сроки расселения. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
В связи с этим, для правильного разрешения возникшего спора имеет значение выяснение того, имело ли место задержка в реализации программы расселения граждан, имеется ли опасность для жизни и здоровья истца в связи с угрозой обрушения здания, которая требует незамедлительного решения вопроса об их переселении в другое жилое помещение, принимались ли ответчиком меры о выселении жильцов спорного дома, в том числе, истца в другие жилые помещения.
Судом установлено, что после признания спорного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, дом был включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Мурманской области» на 2019-2025 годы и подпрограмму «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017» на 2018-2024 годы муниципальной программы.
Согласно части 1 статьи 57 Устава муниципального образования город Мурманск расходы бюджета осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. При этом действующее бюджетное законодательство (ст. 38, 162, 283, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации) запрещает нецелевое расходование бюджетных средств.
В соответствии с Решением Совета депутатов города Мурманска от 26.05.2008 года № 50-618 «Об утверждении Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании город Мурманск» исполнение расходных обязательств муниципального образования город Мурманск производится на основании утвержденного решением Совета депутатов города Мурманска бюджета на очередной финансовый год. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 1 указанного Решения использование иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципального образования город Мурманск не допускается.
С учетом изложенного порядка расходования бюджетных средств, принимая во внимание, что сроки расселения граждан из аварийного жилищного фонда зависят от строительства многоквартирных домов и приобретения жилых помещений на вторичном рынке жилья, в связи с утверждением адресной региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мурманской области» на 2019-2025 годы, срок окончания реализации программных мероприятий в отношении дома истца – 01.09.2025.
Таким образом, при подходе срока расселения <адрес> в городе Мурманске жильцам должно быть предложено благоустроенное жилое помещение для заключения договора мены.
Так как спорный жилой дом включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых предоставлена финансовая поддержка в соответствии с Законом № 185-ФЗ на переселение граждан в рамках областной долгосрочной целевой программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мурманской области» на 2019-2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Мурманской области от 01.04.2019 № 153-ПП, то порядок предоставления жилых помещений в целях расселения спорного дома регулируется п. 2 ст. 16 Закона № 185-ФЗ, согласно которому в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования.
Таким образом, устанавливая очередность реализации мероприятий программы, исходя из года признания дома аварийным и подлежащим сносу, органы местного самоуправления не устанавливают очередность граждан одной категории, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, а реализуют нормативное предписание пункта 2 ст. 16 Закона № 185-ФЗ.
При указанных обстоятельствах, поскольку планируемый срок расселения многоквартирного дома в соответствии с действующей Муниципальной программой не истек, требования о понуждении ответчиков к организации процедуры выкупа жилого помещения либо заключения договора мены, суд находит необоснованными.
Доказательств того, что принадлежащее Мельник Е.Н. жилое помещение является опасным для проживания, материалы дела не содержат.
Кроме того, обеспечение прав на безопасное жилище, предусмотренное ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, на период выполнения мероприятий, указанных выше программ, реализуется через предоставление собственникам и нанимателям аварийных жилых помещений во временное пользование помещений маневренного фонда (ст. 95 ЖК РФ).
Как установлено в ходе рассмотрения дела, подтверждено истцом Мельник Е.Н. от предоставления жилого помещения маневренного фонда она отказалась. Также судом принимается во внимание, что Мельник Е.Н. будучи инвалидом третьей группы бессрочно, при этом ограничений к трудовой деятельности не имеется, после издания постановления администрации города Мурманска № от ДД.ММ.ГГГГ, которым многоквартирный жилой дом по адресу: г. Мурманск, <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, а именно ДД.ММ.ГГГГ снялась с регистрационного учета в принадлежащей ей на праве собственности благоустроенной квартире по адресу: г. Мурманск, <адрес> осуществила регистрацию в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Мурманск, <адрес>, где ей на праве собственности принадлежит только комната жилой площадью 13,8 кв.м.. Кроме того, её сын ФИО1, <данные изъяты> г.р., ДД.ММ.ГГГГ снялся с регистрационного учета в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Мурманск, <адрес> зарегистрировался по месту жительства в принадлежащей матери на праве собственности благоустроенной квартире по адресу: г. Мурманск, <адрес>.
В дальнейшем, Мельник Е.Н., а именно ДД.ММ.ГГГГ, совершила гражданско-правовую сделку - заключила договор купли-продажи принадлежащей ей на праве собственности квартиры по адресу: г. Мурманск, <адрес>, со своим сыном, в результате чего перестала быть собственником благоустроенной квартиры площадью 32,2 кв. м.. При этом в судебном заседании истец пояснила, что денежные средства по договору купли-продажи сын ей не выплачивал. Таким образом, суд приходит к выводу, что истица намеренно ухудшила свои условия проживания.
Кроме того, судом установлено, что жилое помещение истца в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Мурманск, <адрес> неоднократно предоставлялось лицам, не являющимся членами семьи истца, в том числе иностранным гражданам, для регистрации по месту пребывания.
Таким образом, исходя из хронологии вышеуказанных событий, истица совершала намеренные действия, которые ухудшили ее жилищные условия,
На основании изложенного, суд приходит к выводу, правовых оснований утверждать, что ответчиком каким-либо образом нарушены права истца, не имеется, поскольку все действия ответчиком выполняются в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ и нормативными правовыми актами. При указанных обстоятельствах, установленные законом основания для предоставления жилого помещения Мельник Е.Н. ранее установленного срока отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 57, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░